Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Русской Церкви






 

Все вышеприведенные наставления, несмотря на некоторые их различия, являются подлинной и живой православной практикой причащения для мирян и в наше время; они полностью вписываются в традицию Православной Церкви. Причащается ли христианин раз в две недели или четыре раза в год — это должен в каждом конкретном случае определять духовник, но при любом из этих временных промежутков между принятием Святых Даров не нарушается многовековая церковная традиция, сложившаяся в Русской Церкви: всегда остается время для говения, для поста перед причастием, для надлежащей молитвенной подготовки, включающей в себя традиционные молитвенные правила перед причащением, для посещения храма накануне причащения (суточный богослужебный круг) и, самое главное, — для исповеди в своих грехах перед причащением, дабы приступить к принятию Святых Таин с омытою от грехов душой.

При более же частом  —  ежелитургийном причащении, на котором настаивают иные либеральные священники и практикуемом ныне в обновленческих общинах, ничего из вышеприведенной традиционной подготовки к причастию выполнить практически невозможно: современные прихожане обновленческих общин из-за сверхчастого причащения не постятся перед принятием Св. Таин, подготовительные молитвы, не говоря уже о трех канонах, перед причастием или сокращены до неприличного минимума, или отсутствуют в обновленческой практике вообще: они утверждают, что сама литургия с ее песнопениями и чтениями является наилучшей подготовкой к причастию; исповедь перед причастием или носит формальный характер (а по сути упраздняется — набрасывается епитрахиль без всякого исповедования грехов и выслушивания их священником), или отсутствует вообще. В своих «Дневниках» авторитетный для всех обновленцев американский протопресвитер Александр Шмеман так прямо и пишет: «Лично я вообще бы отменил частную исповедь» (с.  35).

Целью модернистской практики сверхчастого причащения (в храме священника-обновленца В.Лапшина, как и в начале 1990-х годов у священника Г.Кочеткова, практикуется причащение мирян несколько раз в неделю, а таинство Покаяния, по словам о. В.Лапшина, должно происходить только один-два раза в жизни!) является отнюдь не возврат к древнеапостольской церковной практике, а просто-напросто упразднение таинства исповеди перед Причащением, упразднение традиционной дисциплины постов и молитвенного приготовления к этому великому таинству, т.е., по существу — приближение к католической практике причащения[2].

Недаром старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), прекрасно знавший разрушительную сущность обновленчества, отрицающего необходимость таинства исповеди перед приобщением Святых Христовых Таин, оставил нам в назидание и спасение замечательную книгу — «Опыт построения исповеди», которая, несомненно, войдет в сокровищницу православного аскетического наследия.

Либеральные священники и публицисты (прот. А.Мень, прот. А.Шмеман, священники В.Лапшин и Г.Кочетков, монахиня Мария Скобцова и др.) в существовании самой книги Типикон с его предписаниями о богослужении и постах видят чуть ли не самую большую опасность для современного Православия, ибо Типикон препятствует «богослужебному творчеству» реформаторов. «Выступления против переводов богослужения на русский язык, выступления против всяких литургических реформ, выступления против экуменизма, — по словам священника Владимира Лапшина, — это проявления религиозного, духовного фашизма», и поэтому прогрессивный московский батюшка призывает по радио «София» во что бы то ни стало «противостоять фашистским тенденциям в религиозной и духовной жизни» (20.11.1996)[3]. Неудивительно, если в недалеком будущем Типикон как книга, «разжигающая нездоровый экстремизм» и представляющая «угрозу основам демократии», нашими церковными реформаторами будет поставлен в один ряд с «Майн кампф».

Своеобразным «догматом» современных обновленцев является учение протопресвитера Николая Афанасьева (†1966), согласно которому все миряне не просто участвуют или молятся на литургии, а служат литургию вместе со священством, по-протестантски истолковывая слова апостола «Вы — царственное священство» (1 Пет. 2, 9). Как пишет священник Георгий Кочетков в своем «Катехизисе для катехизаторов», «подлинными священниками в христианстве... являются все полные члены Церкви, т.е. все верные, которые и служат как цари и священники на литургии верных» (с. 360). Отметим, что почти все обновленческие идеи свящ. Г.Кочеткова вытекают из модернистских трудов прот. Н.Афанасьева.

Протопресвитер Николай Афанасьев, живя во Франции, разработал новую модернистскую экклезиологию, согласно которой отрицается разделение в Церкви на клир и мирян (в котором якобы имеет место «проявление клерикализма», по словам его ученика свящ. Кочеткова). Миряне, как «царственное священство» (1 Пет. 2, 9), осуществляют в Церкви всеобщее служение, наиболее полно раскрывающееся в служении Евхаристии. Согласно учению прот. Н.Афанасьева, развитому затем до протестантской крайности свящ. Кочетковым, предстоятелю в алтаре сослужат не только духовенство, но и все верные (т.е. миряне — «полные члены Церкви» свящ. Кочеткова). Отсюда — и недопустимость каких-либо «тайных» от мирян-«священников» молитв, и необязательность исповеди перед причастием, и ненужность иконостаса, недемократично отделяющего одно священство, которое у престола в алтаре, от другого «священства», которое не у престола: везде должно сохраняться равноправие, с которым наличие в Церкви иерархии, иконостаса, «секретных» молитв и проч. недопустимо, ибо недемократично!

Следствием такого еретического толкования послания ап. Петра является учение: без служения мирян — «полных членов Церкви» священника Кочеткова — литургия не может быть полноценной. Отсюда — ежелитургийное причащение мирян наравне с духовенством, чтение мирянами вслух тайных священнических, в том числе и евхаристических, молитв на русском языке, «целование мира» всеми мирянами вне алтаря, редкая исповедь и т.п.

Как объясняют прихожане о. Г.Кочеткова, «мы можем (!) перепоручать священству служить литургию, и тогда миряне просто стоят и молятся. Но если мы не перепоручаем (!) священству служить, то мы сослужим литургию вместе со священниками». Отсюда следует и чтение всех тайносовершительных евхаристических молитв мирянами-сослужителями общины свящ. Г.Кочеткова.

Может быть, в древней Церкви верные на литургии повторяли слова священнослужителя (епископа), однако сейчас, спустя много веков, это выглядит просто пародией и профанацией литургии.

Священник Георгий Кочетков считает, что «от христианина всегда требовалось причащение за каждой литургией» (Православная община. 1991. № 2. С. 28). Согласно его учению, никто «не имеет права в Церкви себя отлучать от причастия: это означает отлучение от Церкви», поэтому все не причащающиеся должны изгоняться из храма перед литургией верных («Братство в Православии». Сборник материалов ежегодной встречи Преображенского братства. С. 42).

Но вот что об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Бывай, сколько можешь чаще, на жертве сей [Святой Евхаристии] и общение с ней держи, если не вкушением ея, то сокрушением и плачем» (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892. С. 238). А также: «Причащаются на Литургии не все и не всегда, но жертва приносится от всех и за всех. Все потому и должны участвовать в ней... Одно живое созерцание сего таинства сильно оживляет и возбуждает дух» (Путь ко спасению. Ч. III. М., 1899. С. 263).

Член «семьи-общины» о. Г.Кочеткова «может получить благословение на регулярное причащение без исповеди на каждой Литургии...» («Православная община». 1992, № 3. С. 33).

Подобная практика является радикальным отступлением от духовной традиции Русской Православной Церкви. В молитве ко Святому Причащению, составленной святыми Отцами, говорится: «Хотя ясти, человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися, огнь бо есть». И апостол Павел предупреждает нас: «По сему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27, 29–30).

Священник В.Лапшин по радио «София» наставляет свою радиопаству, как следует причащаться православным: «Если человек причащается раз в неделю, то полнедели перед причастием он рвется к причастию, он готовится к причастию, а после причастия он полнедели живет этим причастием, то есть переживанием Евхаристии. И таким образом вся жизнь человека должна быть евхаристична, вся жизнь должна быть пронизана этой Евхаристией. Если не получается такой жизни при причащении раз в неделю, значит, причащаться надо два раза в неделю, три раза в неделю... Западные христиане сегодня это очень хорошо понимают. Вот я знаю, что в Польше во многих городах, во многих приходах причащаются каждый день: там месса начинается в 7  утра и люди просто каждый день встают рано и перед работой приходят на мессу, причащаются святых Христовых Таин, а после этого идут на работу, после этого они живут этой Евхаристией в течение этого дня, и готовясь уже к Евхаристии завтрашнего дня» (14.01.2007).

Тут православный священник пропагандирует самую настоящую латинскую духовную прелесть, от которой нас строго предостерегали святые Отцы. Да еще ставит православным в пример совершенно лишенное какого-либо благоговения вкушение польскими католиками облаток по пути на работу. Да убоимся такого странного «благочестия»!

Современным проповедникам возврата к литургической практике древней Церкви московским священникам-неообновленцам Владимиру Лапшину и Георгию Кочеткову остается лишь напомнить, что возвращение к древней литургической практике было первым нововведением «Союза церковного возрождения» обновленческого епископа Антонина (Грановского) в 1923 году. По признанию самого Антонина, это нововведение было «встречено поповством враждебно» (вторым нововведением Антонина был переход богослужения на русский язык. «Поповство и держится за славянский язык как за средство рабовладельче­ского командования умами верующих» — сказано в резолюции «Союза церковного возрождения» 1924 года. Престол на литургии Антонина был вынесен из алтаря на середину храма, и весь народ читал вслух евхаристические молитвы)[4].

Почему бы современным неообновленцам не быть последовательными в своем стремлении к «возврату» к литургической практике древней Церкви и идти до конца: например, на литургии преподавать Святое Тело Христово своим духовным чадам прямо в руки, а не с помощью лжицы в уста, как это было введено в практику Церкви уже довольно поздно свт. Иоанном Златоустом в IV веке (Антонин Грановский преподавал мирянам Святое Тело Христово сахарными щипцами прямо в руки; при этом Антонин аргументировал такой «возврат к древней литургической практике» «гигиеническими соображениями»). Напомним также, что одним из основных требований в области реформы традиционного православного богослужения у обновленцев революционной эпохи была отмена исповеди перед Причастием, как несовместимой с наступлением «светлой эпохи небывалых политических и религиозных свобод», как «средневекового насилия над совестью человека». Да и вообще, первые христиане проповедовали в синагогах, так, может быть, и священнику Владимиру Лапшину не следует так уж пренебрегать древней апостольской практикой, благо недалеко от его храма находится хасидская синагога (на Большой Бронной). Там, может быть, с огромной радостью встретят прогрессивного батюшку и сердечно воспримут его пламенную проповедь о христианской любви и о свободе во Христе!

Касаясь подобной современной обновленческой практики сверхчастого причащения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на ежегодном епархиальном собрании г. Москвы 5 декабря 2006 г. вы­сказал по поводу этих литургических новшеств серьезную озабоченность: «К сожалению, необходимо признать, что существующие теперь церковные общины сильно отличаются от древнего идеала, даже те из них, которые искренне стремятся к нему. Не видя истинной причины современных нестроений, некоторые пастыри и их пасомые полагают, что все можно исправить внешним, формальным изменением порядка церковной жизни. Например, совершать богослужения на русском языке, всем приходом обязательно причащаться каждое воскресенье или за каждой Литургией, отменить традиционную в нашей Церкви обязательную исповедь перед Причастием и т.д.».

Эти замечательные слова Первосвятителя нашей Церкви наиболее точно и кратко формулируют основную идею, заложенную в данной статье. Можно было бы даже ограничиться этими мудрыми и крайне актуальными словами Святейшего. Однако современный литургический модернизм пустил настолько глубокие корни в Русской Церкви, что нам придется остановиться и на некоторых других его проявлениях.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал