Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы организации охраны объектов особой важности в ЧС
К сожалению, при использовании понятия «охраняемый объект» и классификации таких объектов также имеют место разночтения. В контексте чрезвычайных ситуаций, под охраняемым объектом будем понимать здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, подлежащие защите от противоправных посягательств, а под объектом особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения - объект, вошедший в Перечень важных объектов, утвержденный руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Перечень важных объектов составляется в МВД, ГУ МВД, У МВД субъектов Российской Федерации, согласовывается с территориальными органами ФСБ России. Перечень объектов, которые берутся под охрану и оборону (усиливается охрана), не должен превышать возможности органа внутренних дел по выделению сил и средств для выполнения этой задачи. При этом утверждению перечня должны предшествовать оценка и обоснование необходимости включения в него того или иного объекта. В перечень важных объектов включается: - здания органов государственной власти и местного самоуправления, объекты обеспечения жизнедеятельности населения; - взрыво-, радиоционно-, химически-, бактериологически опасные объекты; - передающие станции телерадиовещания, узел телефонной и телеграфной связи; - места хранения мобилизационных запасов, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ (материалов), места хранения сильнодействующих и ядовитых веществ, хранилища государственных ценностей; - объекты органов внутренних дел и др. Значение надежной охраны важных объектов определяется самим статусом этих объектов. Обеспечить надежную охрану важных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций можно только тогда, когда эта деятельность определенным образом организована, т.е. обладает свойством внутренней упорядоченности, согласованности и целесообразного взаимодействия составляющих ее процессов и действий. Организацию охраны объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения (далее важные объекты) можно представить в виде следующих трех взаимосвязанных этапов: предварительного, подготовительного и основного. На предварительном этапе группой планирования ОВД разрабатывается перечень важных объектов и определяются их характеристики (размеры объекта, скрытые подступы к нему, количество работающих на объекте и их местоположение в разное время суток и др.). Перечень важных объектов составляется по форме, приведенной в табл. 3, согласовывается с территориальными органами безопасности и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таблица 3 Форма составления перечня важных объектов
На подготовительном этапе в ОВД всех уровней создается целевой орган управления - оперативный штаб (ОШ), осуществляющий руководство силами и средствами ОВД в чрезвычайных ситуациях, в том числе по организации охраны и обороны важных объектов, а также организуется подготовка личного состава к действиям в таких ситуациях. На ОШ приказами начальника ОВД возлагаются следующие обязанности: - разработка оперативных планов охраны и обороны важных объектов; - подготовка личного состава к действиям по отражению нападений на важные объекты; - управление силами и средствами ОВД при отражении нападения на важные объекты в реальных условиях. Порядок и методика разработки оперативных планов приведены в приказе МВД России от 06 февраля 2012 г. № 88 дсп. Оперативные планы охраны и обороны важных объектов являются организационно-правовыми документами и состоят из следующих разделов: - основные задачи и состав оперативного штаба; - порядок действий должностных лиц ОШ при ЧС; - силы и средства, привлекаемые к ЧС; - организация взаимодействия; - воспитательная работа; - тыловое и техническое обеспечение; - меры безопасности. К плану прилагаются: - план-схема объекта; - план оповещения; - план связи ОВД при ЧС; -бланки формализованных документов (решение на действия при ЧС, плановая таблица взаимодействия и т.д.). Все разделы плана должны содержать только то, что необходимо для понимания излагаемого вопроса без дополнительных пояснений. Все сведения излагаются сжатыми формулировками с применением простых оборотов, сокращенных обозначений, аббревиатур и условных знаков. План подписывается начальником штабного подразделения и согласовывается с руководителями взаимодействующих подразделений, другими заинтересованными лицами и утверждается начальником ОВД. Затем план доводится до исполнителей и соответствующие руководители осуществляют контроль за их деятельностью. Корректировка плана осуществляется при: - издании новых нормативных правовых актов МВД России по действиям в ЧС; - изменении организационно-штатной структуры и списочной численности личного состава (более 20 %); - резких изменениях оперативной обстановки; - выявлении недостатков в ходе инспектирования. В оперативном подчинении ОШ находятся специальные сводные отряды (ССО) ОВД, комплектуемые из представителей различных служб и подразделений ОВД. Для решения задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств могут создаваться следующие функциональные группы: оперативная группа – предназначена для организации работы и управления силами и средствами непосредственно в районе возникновения чрезвычайного обстоятельства (чрезвычайной ситуации) на первоначальном этапе действий органов внутренних дел и внутренних войск; оперативно-поисковая группа – предназначена для поиска и задержания разыскиваемых лиц в определенном районе местности (полосе ведения поиска); группа организации оперативно-розыскных мероприятии – предназначена для организации необходимых оперативно-розыскных мероприятий, обеспечения оперативного штаба информацией в отношении лиц, представляющих оперативный интерес. Группа формируется из наиболее опытных сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации; группа проведения радиоконтрразведывательных и оперативно-технических мероприятий – предназначена для осуществления мероприятий, направленных на обеспечение контроля за действиями лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния, раскрытие их планов, выявление возможных сообщников на территории (объектах), в пределах которой (на которых) проводятся специальное мероприятие, и за ее (их) пределами; группа оцепления – предназначена для обеспечения безопасности населения, прекращения доступа на территорию (объекты), в пределах которой (на которых) проводится специальное мероприятие, посторонних лиц и транспортных средств, задержания и направления на пункт проверки граждан и лиц, пытающихся несанкционированно проникнуть на указанную территорию (указанные объекты) или покинуть ее (их); группа блокирования – предназначена для блокирования района проведения специального мероприятия, пресечения возможных попыток прорыва правонарушителей, исключения доступа к объекту возможных сообщников, посторонних лиц, а также транспортных средств; группа рассредоточения – предназначена для разделения участников групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков на части, с одного или нескольких направлений и вытеснения их с занимаемой территории. При проведении специальной операции в учреждениях исполнения наказания группа рассредоточения создается для рассечения территории объекта на участки, отсечения осужденных от помещений и объектов, подвергшихся погрому (поджогу); группа разграждения – предназначена для разграждения завалов и других заграждений, препятствующих выполнению задач; группа изъятия – предназначена для задержания во взаимодействии с группами рассредоточения и блокирования участников беспорядков (правонарушителей) и передаче их группе конвоирования; группа конвоирования – предназначена для сопровождения (конвоирования) лиц, задержанных по подозрению в совершении или совершивших противоправные деяния, активных участников массовых беспорядков на пункт проверки граждан; группа патрулирования – предназначена для поддержания общественного порядка и безопасности на территории, прилегающей к району проведения специальных мероприятий, выявления граждан, причастных к совершению преступления в данном районе; группа наблюдения – предназначена для наблюдения за действиями лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния, сбора информации об их местонахождении, вооружении и характере действий, осуществления контроля за развитием ситуации на объекте совершения преступления (правонарушения) и прилегающей к району проведения специальных мероприятий территории; группа организации дорожного движения – предназначена для организации и обеспечения беспрепятственного выдвижения в район проведения специальных мероприятий оперативной группы и подразделений группировки сил и средств, организации объездных маршрутов движения транспорта, а также эвакуации транспортных средств, находящихся на территории, в пределах которой проводится специальное мероприятие; группа охраны – предназначена для охраны оперативного штаба (оперативной группы) в районе проведения специальных мероприятий в целях обеспечения безопасности, недопущения вооруженного нападения и прохода посторонних лиц, а также обеспечения сохранности эвакуированного имущества, материальных средств, охраны важных объектов и обеспечения режимных мероприятий, сборных и эвакуационных пунктов; группа эвакуации – предназначена для эвакуации посторонних лиц и отбуксировки транспортных средств с территории (объектов), в пределах которой (на которых) проводится специальное мероприятие, в целях обеспечения их безопасности; штурмовая группа – предназначена для подготовки и проведения специальных силовых мероприятий по задержанию лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния, по указанию руководителя ОШ; группа прикрытия – предназначена для отвлечения внимания от действий штурмовой группы, поддержки ее действий огнем и специальными средствами, оказания помощи штурмовой группе в случае осложнения обстановки, задержания лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния, прорывающихся с места укрытия (совершения преступления) при действиях штурмовой группы; группа окружения – предназначена для изоляции лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния, с целью их захвата (нейтрализации); группа захвата – предназначена для захвата (задержания) бронеобъектов, огневых и транспортных средств, пунктов управления незаконных вооруженных формирований; маневренная группа – предназначена для контроля за складывающейся обстановкой, предупреждения (пресечения) противоправных действий в закрепленном районе (на участке), маршруте, оперативного решения внезапно возникающих задач; группа применения специальных средств – предназначена для воздействия на правонарушителей специальными средствами, прикрытия действий функциональных групп при проведении специальных мероприятий; группа огневой поддержки – предназначена для огневого сопровождения штурмовой группы с использованием оружия в случаях вооруженного сопротивления лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния или создающих реальную опасность жизни и здоровью людей; группа ликвидации угрозы взрыва – предназначена для анализа информации о наличии у правонарушителей взрывоопасных предметов, взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ; оценки состояния места совершения преступления на предмет взрыво- и пожароопасности; проведения осмотра лиц, помещений, транспортных средств на предмет наличия взрывных устройств и взрывчатых веществ; установления принадлежности обнаруженных подозрительных предметов к взрывоопасным; организации работы по обезвреживанию взрывных устройств и взрывоопасных предметов; группа радиационной, химической и биологической разведки – предназначена для выявления фактов заражения объектов и местности радиоактивными и отравляющими веществами, а также биологическими средствами; организации мероприятий по локализации очага поражения и ликвидации последствий применения средств массового поражения; группа авиационной поддержки – предназначена для ведения воздушной разведки, доставки сил и средств (резерва) в район предстоящих действий, огневой поддержки подразделений органов внутренних дел и внутренних войск при проведении специальных мероприятий. группа ведения переговоров – предназначена для оценки полученной информации о личностях, планах, намерениях, поведении правонарушителей, разъяснения уголовно-правовых последствий их действий; использования средств морально-психологического воздействия на волю и сознание с целью склонения их к отказу от дальнейших преступных действий, получения необходимых данных для осуществления оперативно-розыскных, оперативно-технических и других специальных мероприятий; выявления состояния заложников и принятия мер по их освобождению; группа связи – предназначена для обеспечения связи руководителя оперативного штаба с вышестоящим штабом, привлекаемыми к решению задач в районе чрезвычайного обстоятельства (кризисной ситуации) силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск и взаимодействующими органами; группа взаимодействия со средствами массовой информации – предназначена для информирования общественности через СМИ о результатах проведения специальных мероприятий; подготовки в интересах оперативного штаба официальных информационных материалов (сообщений, выступлений, комментариев); создания условий по недопущению огласки и распространения в СМИ информации, могущей негативно повлиять на ход проведения специальных мероприятий; участия в специальных информационных мероприятиях; оказания содействия представителям СМИ в подготовке публикаций, видео- и аудиосюжетов; группа пункта проверки граждан – предназначена для осуществления мероприятий по установлению личности задержанных лиц и их роли в совершении правонарушения; процессуального оформления полученных сведений; принятия решений в отношении задержанных лиц (о задержании, освобождении, проведении дознания, передаче материалов в следственную группу); направления задержанных лиц в места содержания для проведения дальнейшего расследования; группа документирования – предназначена для составления протоколов (актов) осмотра места происшествия, опроса свидетелей и потерпевших лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, а также оформления иной служебной документации по результатам следственно-оперативных действий; следственно-оперативная группа – предназначена для производства неотложных следственных действий; организации и производства осмотра объекта совершения преступления; организации оперативного сопровождения уголовного дела; группа медицинского обеспечения (медицинский пункт) – предназначена для оказания первой неотложной медицинской и психологической помощи лицам, пострадавшим в результате совершения преступления (правонарушения) и в ходе проведения специального мероприятия; группа материально-технического обеспечения – предназначена для снабжения участников специальных мероприятий необходимым материально-техническим имуществом, горюче-смазочными материалами, питанием; поддержания уровня оснащенности вооружением, транспортными средствами, специальной техникой и другими техническими средствами, обеспечения их постоянной готовности к применению; развертывания и оборудования пунктов проверки граждан, питания и оказания медицинской помощи; группа ликвидации последствий ЧО – предназначена для ликвидации возникших очагов возгорания, разборки завалов, проведения спасательных мероприятий по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате совершенного преступления (террористического акта) и проведенного специального мероприятия; резерв – предназначен для усиления других функциональных групп и решения внезапно возникающих задач. Численность резерва определяется в зависимости от наличия сил и средств, которые могут быть высвобождены для этих целей. По решению руководителя органа внутренних дел (оперативного штаба), исходя из оперативной обстановки, целей и задач при локализации последствий ЧО могут создаваться иные функциональные группы. Одним из условий достижения успеха органами внутренних дел при ликвидации ЧС является быстрота приведения в боевую готовность сил и средств, умелые действия личного состава. Основное содержание организации заблаговременной подготовки сотрудников ОВД к действиям в ЧС раскрыто в п. 5 методических рекомендаций. На основном этапе - при реальном возникновении ЧС - начинается управленческий процесс реализации решений оперативного плана. Условно его можно разделить на следующие стадии: - учет, накопление и анализ поступающей информации и на этой основе прогнозирование развития событий; - подготовка, принятие управленческого решения, оформление его в форме специального документа и доведение до исполнителей; - организация учета результатов деятельности ОШ, специальных формирований в условиях ЧС на важном охраняемом объекте; - координация действий основных, дополнительных, приданных сил и средств ОВД, обеспечение взаимодействия с другими субъектами, участвующими в охране и обороне важных объектов; - осуществление контроля за деятельностью личного состава ОВД в выполнении поставленных перед ними задач. Перечисленные стадии управленческого процесса, осуществляемого руководителями ОВД (ОШ) в ЧС охватывают длительный период времени. В реальных условиях обороны важных объектов руководители ОВД (ОШ) осуществляют управленческий процесс лично и через своих заместителей, а также подчиненный аппарат, используя при этом свои полномочия, сочетая принципы коллективного обсуждения возникающих проблем и единоначалия. Так, при получении информации о подготавливаемом или реальном нападении на важный объект начальник ОВД (ОШ) оценивает ее и на этом основании принимает конкретные решения, немедленно отдает предварительные распоряжения. Эффективность управления силами и средствами в условиях ЧС во многом зависит от контроля и оказания необходимой практической помощи подчиненным, осуществляемых руководителем и членами ОШ, командирами специальных групп, а также вышестоящими руководителями ОВД, рационального выбора места расположения стационарного или передвижного командного пункта ОШ, наличия проводных, звуковых, световых сигналов управления и связи, специального транспорта, телевизионной и другой аппаратуры, постов наблюдения и разведки. К числу основных контролируемых вопросов относятся: - своевременность передачи решений, команд и распоряжений начальника ОШ, его заместителей, порядок их получения и пополнения подчиненными; - полнота, оперативность и достоверность обратной информации, поступающей в ОШ; - ведение учетов и записей информации в специальных журналах или с помощью технических средств; - деятельность всех специальных групп, входящих в состав ССО или непосредственно подчиненных ОШ, представителей ОШ, ответственных за определенные участки, зоны, рубежи и др. Учет результатов работы ОШ и его формирований в процессе обороны важных объектов осуществляется информационно-аналитической группой, куда регулярно поступает информация со всех участков и рубежей обороны. Для этого используется звукозаписывающая и видеоаппаратура, ведется журнал по установленной форме, где фиксируются: номер, дата и время поступления информации; адресат; принятое решение (указание, распоряжение) руководителя ОШ по данной информации; отметка об исполнении (кем, когда, результат). В дальнейшем учеты результатов работы используются для подготовки внеочередной информации в вышестоящие ОВД и другие инстанции, разбора действий личного состава при подведении итогов служебно-оперативной деятельности, в том числе при расследовании уголовных дел и экспертизе действий ОШ. Учеты хранятся в дежурной части не менее года и уничтожаются по акту в установленном порядке. Успешное решение личным составом ОВД задач по охране и обороне важных объектов зависит от координации и взаимодействия всех сил и средств, участвующих в таких мероприятиях. Актуальность указанной стадии управленческого процесса возрастает пропорционально масштабам территории, количеству и соотношению нападающих и личного состава, средств ОВД, используемых при обороне объектов.
|