Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы организации охраны объектов особой важности в ЧС






К сожалению, при использовании понятия «охраняемый объект» и классификации таких объектов также имеют место разночтения.

В контексте чрезвычайных ситуаций, под охраняемым объектом будем понимать здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, подлежащие защите от противоправных посягательств, а под объектом особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения - объект, вошедший в Перечень важных объектов, утвержденный руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Перечень важных объектов составляется в МВД, ГУ МВД, У МВД субъектов Российской Федерации, согласовывается с территориальными органами ФСБ России. Перечень объектов, которые берутся под охрану и оборону (усиливается охрана), не должен превышать возможности органа внутренних дел по выделению сил и средств для выполнения этой задачи. При этом утверждению перечня должны предшествовать оценка и обоснование необходимости включения в него того или иного объекта.

В перечень важных объектов включается:

- здания органов государственной власти и местного самоуправления, объекты обеспечения жизнедеятельности населения;

- взрыво-, радиоционно-, химически-, бактериологически опасные объекты;

- передающие станции телерадиовещания, узел телефонной и телеграфной связи;

- места хранения мобилизационных запасов, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ (материалов), места хранения сильнодействующих и ядовитых веществ, хранилища государственных ценностей;

- объекты органов внутренних дел и др.

Значение надежной охраны важных объектов определяется самим статусом этих объектов. Обеспечить надежную охрану важных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций можно только тогда, когда эта деятельность определенным образом организована, т.е. обладает свойством внутренней упорядоченности, согласованности и целесообразного взаимодействия составляющих ее процессов и действий.

Организацию охраны объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения (далее важные объекты) можно представить в виде следующих трех взаимосвязанных этапов: предварительного, подготови­тельного и основного.

На предварительном этапе группой планирования ОВД разрабатыва­ется перечень важных объектов и определяются их характеристики (разме­ры объекта, скрытые подступы к нему, количество работающих на объекте и их местоположение в разное время суток и др.).

Перечень важных объектов составляется по форме, приведенной в табл. 3, согласовывается с территориальными органами безопасности и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

 

Таблица 3

Форма составления перечня важных объектов

№ п/п Наименование объекта Место распо­ложения Существующая система охраны (обороны) Выделение сил для охраны (усиления охраны) объекта Примечание
           

 

На подготовительном этапе в ОВД всех уровней создается целевой орган управления - оперативный штаб (ОШ), осуществляющий руково­дство силами и средствами ОВД в чрезвычайных ситуациях, в том числе по организации охраны и обороны важных объектов, а также организуется подготовка личного состава к действиям в таких ситуациях.

На ОШ приказами начальника ОВД возлагаются следующие обязан­ности:

- разработка оперативных планов охраны и обороны важных объектов;

- подготовка личного состава к действиям по отражению нападений на важные объекты;

- управление силами и средствами ОВД при отражении нападения на важные объекты в реальных условиях.

Порядок и методика разработки оперативных планов приведены в приказе МВД России от 06 февраля 2012 г. № 88 дсп.

Оперативные планы охраны и обороны важных объектов являются организационно-правовыми документами и состоят из следующих разде­лов:

- основные задачи и состав оперативного штаба;

- порядок действий должностных лиц ОШ при ЧС;

- силы и средства, привлекаемые к ЧС;

- организация взаимодействия;

- воспитательная работа;

- тыловое и техническое обеспечение;

- меры безопасности.

К плану прилагаются:

- план-схема объекта;

- план оповещения;

- план связи ОВД при ЧС;

-бланки формализованных документов (решение на действия при ЧС, плановая таблица взаимодействия и т.д.).

Все разделы плана должны содержать только то, что необходимо для понимания излагаемого вопроса без дополнительных пояснений. Все све­дения излагаются сжатыми формулировками с применением простых обо­ротов, сокращенных обозначений, аббревиатур и условных знаков. План подписывается начальником штабного подразделения и согла­совывается с руководителями взаимодействующих подразделений, други­ми заинтересованными лицами и утверждается начальником ОВД. Затем план доводится до исполнителей и соответствующие руководители осуще­ствляют контроль за их деятельностью.

Корректировка плана осуществляется при:

- издании новых нормативных правовых актов МВД России по дей­ствиям в ЧС;

- изменении организационно-штатной структуры и списочной численности личного состава (более 20 %);

- резких изменениях оперативной обстановки;

- выявлении недостатков в ходе инспектирования.

В оперативном подчинении ОШ находятся специальные сводные от­ряды (ССО) ОВД, комплектуемые из представителей различных служб и подразделений ОВД.

Для решения задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств могут создаваться следующие функциональные группы:

оперативная группа – предназначена для организации работы и управления силами и средствами непосредственно в районе возникновения чрезвычайного обстоятельства (чрезвычайной ситуации) на первоначальном этапе действий органов внутренних дел и внутренних войск;

оперативно-поисковая группа – предназначена для поиска и задержания разыскиваемых лиц в определенном районе местности (полосе ведения поиска);

группа организации оперативно-розыскных мероприятии – предназначена для организации необходимых оперативно-розыскных мероприятий, обеспечения оперативного штаба информацией в отношении лиц, представляющих оперативный интерес. Группа формируется из наиболее опытных сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации;

группа проведения радиоконтрразведывательных и оперативно-технических мероприятий – предназначена для осуществления мероприятий, направленных на обеспечение контроля за действиями лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния, раскрытие их планов, выявление возможных сообщников на территории (объектах), в пределах которой (на которых) проводятся специальное мероприятие, и за ее (их) пределами;

группа оцепления – предназначена для обеспечения безопасности населения, прекращения доступа на территорию (объекты), в пределах которой (на которых) проводится специальное мероприятие, посторонних лиц и транспортных средств, задержания и направления на пункт проверки граждан и лиц, пытающихся несанкционированно проникнуть на указанную территорию (указанные объекты) или покинуть ее (их);

группа блокирования – предназначена для блокирования района проведения специального мероприятия, пресечения возможных попыток прорыва правонарушителей, исключения доступа к объекту возможных сообщников, посторонних лиц, а также транспортных средств;

группа рассредоточения – предназначена для разделения участников групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков на части, с одного или нескольких направлений и вытеснения их с занимаемой территории. При проведении специальной операции в учреждениях исполнения наказания группа рассредоточения создается для рассечения территории объекта на участки, отсечения осужденных от помещений и объектов, подвергшихся погрому (поджогу);

группа разграждения – предназначена для разграждения завалов и других заграждений, препятствующих выполнению задач;

группа изъятия – предназначена для задержания во взаимодействии с группами рассредоточения и блокирования участников беспорядков (правонарушителей) и передаче их группе конвоирования;

группа конвоирования – предназначена для сопровождения (конвоирования) лиц, задержанных по подозрению в совершении или совершивших противоправные деяния, активных участников массовых беспорядков на пункт проверки граждан;

группа патрулирования – предназначена для поддержания общественного порядка и безопасности на территории, прилегающей к району проведения специальных мероприятий, выявления граждан, причастных к совершению преступления в данном районе;

группа наблюдения – предназначена для наблюдения за действиями лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния, сбора информации об их местонахождении, вооружении и характере действий, осуществления контроля за развитием ситуации на объекте совершения преступления (правонарушения) и прилегающей к району проведения специальных мероприятий территории;

группа организации дорожного движения – предназначена для организации и обеспечения беспрепятственного выдвижения в район проведения специальных мероприятий оперативной группы и подразделений группировки сил и средств, организации объездных маршрутов движения транспорта, а также эвакуации транспортных средств, находящихся на территории, в пределах которой проводится специальное мероприятие;

группа охраны – предназначена для охраны оперативного штаба (оперативной группы) в районе проведения специальных мероприятий в целях обеспечения безопасности, недопущения вооруженного нападения и прохода посторонних лиц, а также обеспечения сохранности эвакуированного имущества, материальных средств, охраны важных объектов и обеспечения режимных мероприятий, сборных и эвакуационных пунктов;

группа эвакуации – предназначена для эвакуации посторонних лиц и отбуксировки транспортных средств с территории (объектов), в пределах которой (на которых) проводится специальное мероприятие, в целях обеспечения их безопасности;

штурмовая группа – предназначена для подготовки и проведения специальных силовых мероприятий по задержанию лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния, по указанию руководителя ОШ;

группа прикрытия – предназначена для отвлечения внимания от действий штурмовой группы, поддержки ее действий огнем и специальными средствами, оказания помощи штурмовой группе в случае осложнения обстановки, задержания лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния, прорывающихся с места укрытия (совершения преступления) при действиях штурмовой группы;

группа окружения – предназначена для изоляции лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния, с целью их захвата (нейтрализации);

группа захвата – предназначена для захвата (задержания) бронеобъектов, огневых и транспортных средств, пунктов управления незаконных вооруженных формирований;

маневренная группа – предназначена для контроля за складывающейся обстановкой, предупреждения (пресечения) противоправных действий в закрепленном районе (на участке), маршруте, оперативного решения внезапно возникающих задач;

группа применения специальных средств – предназначена для воздействия на правонарушителей специальными средствами, прикрытия действий функциональных групп при проведении специальных мероприятий;

группа огневой поддержки – предназначена для огневого сопровождения штурмовой группы с использованием оружия в случаях вооруженного сопротивления лиц, совершающих или совершивших противоправные деяния или создающих реальную опасность жизни и здоровью людей;

группа ликвидации угрозы взрыва – предназначена для анализа информации о наличии у правонарушителей взрывоопасных предметов, взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ; оценки состояния места совершения преступления на предмет взрыво- и пожароопасности; проведения осмотра лиц, помещений, транспортных средств на предмет наличия взрывных устройств и взрывчатых веществ; установления принадлежности обнаруженных подозрительных предметов к взрывоопасным; организации работы по обезвреживанию взрывных устройств и взрывоопасных предметов;

группа радиационной, химической и биологической разведки – предназначена для выявления фактов заражения объектов и местности радиоактивными и отравляющими веществами, а также биологическими средствами; организации мероприятий по локализации очага поражения и ликвидации последствий применения средств массового поражения;

группа авиационной поддержки – предназначена для ведения воздушной разведки, доставки сил и средств (резерва) в район предстоящих действий, огневой поддержки подразделений органов внутренних дел и внутренних войск при проведении специальных мероприятий.

группа ведения переговоров – предназначена для оценки полученной информации о личностях, планах, намерениях, поведении правонарушителей, разъяснения уголовно-правовых последствий их действий; использования средств морально-психологического воздействия на волю и сознание с целью склонения их к отказу от дальнейших преступных действий, получения необходимых данных для осуществления оперативно-розыскных, оперативно-технических и других специальных мероприятий; выявления состояния заложников и принятия мер по их освобождению;

группа связи – предназначена для обеспечения связи руководителя оперативного штаба с вышестоящим штабом, привлекаемыми к решению задач в районе чрезвычайного обстоятельства (кризисной ситуации) силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск и взаимодействующими органами;

группа взаимодействия со средствами массовой информации – предназначена для информирования общественности через СМИ о результатах проведения специальных мероприятий; подготовки в интересах оперативного штаба официальных информационных материалов (сообщений, выступлений, комментариев); создания условий по недопущению огласки и распространения в СМИ информации, могущей негативно повлиять на ход проведения специальных мероприятий; участия в специальных информационных мероприятиях; оказания содействия представителям СМИ в подготовке публикаций, видео- и аудиосюжетов;

группа пункта проверки граждан – предназначена для осуществления мероприятий по установлению личности задержанных лиц и их роли в совершении правонарушения; процессуального оформления полученных сведений; принятия решений в отношении задержанных лиц (о задержании, освобождении, проведении дознания, передаче материалов в следственную группу); направления задержанных лиц в места содержания для проведения дальнейшего расследования;

группа документирования – предназначена для составления протоколов (актов) осмотра места происшествия, опроса свидетелей и потерпевших лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, а также оформления иной служебной документации по результатам следственно-оперативных действий;

следственно-оперативная группа – предназначена для производства неотложных следственных действий; организации и производства осмотра объекта совершения преступления; организации оперативного сопровождения уголовного дела;

группа медицинского обеспечения (медицинский пункт) – предназначена для оказания первой неотложной медицинской и психологической помощи лицам, пострадавшим в результате совершения преступления (правонарушения) и в ходе проведения специального мероприятия;

группа материально-технического обеспечения – предназначена для снабжения участников специальных мероприятий необходимым материально-техническим имуществом, горюче-смазочными материалами, питанием; поддержания уровня оснащенности вооружением, транспортными средствами, специальной техникой и другими техническими средствами, обеспечения их постоянной готовности к применению; развертывания и оборудования пунктов проверки граждан, питания и оказания медицинской помощи;

группа ликвидации последствий ЧО – предназначена для ликвидации возникших очагов возгорания, разборки завалов, проведения спасательных мероприятий по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате совершенного преступления (террористического акта) и проведенного специального мероприятия;

резерв – предназначен для усиления других функциональных групп и решения внезапно возникающих задач. Численность резерва определяется в зависимости от наличия сил и средств, которые могут быть высвобождены для этих целей.

По решению руководителя органа внутренних дел (оперативного штаба), исходя из оперативной обстановки, целей и задач при локализации последствий ЧО могут создаваться иные функциональные группы.

Одним из условий достижения успеха органами внутренних дел при ликвидации ЧС является быстрота приведения в боевую готовность сил и средств, умелые действия личного состава. Основное содержание органи­зации заблаговременной подготовки сотрудников ОВД к действиям в ЧС раскрыто в п. 5 методических рекомендаций.

На основном этапе - при реальном возникновении ЧС - начинается управленческий процесс реализации решений оперативного плана. Услов­но его можно разделить на следующие стадии:

- учет, накопление и анализ поступающей информации и на этой основе прогнозирование развития событий;

- подготовка, принятие управленческого решения, оформление его в форме специального документа и доведение до исполнителей;

- организация учета результатов деятельности ОШ, специальных формирований в условиях ЧС на важном охраняемом объекте;

- координация действий основных, дополнительных, приданных сил и средств ОВД, обеспечение взаимодействия с другими субъектами, участвующими в охране и обороне важных объектов;

- осуществление контроля за деятельностью личного состава ОВД в выполнении поставленных перед ними задач.

Перечисленные стадии управленческого процесса, осуществляемого руководителями ОВД (ОШ) в ЧС охватывают длительный период времени. В реальных условиях обороны важных объектов руководители ОВД (ОШ) осуществляют управленческий процесс лично и через своих заместителей, а также подчиненный аппарат, используя при этом свои полномочия, соче­тая принципы коллективного обсуждения возникающих проблем и едино­началия. Так, при получении информации о подготавливаемом или реаль­ном нападении на важный объект начальник ОВД (ОШ) оценивает ее и на этом основании принимает конкретные решения, немедленно отдает пред­варительные распоряжения.

Эффективность управления силами и средствами в условиях ЧС во многом зависит от контроля и оказания необходимой практической помощи подчиненным, осуществляемых руководителем и членами ОШ, коман­дирами специальных групп, а также вышестоящими руководителями ОВД, рационального выбора места расположения стационарного или передвиж­ного командного пункта ОШ, наличия проводных, звуковых, световых сигналов управления и связи, специального транспорта, телевизионной и другой аппаратуры, постов наблюдения и разведки.

К числу основных контролируемых вопросов относятся:

- своевременность передачи решений, команд и распоряжений начальника ОШ, его заместителей, порядок их получения и пополнения подчиненными;

- полнота, оперативность и достоверность обратной информации, поступающей в ОШ;

- ведение учетов и записей информации в специальных журналах или с помощью технических средств;

- деятельность всех специальных групп, входящих в состав ССО или непосредственно подчиненных ОШ, представителей ОШ, ответственных за определенные участки, зоны, рубежи и др.

Учет результатов работы ОШ и его формирований в процессе оборо­ны важных объектов осуществляется информационно-аналитической группой, куда регулярно поступает информация со всех участков и рубе­жей обороны. Для этого используется звукозаписывающая и видеоаппара­тура, ведется журнал по установленной форме, где фиксируются: номер, дата и время поступления информации; адресат; принятое решение (указа­ние, распоряжение) руководителя ОШ по данной информации; отметка об исполнении (кем, когда, результат).

В дальнейшем учеты результатов работы используются для подго­товки внеочередной информации в вышестоящие ОВД и другие инстанции, разбора действий личного состава при подведении итогов служебно-оперативной деятельности, в том числе при расследовании уголовных дел и экспертизе действий ОШ. Учеты хранятся в дежурной части не менее года и уничтожаются по акту в установленном порядке.

Успешное решение личным составом ОВД задач по охране и обороне важных объектов зависит от координации и взаимодействия всех сил и средств, участвующих в таких мероприятиях. Актуальность указанной ста­дии управленческого процесса возрастает пропорционально масштабам территории, количеству и соотношению нападающих и личного состава, средств ОВД, используемых при обороне объектов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал