![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Действия нарядов полиции, осуществляющих охрану объектов особой важности в условиях угрозы совершения террористических актов и возникновение ЧС ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Действия должностных лиц можно свести к следующим основным мероприятиям. 1. При проявлении признаков ЧС наряд охраны (постовые), работники данного объекта или сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи, подают сигнал «тревога» на ПЦО (ЦОУ) и (или) в дежурную часть ОВД. Наряд охраны (постовые) принимает меры (в соответствии с выписками из плана обороны объекта) для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны объекта (закрывают входы и выходы из зданий (помещений), требуют от находящихся в них лиц прекратить движение, блокируют вероятные места проникновения правонарушителей). Работники объекта закрывают (проверив, не осталось ли в них посторонних) помещения, где хранятся материальные ценности, и исключают возможность использования ключей правонарушителями. В дальнейшем действуют по заранее разработанной инструкции на случай чрезвычайных ситуаций. Руководитель администрации, при возможности, сообщает о ситуации.на объекте во все заинтересованные ведомства (схема оповещения должна быть согласована и отработана заранее) и организует доступ на объект привлекаемых по оперативному плану (плану обороны объекта) сил. 2. Дежурный ОВД, получив тревожное сообщение, обязан немедленно выслать к объекту экипированный средствами индивидуальной защиты и вооруженный табельным оружием наряд во главе с лицом среднего или старшего начальствующего состава, вручив ему схему расположения объекта и карточку-план объекта. Категорически запрещается перепроверять по телефону или иным способом причину подачи сигнала «тревога» из важного объекта. Одновременно к объекту для его блокирования дежурными по ОВД и ПЦО (ЦОУ) направляются ближайшие патрульно-постовые наряды и группы задержания ПЦО (ЦОУ). При срабатывании пожарной сигнализации на объекте об этом сообщается в подразделение пожарной охраны. По прибытии наряда полиции из ОВД наряд охраны объекта и направленные для блокирования объекта наряды поступают в распоряжение старшего этого наряда и действуют по его указанию. 3. Прибыв к объекту, старший наряда полиции из ОВД оценивает обстановку, организует расстановку личного состава, перекрывая возможные пути отхода правонарушителей и соблюдая меры предосторожности, выясняет причины поступления сигнала «тревога». При установлении факта нападения на объект или наступления иных чрезвычайных ситуаций докладывает об этом дежурному ОВД и принимает меры к обеспечению надежной охраны объекта, блокированию, обезвреживанию и задержанию правонарушителей. В случае отсутствия реальной угрозы объекту - организует, привлекая наряд охраны и работников службы безопасности объекта, установление причины поступления сигнала «тревога»; после чего докладывает дежурному ОВД и, по его указанию, направляет задействованные дополнительно наряды полиции к местам несения ими службы. 4. Дежурный ОВД, получив сообщение о нападении на объект или наступлении иных чрезвычайных ситуаций, докладывает о нем начальнику ОВД (его заместителям), ответственному по ОВД и оперативному дежурному вышестоящего ОВД. В дальнейшем действует по указанию начальника (руководителя ОШ) или лица, его заменяющего. 5. Начальник ОВД (руководитель ОШ) отдает распоряжение о развертывании ОШ, организует его работу и вводит в действие план обороны объекта. План обороны объекта хранится в дежурной части ОВД, а выписки из него: о порядке действий постовых по охране объекта и его работников - у постовых и руководителя администрации объекта; о порядке действий нарядов вневедомственной охраны - у дежурного ПЦО (ЦОУ), о порядке действий других нарядов - в соответствующих дежурных частях, в отдельных папках. Отметим, что в соответствии с Законом Российской Федерации «О полиции» сотрудники ОВД имеют право применять для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемый объект средства непосредственного принуждения: физическую силу (в том числе боевые приемы борьбы), слезоточивый газ, резиновые палки, светозвуковые средства отвлекающего действия, наручники (подручные средства связывания), водометы и бронемашины, служебных собак, а также различные виды стрелкового оружия. Специальные средства и оружие дополнительно привлекаемому личному составу выдаются только по личному указанию начальника ОВД (руководителя ОШ). Приведенный выше общий порядок действий должностных лиц при обеспечении охраны важного объекта детализируется в инструкциях по действиям в конкретных ситуациях и уточняется, исходя из реально складывающейся оперативной обстановки. В качестве примера рассмотрим действия должностных лиц в ситуации, получившей в последнее время наиболее широкое распространение и связанной с угрозой взрыва объекта. Действия должностных лиц на объекте при получении информации об угрозе взрыва Постовые и работники объекта (службы безопасности): - немедленно докладывают об этом руководителю объекта, дежурному ОВД, ПЦО (ЦОУ); - принимают меры к удалению персонала и посетителей на безопасное расстояние от места явного или предполагаемого расположения взрывного устройства (ВУ), взрывчатых веществ (ВВ). Руководитель объекта: - сообщает о ситуации на объекте руководителю органа местного самоуправления, в вышестоящий орган управления соответствующего ведомства, территориальный орган безопасности (схема оповещения должна быть согласована и отработана заранее со всеми заинтересованными ведомствами); - организует доступ в помещения объекта специалистов привлеченных организаций для обследования объекта на предмет выявления и обезвреживания ВУ; - определяет степень участия представителей администрации объекта в обследовании; - при обнаружении подозрительного предмета (вещества) организует отключение бытовых и производственных коммуникаций (газа, воды и т.д.). Действия дежурной службы ОВД При получении сообщения об угрозе взрыва: - по возможности выяснить все обстоятельства происшествия (данные заявителя, место, время, предполагаемое количество взрывчатого вещества или тип взрывного устройства, возможного исполнителя, его местонахождение, адрес проживания и т.п.); - незамедлительно доложить о поступившем сообщении начальнику ОВД (его заместителям), ответственному дежурному от руководства. В дальнейшем действовать по указанию начальника или лица, его замещающего; - проинформировать о сигнале дежурные службы ФСБ, прокуратуры, станции скорой медицинской помощи, территориального Штаба гражданской обороны, органа местного самоуправления; - обеспечить привлечение к проведению поисковых работ и других мероприятий инженерно-саперных подразделений ОМОН, дополнительных сил территориальных ОВД; - поддерживать постоянную связь с территориальным ОВД по месту нахождения объекта. В случае обнаружения на объекте ВУ, ВВ или взрывоопасных предметов в результате поисковых мероприятий с целью немедленного направления на место происшествия специалистов информирует: - при обнаружении штатных устройств и боеприпасов – дежурного по региональному центру по делам гражданской обороны; - при обнаружении самодельных взрывных устройств, штатных боеприпасов или их элементов, укомплектованных дополнительными устройствами, а также предметов неизвестного происхождения, не характерных для данного объекта, или вызывающих подозрение о возможности нахождения в них взрывных устройств –дежурную службу ФСБ. Действия должностных лиц и нарядов на месте происшествия Руководители ОВД: - обеспечивают расстановку имеющихся сил и средств и их инструктаж; - осуществляют непосредственное руководство действиями нарядов при проведении поисковых мероприятий, по обеспечению общественного порядка и безопасности на объекте и прилегающей территории; - по согласованию с администрацией объекта организуют имеющимися силами эвакуацию персонала и посетителей из потенциально опасных мест или со всего объекта, принимая меры по избежание паники, регулирования движения людей, выносу ручной клади эвакуируемых; - в случае несогласия администрации на проведение обследования объекта и эвакуацию, ставят в известность об этом представителей органа местного самоуправления и комиссии по чрезвычайным ситуациям и, по согласованию с ними, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации «О полиции», принимают решение о проведении поисковых мероприятий и удалении из опасных мест посторонних лиц; - запрашивают, в случае необходимости, через дежурную часть ОВД дополнительные силы и средства для проведения поисковых работ и обеспечения охраны общественного порядка и безопасности; - организуют проведение силами специалистов (в присутствии представителей от администрации объекта, органа внутренних дел, вневедомственной охраны, в случае необходимости и ФСБ) обследование объекта и прилегающей к нему территории с целью обнаружения ВУ или взрывоопасных предметов и веществ. При обследовании объекта следует руководствоваться принципом «извне вовнутрь, снизу вверх» и проводить его, как правило, в следующем порядке: внешние стороны объекта, входы и здания, общественные места (фойе, коридоры, туалеты, гардеробы), лестничные пролеты и лифты, неохраняемые чуланы, подвалы, шахты зданий, внутренние помещения объекта. - при обнаружении подозрительных предметов: • организуют вызов к месту происшествия объектовых аварийных служб (пожарной, медицинской, технической и т.д.). • все последующие действия согласуют и уточняют только со специалистами по взрывам и конструкции ВУ. Проводимые мероприятия по сбору доказательств не должны снижать эффективность предпринимаемых мер безопасности. Наряд охраны объекта: - обеспечивает общественный порядок и безопасность непосредственно на объекте и ближайших подступах к нему; - в случае необходимости - эвакуацию персонала объекта и населения из опасной зоны, а также организацию движения транспорта и пешеходов в районе расположения объектов. Сотрудники инженерно-саперной службы ОМОН, выделенные для проведения поисковых мероприятий, совместно с представителями администрации объекта, либо самостоятельно: - осуществляют визуальный осмотр служебных и иных помещений объектов с целью обнаружения ВУ и ВВ; - в случае обнаружения ВУ, ВВ или предметов, вызывающих подозрение и не характерных для данного объекта, соблюдая меры предосторожности: • обеспечивают охрану места; • удаляют из опасной зоны посторонних лиц; • визуально определяют его характер и попытаются установить владельца. В целях защиты от возможного взрыва запрещается: трогать и перемещать подозрительный предмет: заливать жидкостями, засыпать порошками (грунтом), накрывать материалами этот предмет; пользоваться электро- и радиоаппаратурой поблизости данного предмета: • докладывают руководителю операции о результатах поиска и действуют в дальнейшем по его указанию. После обнаружения подозрительных предметов все работы выполняются только специалистами-саперами (инженерно-технических подразделений ОМОН, ОВД, специальных подразделений ФСБ), которые: - определяют очередность осмотра каждого из них; - делают видеофиксацию окружающей обстановки, подозрительных предметов и возможных зрителей; - не допускают прикосновений к предмету других лиц, его перемещений, а также изменений светового режима в помещении, где он обнаружен; - для уменьшения взрывного воздействия местонахождение предмета огораживают взрыволокализующими средствами; - подготавливают к использованию средства пожаротушения. Сотрудники службы безопасности объекта (при наличии); - обеспечивают эвакуацию людей из здания и прилегающей территории охраняемого объекта; - следят за тем, чтобы в период проведения поиска и эвакуации никто из персонала и посетителей не дотрагивался и не передвигал предметы, предположительно являющиеся ВУ; - постоянно поддерживают связь с руководителем операции и выполняют его указания. Наряд вневедомственной охраны: - во время проведения обследования объекта и эвакуации людей при угрозе взрыва обеспечивает недопущение хищений материальных ценностей. Для решения этой задачи начальник отдела (отделения) вневедомственной охраны может привлечь дополнительные силы (полицейских из резерва) и организовать (через дежурного ПЦО (ЦОУ)) выставление дополнительных постов охраны; - по окончании обследования объекта делает «зачистку» помещений, зданий в целях исключения оставления на охраняемой территории посторонних лиц. В случае взрыва на объекте, по указанию начальника ОВД или руководителя проводимой операции, задействуется следственно-оперативная группа и все мероприятия проводятся в соответствии с ее задачами. Таким образом, общий порядок действий должностных лиц в чрезвычайных ситуациях на важных объектах определяется на этапе планирования обороны (охраны) объекта, детализируется и доводится до них в виде инструкций (выписок из плана). При этом основная роль должна отводиться четырем подразделениям: дежурной части ОВД - в части оперативного доведения информации до заинтересованных лиц; оперативному штабу - как органу управления при ЧС; нарядам вневедомственной охраны - в части недопущения хищений материальных ценностей с объектов; службе безопасности объекта - по оказанию содействия ОВД в ликвидации ЧС. Отличительной особенностью реализации планируемых действий является непрерывное, исходя из реального развития обстановки, управление привлекаемыми силами с предоставлением им широкой (в пределах компетенции) инициативы. Заключение Чрезвычайные ситуации на охраняемых объектах или определенной территории (акватории) возникают в результате природных, техногенных, социальных или биологических явлений, наступление которых приводит, либо может привести к значительному ущербу, человеческим жертвам, нарушению условий нормального жизнеобеспечения населения, функционирования органов государственной власти и управления, и требуют немедленного реагирования со стороны правоохранительных органов. В числе основных направлений повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по охране важных объектов в ЧС можно выделить следующие: совершенствование организаторской работы руководящего состава и, прежде всего, должностных лиц оперативного штаба; повышение профессионального уровня и морально-психологической подготовки личного состава; укрепление материально-технической базы; обновление существующего парка и широкое внедрение в практическую деятельность ОВД технических средств сигнализации.
Вопросы и задания для самоподготовки:
Вопросы: 1.Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций. 2.Кто составляет и утверждает перечень особо важных объектов? 3.Какие объекты включаются в перечень важных объектов? 4.Основы организации охраны объектов особой важности в ЧС. 5.Что такое оперативные планы охраны и обороны важных объектов? 6.Действия нарядов полиции, осуществляющих охрану объектов особой важности в условиях угрозы совершения террористических актов и возникновение ЧС. 7.Что такое специальные сводные отряды (ССО) ОВД, из каких функциональных групп они состоят? 8. Действия должностных лиц и нарядов на месте происшествия.
Задания: 1. Изучить и законспектировать в тетрадях порядок действий нарядов полиции при возникновение ЧС.
|