![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Случай из практики.
На прием записалась семья с проблемой мальчика 7-ми лет. В семье растет еще один ребенок, девочка 10-ти лет. Проблему свою обозначили так: замкнутость ребенка, страх, отсутствие друзей, уход в себя, нежелание общаться с родителями. Кроме того, в последние три месяца у мальчика появился нервный тик глаз. Эти особенности ребенка напугали родителей, и они пришли за помощью в Центр. В беседе с родителями выяснилось, что это любящая, гармоничная пара, имеющая общие интересы и ценности, несмотря на то, что жена не работает, а муж занимает довольно ответственный пост, владеет несколькими языками, часто бывает в загранкомандировках. Жена — энергичная женщина, хотя и болезненная, умеет многое делать своими руками (шьет, вяжет, моделирует одежду для близких и знакомых), интересуется музыкой и литературой. Много времени мать уделяет и детям, однако особой дружбы между самими детьми нет. Первый шаг работы с семьей — выявление стиля воспитания в ней. Обследовались и муж, Николай, и жена, Ирина. Им были предложены специальные методики («Анализ семейного воспитания» и «Методика эмоциональных реакций»), с помощью которых выявилось, что в отношениях с детьми чаще всего присутствуют авторитарные методы воспитания: директива (прямое указание), требование, назидание, порицание.
Одновременно обследовался сын, Игорь, — с использованием методик «Семейная социограмма», «Розовый куст», «Моя семья» и др. Методики показали высокий уровень тревожности у ребенка, страх. Когда результаты обследования увидели родители, они были очень рас-строены. «Мы не замечаем этого, мы делаем все для того, чтобы у детей было все хорошо. Можно ли научиться общаться с детьми иначе?» Мотивация на работу у обоих супругов была очень высокой. Они готовы были сотрудничать со специалистами и выполнять все задания. Вторым шагом консультанта было предложение проанализировать дома в дневнике те конфликты, которые произойдут в семье за неделю. На следующую консультацию мама пришла с дневником, где описала следующий конфликт: ■ Мальчик показал на тренировке по хоккею плохие результаты (перед этим он проболел две недели), ему грозил перевод в группу детей с меньшей успешностью. Отец предложил сыну пойти на дополнительную тренировку, однако ребенок сказал: «Не хочу». В ответ отец повысил голос: «У тебя же были пропуски, ты отстал от ребят, тебе грозит перевод в группу к малышам». Мать описывает: «Игорь сразу сжался, крепко скрестил пальцы рук, тупо уставился в одну точку, и у него часто-часто заморгали глаза». Третьим шагом работы с семьей стала методика «Карта жизни» (Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шефер), в процессе которой необходимо вспомнить и нарисовать самые значимые события в своей жизни. Участвовала в работе вся семья: отец, мать, сын, дочь. Не останавливаясь на рисунках родителей, где они изобразили самые приятные события в их жизни, связанные с их встречей, рождением детей, хотелось бы проанализировать рисунки детей. У дочери, Елены, на бумаге представлены только радостные события из ее жизни: «родился брат», «купили собаку»; «поездка в Бельгию», «приезд из Бельгии». В комментарии девочка описывает радость общения с близкими, веселое настроение, излучая позитивные эмоции. Она подчеркивает: «Я плакала, когда увидела всех дома после Бельгии, но я соскучилась, и плакала от радости». Сын Игорь нарисовал только негативные эпизоды из своей маленькой жизни: 1) «Я ругаюсь с Леной (сестрой) из-за машинок»; 2) «Я плохо убрал в квартире»; 3) «Я забыл дома дневник, меня ругают»; 4) «Я поругался с Юрой (другом) и не разговариваю с ним». Почему столь по-разному представлен детский мир в рисунках двух детей из одной семьи? Девочка по своему характеру — экстраверт, к тому же родители относятся к ее воспитанию спокойно: первый ребенок, главное — чтобы была здорова и весела. Родительская тактика по отношению ко второму ребенку — сыну (Отец: «Ведь он сын») такова: «ты все должен делать хорошо», «нельзя никогда де-лать «плохо», «ты должен быть лучше других». Столь жесткое предъявление родительского требования в сочетании с интравертным характером ребенка и авторитаризмом отца породили в сыне страх, привели к низкой самооценке, неуверенности. К тому же страх явился причиной нервного тика глаз у ребенка. Подтверждением гипотезы консультанта явилась еще одна модифицированная методика (на основе «Карты жизни») — «Вспомните самое приятное и самое неприятное событие в своей жизни, нарисуйте его». Это задание было предложено матери и сыну в процессе индивидуальной работы. И мать Ирина, и сын Игорь, не сговариваясь (они рисовали в разных концах игровой комнаты), изобразили кричащего отца. Мать была поражена тем, что ребенок испытывает те же чувства, что и она, когда слышит крик мужа. При анализе рисунков мать сказала следующее: «Я пугаюсь, мне неприятно, неприятен и сам муж в эту минуту, хотя я его очень люблю. И к тому же приходит какой-то непонятный стыд. Наверное, перед детьми». Сын, комментируя свой рисунок, отметил: «Я, когда папа кричит, очень боюсь и ничего не могу делать, мне стыдно за папу». Данная методика позволила выявить причины, вызывающие у ребенка негативные реакции эмоционально-поведенческого характера. Крик, гнев, любые агрессивные проявления вызывают у мальчика страх, нежелание что-либо делать. Родители объяснили это так: «У него наступает ступор, когда повышаешь голос». Консультантом было предложено проанализировать те эпизоды из жизни семьи, когда отец срывается, выяснить, что у него вызывает гнев. Четвертым шагом был поиск путей предупреждения конфликтной ситуации в семье. Самым эффективным способом явилась тактика Я-высказывания, позволяющая каждому из конфликтующих сторон высказать свои чувства, проговорить их. Это очень важно, поскольку, согласно психологу К.-Г. Юнгу, эмоция — это сила, стоящая за процессом индивидуализации в человеке, т.е. его самости: «Эмоция является главным источником сознания». Пятым шагом работы консультанта стала целенаправленная индивидуальная работа с семьей в диадах (парах) «мать — сын», «отец — сын». На одном из занятий была использована техника «Мы на необитаемом острове» для диагностики стиля общения родителей с сыном. Консультант предложила отцу с сыном создать на большом листе ватмана свое маленькое государство на необитаемом острове, куда они попали в результате кораблекрушения. Ведя наблюдение за работой отца с сыном, в протокольной записи консультант проследила весь процесс общения между ними. Отец (О.). Так, Игорь, надо что-то делать! Давай ты на этой стороне листа что-либо придумаешь, а я — на этой. Сын (С.). Я думаю сделать забор, песочницу, там я с Леной буду играть. О. Хочешь — делай! С. А что ты, папа, будешь делать? О. Что-нибудь придумаю, ты делай свое. С. (робко, боясь, через некоторое время) А у тебя, папа, что это? О. Сам еще не знаю, потом скажу. А ты рисуй, рисуй. Да, (задумчиво) надо нарисовать гараж, а я уже забыл, как машинки рисуют. С. Папа, я хорошо рисую машинки, дай тебе помогу! О. Нет, я сам (молча рисует, Игорь молча смотрит на него). С. У нас нет совсем деревьев. О. Ну так нарисуй! С. А какое, папа? О. Какое хочешь! С. Папа, а как наш остров называться будет? О. Ну, назови как-нибудь. С. Пусть будет Радость. О. Нет, как-то неинтересно. Я хочу Мечта. С. (вздохнув) Ладно. При анализе совместной деятельности отца и сына отцу были заданы следующие вопросы: Консультант (К.). Как Вы оцениваете ваше общение с сыном во время создания острова? Отец (О.). Вы знаете, только в конце я понял, что что-то делал не так. И, наверное, это то, что мы работали совершенно отдельно. Я и не знаю, как надо было сделать, чтобы работать вместе. К. А что чувствовал Игорь во время совместной работы? О. Игорь, чувствовал... (смущается, мнется.) Да, я об этом не думал. Вы знаете, ему было, наверное, неприятно. В работе с мамой сын чувствовал себя свободнее, однако и в тактике общения матери с ребенком чувствовалась директива, указание. Мать и сын работали совместно над раскрашиванием фигур мальчика и девочки. В процессе работы ярко выявилось директивное, «направленное» общение матери: Мать (М.). Игорь, возьми эти карандаши. Начнем раскрашивать. Сын (С.). Мама, я хотел бы взять фломастеры. М. Не выдумывай, это будет неаккуратно. Бери карандаши! С. Я хотел бы, чтобы у девочки была красная юбочка. М. Не нужно, делай оранжевую, так будет лучше. В диалоге матери с сыном очень ярко прослеживается линия доминирования матери и директивный характер отношений. Во время совместной работы с матерью ребенок вел себя так же скованно, как и с отцом, надолго задумывался. Прежде чем задать вопрос маме, потирал руки, трогал себя за волосы (жесты являлись признаком страха, скованности). Неуверенность ребенка проявлять и в тоне голоса — тихом, беспомощном, ожидательно-заискивающем. Перед консультантом стояла задача обучить родителей конструктивной двухсторонней коммуникации с сыном, основанной на понимании мыслей и чувств ребенка. Параллельно шла работа с мальчиком по формированию у него уверенного поведения и избавлению от страха. В индивидуальной программе для данной семьи был сделан акцент на по-веденческой терапии с элементами арттерапевтики. Родителям было предложено в ролевой игре овладеть следующими вербальными техниками, которые они могут использовать во взаимодействии не только с сыном, но и с дочерью: § одобрение («Ты молодец», «У тебя здорово получается»); § авансированное поощрение («Мне кажется, ты сделаешь все хорошо»; «Смело начинай, я уверен, что ты все сделаешь хорошо, сынок»); § использование тактики вопросов с антикомплиментом для себя (родителя) («Я, наверное, не смогу так хорошо это сделать, как ты, сынок»; «Попробуй ты, сынок, у меня вряд ли получится»); § вербальное тактильное сочувствие, сопереживание (прикоснуться ру- кой к ребенку; обнять, приласкать и сказать: «Не волнуйся, не всегда все получается хорошо, в следующий раз получится лучше»); § просьба о помощи («Сынок, помоги мне, пожалуйста, вместе у нас пойдет работа лучше»). Много внимания закреплению полученных знаний о процессе общения было сделано в играх на совместное сотрудничество родителей и детей. Работая над созданием коллажа «Фантазия о животных», родители общались с ребенком по-другому: Сын (С.). Папа, что мы будем делать? Отец (О.). Давай подумаем вместе! С. Надо сначала выбрать животных. Надо, чтобы и маме понравилось. О. Мы спросим у мамы. Мать (М.). У кого еще какие мысли? Мне нравятся многие, но хотелось бы, чтобы у нас получилась картинка какая-то, может, пейзаж. С. Я хочу, чтобы были и звери, и насекомые, и рыбки. О. Хорошая мысль. А как мы их будем размещать? С. Давай посоветуемся с мамой. М. Давайте все вместе. Здесь, я считаю, будет летящий слон. С. Настоящая фантастика. О. Это здорово! М. У кого какие мысли? Я буду вырезать цветы и раскрашивать. Хорошо? С. Папа, я хочу с тобой сделать сказочных уток на озере. Ты согласен? О. Это хорошо ты придумал. А как мы сделаем озеро, Игорек? С. Это просто, я тебе покажу. Как видно из диалога, поведение родителей в общении с ребенком изменилось. И самое главное — они стали теплее к сыну, стали слушать и слышать его. Сами родители в рефлексии (анализе занятий) отметили следующее: Отец (О.). Я ставлю за занятие 20 баллов. Это так здорово — работать вместе, мы дома никогда так не работали. Мать (М.). Я чувствовала какую-то гармонию в душе, и я так рада была тому, что мы вместе. Наблюдая за семьей, можно было заметить, что она становится дружнее, сплоченнее. Отметили успехи ребенка в школе и учителя: Игорь стал спокойнее увереннее, стал получать больше отличных оценок. Самое большое удивление для всех в семье было, когда в одно из воскресений Игорь пригласил в дом друзей. Большую роль сыграли и арттерапевтические техники, которые имеют большой диапазон воздействия. Они дают возможность обратиться к миру чувств человека, расширить его способности к анализу проблемы через дело, образ, созданные его воображением, руками, что способствует личностным позитивным изменениям каждого члена семьи и семьи в целом. Прощаясь с консультантом, на последнем занятии вся семья отметила, что «семья вся изменилась», что они почувствовали «удовлетворение», «успокоение», «некоторое удивление, переходящее в радость за себя и даже гордость». Хочется закончить описание случая словами отца: «На протяжении всех занятий я видел их результаты. Причем главным образом по поведению детей, жены и самого себя. Мы стали внимательнее друг к другу. И еще: ведь с глазами все в порядке у Игоря, хорошо и приятно оттого, что все делаешь не зря, с пользой для семьи. Главное удовлетворение — я изменился сам. Что больше всего удивляло — это заметили на работе». Анализируя случай из практики, хочется обратить внимание на тот факт, что умение взглянуть на ребенка глазами ребёнка, почувствовать его — возможно, самое трудное в детско-родительских отношениях и может быть тем самым конструктивным фактором, когда родитель не только должен признать критику ребенка, но и попытаться изменить свое поведение, отношение к нему. Тогда и придет доверие в детско-родительские отношения. Такое понимание обладает для ребенка какой-то магической силой. Чувствуя, что его понимают, он ощущает себя в безопасности и отваживается на следующий доверительный шаг в отношениях с родителями. И это меняет его отношение к миру в целом. В отношениях с ребенком родители могут руководствоваться следующей психолого-педагогической формулой: «Как хорошо, что ты — это ты. Мы принимаем тебя таким, какой ты есть. Хорошо, если ты попытаешься преодолеть свои трудности сам, но если не получается что-то, мы тебе поможем. Тебе что-то приятно или неприятно. Но прекрасно то, что ты умеешь чувствовать, выражать свои чувства, быть открытым с людьми (пусть не всегда это получается красиво). Постепенно ты научишься, станешь самостоятельным. Мы верим, что ты добьешься всего, к чему будешь стремиться. Мы всегда будем рядом и поможем тебе!»
|