Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный патронаж как основная форма реабилитации семьи






 

Наше общество давно признало приоритетную роль семьи в становлении и формировании личности ребенка, однако, в силу нестабильности и сложности социально-экономической ситуации многие семьи имеют серьезные проблемы в своей жизнедеятельности. Одни семьи осознают свои проблемы, находят конструктивные пути решения и справляются с ними самостоятельно. Другие же, имея негативный опыт решения проблем, к тому же обладая низким уровнем культуры и социальной компетентности, уходят от проблем. Часто это приводит к тупиковой ситуации, и семья получает статус «неблагополучной», дисфункциональной семьи.

Что следует понимать под дисфункциональной семьей? Это семья, где ослаблена способность к осуществлению всех семейных функций, а именно: жизнеобеспечения, организации быта, поддержания физического, психологического здоровья, воспитания детей, отсутствие адекватной тактики во внешних и внутренних коммуникациях.

Л. С. Алексеева и В.Ю. Меновщиков выделяют следующие типы дисфункциональной семьи:

· семьи с социально-демографическими проблемами (многодетная, неполная, семьи с приемными и опекунскими детьми), с недееспособными родителями и детьми, семья с низким социально-экономическим укладом (малообеспеченная, безработная);

· семья с социально-психологическими проблемами (психологические и социальные кризисы семьи; трудности межличностных отношений; психологическое и физическое насилие в семье);

· семья с социально-педагогическими проблемами (подростковые кризисы, семья со сниженным воспитательным потенциалом, неадекватными родительскими стратегиями: взаимодействие с ребенком по типу гипер или гипоопеки и противоречивым воспитанием);

· семья с проблемами социально-криминогенного характера [2].

Чаще всего семьи обращаются к специалистам социально-психологических служб добровольно, по собственному желанию, однако некоторые из них могут быть направлены администрацией школ, детских садов для решения проблем девиантного и отклоняющегося поведения ребенка. Эти семьи близки к острой кризисной ситуации, когда семья поставлена в безвыходное, зависимое положение.

Пример из опыта работы. Девочка 14 лет пришла за помощью в Городской Центр социальной помощи семье и детям, у нее запила мать (она поступает так периодически), у бабушки осложнилась болезнь (острый подагрический приступ, отнялись ноги), и, кроме того, участковый милиционер предъявил девочке претензии, поскольку видел ее в компании с мальчиками-подростками, хотя она (как выяснилось позже) не имеет поведенческих нарушений.

В данной ситуации специалисты действовали по принципу полной опеки над семьей, поскольку ребенок не мог обойтись без попечения более сильного, все понимающего человека, который может предпринять разносторонние меры помощи, заботы, защиты. В этом состоянии девочка растерялась, она не знала, как ей реагировать, поскольку ей всего 14 лет. Однако и взрослый в непривычной для него стрессовой ситуации теряет возможность самостоятельного решения проблемы, фрустрирует и нуждается в помощи более сильного человека или же просто в подсказке, совете, опоре.

Для таких ситуаций, после снятия кризисного синдрома, наиболее эффективной формой помощи является социальный патронаж.

Понятия патронаж и патронат (нем. Раtr-оnе - фр. Pаtr-оn) возникли очень давно, во времена Древнего Рима. Они означали в первичном варианте доминанту одного человека над другим, поскольку «покровитель», «защитник» (так трактовалось слово «раtгоnаt» в Древнем Риме) в лице богатого, влиятельного человека осуществлял помощь, покровительство (получение земли, защита в судах и др.) по отношению к бедному человеку.

Позже, в дореволюционной России, «патронат» понимали как систему мер материальной и моральной помощи, которые проявлялись к маргиналам (дословно, «люди, стоящие на краю»), нравственно опустившимся людям: бывшие заключенные, проститутки, бездомные и др. В рамках патроната им помогали интегрироваться в здоровое общество, стать его полноправным членом: получить работу, найти место проживания, определить сирот в приюты и т.д. Тогда же возникло и понятие «патронаж» - выполнение конкретных защитных действий в условиях патроната как одного из видов общественной поддержки.

Проанализировав исторический аспект понятий «патронаж» и «патронат», можно определить их таким образом:

· Патронат - система мер по оказанию помощи нуждающимся;

· Патронаж - реализация совокупности конкретных действий по осуществлению патроната.

Если рассматривать первичное значение термина «патронат», то в нем заложено понятие доминанты одного человека над другим и предполагает субъектно-объектные отношения. Специалист (социальный работник, социальный педагог) организует квалифицированную помощь, но при этом он ведет за собой клиента. Клиент (семья) избавляется на время от

необходимости предпринимать самостоятельные шаги и нести ответственность в ситуации. Такое развитие отношений в диаде «социальный работник-семья (клиент)» возможно лишь в некоторых случаях. Такое взаимодействие с семьей может быть и целесообразно только в ситуации острого кризиса семьи (клиента), когда она поставлена в зависимое положение.

В процессе же реабилитации внимание специалистов должно быть привлечено к процессу самоактуализации семьи, поиску ее внутренних резервов, возможностей для возвращения семьи в русло нормальной жизни.

Социальный патронаж - форма наиболее длительного и стабильного контакта с семьей. При этом содержание патронажной работы может иметь различный характер. Это постоянные встречи-консультации патронажной семьи с разными специалистами; индивидуальные консультации с постоянным специалистом, ведущим данную патронажную семью; ходатайство перед различными учреждениями (от медицинских до благотворительных); содействие и посреднические услуги в решении юридических и социальных проблем; контакты с правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних и др. Используются и различные формы патронажа: посредничество, шефство, опека, кураторство [2].

Специалисты в Центре (социальный педагог, социальный работник, юрист, врач и психолог-реабилитолог) работают с каждой семьей, используя метод команды. Здесь важен первый шаг работы специалистов - аналитико-рефлексивный, когда специалисты в форме брейнсторминга (мозгового штурма) находят возможные варианты решения проблемы семьи на основании данных, полученных из отдела кризисной помощи. Обсуждаются критерии, которые позволяют получить гипотетическую картину оказания помощи семье в процессе реабилитации, возможность использования методологических подходов и организационной работы разных специалистов, входящих в общую команду, и определить проблемы, трудности и успехи решения конкретной ситуации семьи.

Как считает исследователь теории социальной работы В. Кулшед, для осуществления системы совместной деятельности важны:

· партнерство - способность объединять свои усилия с усилиями коллег, распределять функции и давать обратную связь;

· переговоры - стремления внести проблемные вопросы; способность к компромиссу и конфронтации;

· коммуникативная связь - умение общаться с семьей и коллегами; умение слушать и слышать;

· рефрейминг - умение предлагать идеи и обсуждать альтернативные пути их решения;

· креативность - умение творчески подходить к проблемам семьи, профессиональным вопросам, создавать банк идей;

· эмпатийность - умение сопереживать и становиться на позицию другого [31].

 

Работа с семьей в период реабилитации поэтапная.

Первый шаг - определение необходимости и возможности работы с семьей.

Второй шаг предполагает изучение семьи: сбор сведений о семье и формирование представления о ее жизнедеятельности, взаимоотношениях в семье, микроклимате. Материалы заносятся в реабилитационную карту семьи.

Третий шаг имеет информационно-аналитический характер. Основной задачей является обработка данных о семье, полученных с помощью различных методов (диагностическое интервью, акт обследования семьи, выяснение ее социальных контактов, диагностические методики).

Четвертый шаг - коррекционный. Задачами работы специалистов в этот период являются: восстановление или создание социальных контактов семьи с социумом; решение конкретных проблем семьи, позволяющее ее членам обрести социальную уверенность.

Пятый шаг является наиболее конструктивным, поскольку предполагает стабилизацию семьи через создание плана-договора и заключения с ней контракта о сотрудничестве в реабилитационном процессе (Приложение 3).

Шестой шаг - контролирующий. В этот период осуществляется программа контракта с семьей, отмечаются ее успехи и неудачи в решении проблем.

Успешность работы с семьей в реабилитационный период определяется: во-первых, уровнем осознания семьей своих проблем; во-вторых, мотивацией семьи на сотрудничество со специалистами; в-третьих, установкой семьи на длительный контакт со специалистами; в-четвертых, желанием семьи выполнять ту деятельность, за которую она несет ответственность.

Многое зависит и от специалистов, поскольку они должны целенаправленно работать с семьей по поддержанию и развитию у нее мотивации, демонстрируя ей позитивную перспективу их будущей жизнедеятельности.

В основе создания высокого уровня мотивации у семьи лежат следующие положения:

· хороший контакт, доверие семьи к специалистам;

· четкое представление семьи о возможностях Центра, его специалистах, методах его работы;

· осознание семьей своей проблемы и необходимости ее решения;

· систематическое поощрение семьи за любые (пусть даже небольшие) успехи в восстановлении ее социального статуса.

Для поддержания мотивации в семье необходимо, чтобы специалисты:

· грамотно использовали метод Сети социального взаимодействия;

· организовывали сотрудничество семьи и специалистов на паритетной основе;

· демонстрировали семье ее успехи и достижения с целью укрепления веры семьи в успех;

· своевременно отслеживали неэффективные контакты в Сети

 

социального взаимодействия и мобильно использовали другие, более успешные;

· проявляли креативность, гибкость в поддержании позитивных стремлений семьи к изменению своей ситуации.

Сеть социального взаимодействия (ССВ) включает в себя:

· контакты специалистов с государственными учреждениями и общественными организациями, позволяющие конструктивно решить проблему семьи;

· контакты с ближайшим социальным окружением (родственниками, соседями, друзьями).

Для каждой конкретной ситуации создается своя система Сети социального взаимодействия. В случае с девочкой, приведенном выше, она такова:

 

Школа (влияние школьных проблем на ребенка, оказание помощи в их решении)   Общество анонимных алкоголиков (ходатайство о бесплатном лечении матери)
 
Центр Семья

 
Управление соцзащиты, отдел адресной помощи (содействие в оказании разовой материальной помощи) Больница (ходатайство о лечении бабушки в стационаре)
Внешкольные учреждения (содействие в принятии девочки на бесплатные занятия) Участковый милиционер (договоренность о поддержке девочки и контроле за ней на период лечения матери)
         

Рис. 3. Сеть социального взаимодействия в работе с семьей

 

Для достижения успехов в применении технологии ССВ в ГЦСПСиД создается своя система межведомственных договоров о совместном сотрудничестве в целях оказания социальной помощи семье в выходе из кризисной ситуации и поддержке ее в реабилитационный период. С другой стороны, специалисты налаживают ССВ с ближайшим социумом.

Специалисты постоянно курируют (патронируют) семью и проводят текущий контроль. Срок социального патронажа ограничен, он может быть от месяца до полугода. Самое большое - 9-10 месяцев. Социальный педагог (социальный работник) может патронировать не более 2-3 семей.

Социальный патронаж может носить ярко выраженный психолого-педагогический аспект.

 

друзья    
    соседи
Центр Семья   - Семья
 
 

 

  коллеги по работе
  ближайшие родственники
Рис. 4. Сеть социального взаимодействия в работе с семьей

 

Патронируемая семья не обязательно может быть с маргинальным направлением (алкоголики, наркоманы). Она может быть материально благополучная семья, но неблагополучна по воспитательному потенциалу. Все больше таких семей приходят в Центр.

Какие проблемы волнуют родителей? Как показывают запросы семей, приходящих в ГЦСПСиД, 65% из них озабочены:

- неуспешностью детей в учебе;

- гиперактивностью ребенка;

- эмоциональным и поведенческим состоянием (агрессивность, расторможенность, замкнутость и др.);

- отсутствием взаимодействия с родителями;

- сложностями контактов с педагогами;

- подростковыми проблемами.

В рамках социально-педагогического патронажа оказывается помощь семьям методом консультирования, индивидуальной работы с семьей, методом групповых коррекционных занятий с элементами социально-психологического тренинга; организуются родительские семинары-практикумы и др. Для каждой семьи разрабатывается индивидуальная коррекционная программа.

По окончании интенсивного периода работы с семьей специалистами должен рассматриваться вопрос о снятии ее с социального патронажа и установлении этапа последействия с семьей. На этом этапе социальный педагог ведет наблюдение за семьей, звонит и поддерживает ее в решении старых и новых проблем. Здесь важно, чтобы семьи почувствовали, что есть Центр, где всегда поддержат, помогут, и семья не останется без внимания и заботы.

Эффективность социального патронажа семьи основывается на следующих принципах организации работы с ней:

· необвинительный подход;

· работа с семьей на паритетных началах, но при возложении ответственности за результат работы на семью;

· сохранение семьи;

· доверительный контакт с семьей;

· сбор и анализ точной и полной объективной информации о семье и ее ближайшем окружении;

· опора на позитивный потенциал семьи, самоактуализацию ее внутренних ресурсов;

· рост жизнеспособности и развитие социальной компетентности семьи;

· сохранение системного подхода в работе с семьей.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал