![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальный патронаж как основная форма реабилитации семьи
Наше общество давно признало приоритетную роль семьи в становлении и формировании личности ребенка, однако, в силу нестабильности и сложности социально-экономической ситуации многие семьи имеют серьезные проблемы в своей жизнедеятельности. Одни семьи осознают свои проблемы, находят конструктивные пути решения и справляются с ними самостоятельно. Другие же, имея негативный опыт решения проблем, к тому же обладая низким уровнем культуры и социальной компетентности, уходят от проблем. Часто это приводит к тупиковой ситуации, и семья получает статус «неблагополучной», дисфункциональной семьи. Что следует понимать под дисфункциональной семьей? Это семья, где ослаблена способность к осуществлению всех семейных функций, а именно: жизнеобеспечения, организации быта, поддержания физического, психологического здоровья, воспитания детей, отсутствие адекватной тактики во внешних и внутренних коммуникациях. Л. С. Алексеева и В.Ю. Меновщиков выделяют следующие типы дисфункциональной семьи: · семьи с социально-демографическими проблемами (многодетная, неполная, семьи с приемными и опекунскими детьми), с недееспособными родителями и детьми, семья с низким социально-экономическим укладом (малообеспеченная, безработная); · семья с социально-психологическими проблемами (психологические и социальные кризисы семьи; трудности межличностных отношений; психологическое и физическое насилие в семье); · семья с социально-педагогическими проблемами (подростковые кризисы, семья со сниженным воспитательным потенциалом, неадекватными родительскими стратегиями: взаимодействие с ребенком по типу гипер или гипоопеки и противоречивым воспитанием); · семья с проблемами социально-криминогенного характера [2]. Чаще всего семьи обращаются к специалистам социально-психологических служб добровольно, по собственному желанию, однако некоторые из них могут быть направлены администрацией школ, детских садов для решения проблем девиантного и отклоняющегося поведения ребенка. Эти семьи близки к острой кризисной ситуации, когда семья поставлена в безвыходное, зависимое положение. Пример из опыта работы. Девочка 14 лет пришла за помощью в Городской Центр социальной помощи семье и детям, у нее запила мать (она поступает так периодически), у бабушки осложнилась болезнь (острый подагрический приступ, отнялись ноги), и, кроме того, участковый милиционер предъявил девочке претензии, поскольку видел ее в компании с мальчиками-подростками, хотя она (как выяснилось позже) не имеет поведенческих нарушений. В данной ситуации специалисты действовали по принципу полной опеки над семьей, поскольку ребенок не мог обойтись без попечения более сильного, все понимающего человека, который может предпринять разносторонние меры помощи, заботы, защиты. В этом состоянии девочка растерялась, она не знала, как ей реагировать, поскольку ей всего 14 лет. Однако и взрослый в непривычной для него стрессовой ситуации теряет возможность самостоятельного решения проблемы, фрустрирует и нуждается в помощи более сильного человека или же просто в подсказке, совете, опоре. Для таких ситуаций, после снятия кризисного синдрома, наиболее эффективной формой помощи является социальный патронаж. Понятия патронаж и патронат (нем. Раtr-оnе - фр. Pаtr-оn) возникли очень давно, во времена Древнего Рима. Они означали в первичном варианте доминанту одного человека над другим, поскольку «покровитель», «защитник» (так трактовалось слово «раtгоnаt» в Древнем Риме) в лице богатого, влиятельного человека осуществлял помощь, покровительство (получение земли, защита в судах и др.) по отношению к бедному человеку. Позже, в дореволюционной России, «патронат» понимали как систему мер материальной и моральной помощи, которые проявлялись к маргиналам (дословно, «люди, стоящие на краю»), нравственно опустившимся людям: бывшие заключенные, проститутки, бездомные и др. В рамках патроната им помогали интегрироваться в здоровое общество, стать его полноправным членом: получить работу, найти место проживания, определить сирот в приюты и т.д. Тогда же возникло и понятие «патронаж» - выполнение конкретных защитных действий в условиях патроната как одного из видов общественной поддержки. Проанализировав исторический аспект понятий «патронаж» и «патронат», можно определить их таким образом: · Патронат - система мер по оказанию помощи нуждающимся; · Патронаж - реализация совокупности конкретных действий по осуществлению патроната. Если рассматривать первичное значение термина «патронат», то в нем заложено понятие доминанты одного человека над другим и предполагает субъектно-объектные отношения. Специалист (социальный работник, социальный педагог) организует квалифицированную помощь, но при этом он ведет за собой клиента. Клиент (семья) избавляется на время от необходимости предпринимать самостоятельные шаги и нести ответственность в ситуации. Такое развитие отношений в диаде «социальный работник-семья (клиент)» возможно лишь в некоторых случаях. Такое взаимодействие с семьей может быть и целесообразно только в ситуации острого кризиса семьи (клиента), когда она поставлена в зависимое положение. В процессе же реабилитации внимание специалистов должно быть привлечено к процессу самоактуализации семьи, поиску ее внутренних резервов, возможностей для возвращения семьи в русло нормальной жизни. Социальный патронаж - форма наиболее длительного и стабильного контакта с семьей. При этом содержание патронажной работы может иметь различный характер. Это постоянные встречи-консультации патронажной семьи с разными специалистами; индивидуальные консультации с постоянным специалистом, ведущим данную патронажную семью; ходатайство перед различными учреждениями (от медицинских до благотворительных); содействие и посреднические услуги в решении юридических и социальных проблем; контакты с правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних и др. Используются и различные формы патронажа: посредничество, шефство, опека, кураторство [2]. Специалисты в Центре (социальный педагог, социальный работник, юрист, врач и психолог-реабилитолог) работают с каждой семьей, используя метод команды. Здесь важен первый шаг работы специалистов - аналитико-рефлексивный, когда специалисты в форме брейнсторминга (мозгового штурма) находят возможные варианты решения проблемы семьи на основании данных, полученных из отдела кризисной помощи. Обсуждаются критерии, которые позволяют получить гипотетическую картину оказания помощи семье в процессе реабилитации, возможность использования методологических подходов и организационной работы разных специалистов, входящих в общую команду, и определить проблемы, трудности и успехи решения конкретной ситуации семьи. Как считает исследователь теории социальной работы В. Кулшед, для осуществления системы совместной деятельности важны: · партнерство - способность объединять свои усилия с усилиями коллег, распределять функции и давать обратную связь; · переговоры - стремления внести проблемные вопросы; способность к компромиссу и конфронтации; · коммуникативная связь - умение общаться с семьей и коллегами; умение слушать и слышать; · рефрейминг - умение предлагать идеи и обсуждать альтернативные пути их решения; · креативность - умение творчески подходить к проблемам семьи, профессиональным вопросам, создавать банк идей; · эмпатийность - умение сопереживать и становиться на позицию другого [31].
Работа с семьей в период реабилитации поэтапная. Первый шаг - определение необходимости и возможности работы с семьей. Второй шаг предполагает изучение семьи: сбор сведений о семье и формирование представления о ее жизнедеятельности, взаимоотношениях в семье, микроклимате. Материалы заносятся в реабилитационную карту семьи. Третий шаг имеет информационно-аналитический характер. Основной задачей является обработка данных о семье, полученных с помощью различных методов (диагностическое интервью, акт обследования семьи, выяснение ее социальных контактов, диагностические методики). Четвертый шаг - коррекционный. Задачами работы специалистов в этот период являются: восстановление или создание социальных контактов семьи с социумом; решение конкретных проблем семьи, позволяющее ее членам обрести социальную уверенность. Пятый шаг является наиболее конструктивным, поскольку предполагает стабилизацию семьи через создание плана-договора и заключения с ней контракта о сотрудничестве в реабилитационном процессе (Приложение 3). Шестой шаг - контролирующий. В этот период осуществляется программа контракта с семьей, отмечаются ее успехи и неудачи в решении проблем. Успешность работы с семьей в реабилитационный период определяется: во-первых, уровнем осознания семьей своих проблем; во-вторых, мотивацией семьи на сотрудничество со специалистами; в-третьих, установкой семьи на длительный контакт со специалистами; в-четвертых, желанием семьи выполнять ту деятельность, за которую она несет ответственность. Многое зависит и от специалистов, поскольку они должны целенаправленно работать с семьей по поддержанию и развитию у нее мотивации, демонстрируя ей позитивную перспективу их будущей жизнедеятельности. В основе создания высокого уровня мотивации у семьи лежат следующие положения: · хороший контакт, доверие семьи к специалистам; · четкое представление семьи о возможностях Центра, его специалистах, методах его работы; · осознание семьей своей проблемы и необходимости ее решения; · систематическое поощрение семьи за любые (пусть даже небольшие) успехи в восстановлении ее социального статуса. Для поддержания мотивации в семье необходимо, чтобы специалисты: · грамотно использовали метод Сети социального взаимодействия; · организовывали сотрудничество семьи и специалистов на паритетной основе; · демонстрировали семье ее успехи и достижения с целью укрепления веры семьи в успех; · своевременно отслеживали неэффективные контакты в Сети
социального взаимодействия и мобильно использовали другие, более успешные; · проявляли креативность, гибкость в поддержании позитивных стремлений семьи к изменению своей ситуации. Сеть социального взаимодействия (ССВ) включает в себя: · контакты специалистов с государственными учреждениями и общественными организациями, позволяющие конструктивно решить проблему семьи; · контакты с ближайшим социальным окружением (родственниками, соседями, друзьями). Для каждой конкретной ситуации создается своя система Сети социального взаимодействия. В случае с девочкой, приведенном выше, она такова:
Рис. 3. Сеть социального взаимодействия в работе с семьей
Для достижения успехов в применении технологии ССВ в ГЦСПСиД создается своя система межведомственных договоров о совместном сотрудничестве в целях оказания социальной помощи семье в выходе из кризисной ситуации и поддержке ее в реабилитационный период. С другой стороны, специалисты налаживают ССВ с ближайшим социумом. Специалисты постоянно курируют (патронируют) семью и проводят текущий контроль. Срок социального патронажа ограничен, он может быть от месяца до полугода. Самое большое - 9-10 месяцев. Социальный педагог (социальный работник) может патронировать не более 2-3 семей. Социальный патронаж может носить ярко выраженный психолого-педагогический аспект.
Патронируемая семья не обязательно может быть с маргинальным направлением (алкоголики, наркоманы). Она может быть материально благополучная семья, но неблагополучна по воспитательному потенциалу. Все больше таких семей приходят в Центр. Какие проблемы волнуют родителей? Как показывают запросы семей, приходящих в ГЦСПСиД, 65% из них озабочены: - неуспешностью детей в учебе; - гиперактивностью ребенка; - эмоциональным и поведенческим состоянием (агрессивность, расторможенность, замкнутость и др.); - отсутствием взаимодействия с родителями; - сложностями контактов с педагогами; - подростковыми проблемами. В рамках социально-педагогического патронажа оказывается помощь семьям методом консультирования, индивидуальной работы с семьей, методом групповых коррекционных занятий с элементами социально-психологического тренинга; организуются родительские семинары-практикумы и др. Для каждой семьи разрабатывается индивидуальная коррекционная программа. По окончании интенсивного периода работы с семьей специалистами должен рассматриваться вопрос о снятии ее с социального патронажа и установлении этапа последействия с семьей. На этом этапе социальный педагог ведет наблюдение за семьей, звонит и поддерживает ее в решении старых и новых проблем. Здесь важно, чтобы семьи почувствовали, что есть Центр, где всегда поддержат, помогут, и семья не останется без внимания и заботы. Эффективность социального патронажа семьи основывается на следующих принципах организации работы с ней: · необвинительный подход; · работа с семьей на паритетных началах, но при возложении ответственности за результат работы на семью; · сохранение семьи; · доверительный контакт с семьей; · сбор и анализ точной и полной объективной информации о семье и ее ближайшем окружении; · опора на позитивный потенциал семьи, самоактуализацию ее внутренних ресурсов; · рост жизнеспособности и развитие социальной компетентности семьи; · сохранение системного подхода в работе с семьей.
|