Что испытывает клиент
| Возможные пути решения
|
ЧУВСТВО ВИНЫ
|
Часто усматривает расплату за какие-то свои поступки и неправильные действия. Назойливые вопросы «Почему именно я?», «Что я сделал неправильно?».
| Не отрицайте вину клиента. Чувство вины имеет тот конструктивный аспект, что свидетельствует о сохранении у клиента представления о том, что, по крайней мере, некоторые события в его жизни зависят от него.
|
ГНЕВ, РАЗДРАЖЕНИЕ
|
Могут быть направлены на Вас, общественные организации, мужа, семью и вообще на кого угодно. Гнев и раздражение могут быть выражены немедленно или с некоторой отсрочкой, словесно или невербальными средствами.
| Не бойтесь выражения чувств клиента, сколь бы болезненными и мучительными они не казались (в т.ч. и для Вас).
|
БЕСПОМОЩНОСТЬ
|
Вызванная возможными своими неудачными попытками разрешения конфликтной ситуации.
| Не предлагайте собеседнику цели, основанные на вашем личном опыте ценностей и убеждений. Дайте клиенту почувствовать возможность изменения кризисной ситуации.
|
ОТРИЦАНИЕ
|
Серьезность существования проблемы. Сложившаяся ситуация может не допускаться до сознания или представляться чем-то нереальным клиентом или представляться чем-то нереальным. Чаще всего клиентом отрицается личная вовлеченность в ситуацию.
| Продолжайте развитие коммуникативной связи с собеседником, не пытаясь подавить потребность жертвы в психологической защите.
|
ПОТРЯСЕНИЕ
|
Отсутствие или неприемлемость альтернатив. Дезорганизация поведения вследствие сильных аффективных переживаний, необходимость резкой перемены в обыденной жизни (смены жилища, поиск работы, новой школы для детей и т.п.).
| Сосредоточьте внимание клиента на вопросе безопасности. Помогите установить приоритеты целей и составить план действий. Попытайтесь заполнить карту конфликта совместно с клиентом.
|
НЕДОВЕРИЕ
|
Может не доверять Вам, т.к. воспринимает Вас как часть системы, контакты с которой оставили у него неприятные воспоминания.
| Не торопитесь восстанавливать авторитет. Дайте клиенту возможность высказать свое недоверие, недовольство и разочарование по поводу предыдущих обращений.
|
ДЕПРЕССИЯ
|
Ощущение своей никчемности, неспособности к действиям. Это состояние может активно поддерживаться общей социальной системой, ситуацией.
| Разделите чувства клиента. Помогите ему стать на путь восстановления власти над судьбой.
|
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
|
Противоречивость чувств к резким изменениям своего образа жизни, что не может не вызвать амбивалентности эмоций.
| Признайте право клиента на амбивалентность чувств и не мешайте ему выражать взаимоисключающие эмоции. Принятие решения и выбор отношения к ситуации – это его внутренняя работа.
|