Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отношение переживания процесса критических ситуаций
Чтобы сделать интересующие нас выводы, мы не будем описывать каждое отношение, а лишь те, которые в таблице выделены жирным шрифтом. 2/1. Реалистическое переживание стресса может быть представлено механизмом терпения (переживания боли). 1/3. Гедонистическое переживание конфликта – механизм вытеснения, при этом вместо овладения сложностью жизни и превращения ее в целостность, субъект достигает иллюзорной простоты жизни. 2/3. Реалистическое переживание конфликта: индивид стремится преобразовать сложный жизненный мир в простой и так справиться с противоречиями жизни. 3/1. Ценностное переживание стресса. Если в качестве представителя стресса мы сохраним боль, для совладения с ней сознание должно отвлечься на что-то другое, предмет, не вызывающий боль. 1/2. Примером гедонистического переживания фрустрации может служить защитное фантазирование, во время которого субъект достигает иллюзорного удовлетворения фрустрированной потребности. 3/2. Ценностное переживание фрустрации: лучше выбрать как худшее из действий, чем оставаться в бездействии. 2/4. Реалистическое переживание кризиса: защитное уклонение от встречи с подлинной проблемой. 4/2. Творческое переживание фрустрации. В его основе лежит любовь, и это неслучайно: есть глубочайшая интимная связь между любовью и творчеством: и то и другое - рождающие начала жизни. Учитывая рассмотренные выше сочетания типов переживания и типов критических ситуаций, мы можем сделать следующие выводы: классифицируя комбинации по критерию «успешности - неуспешности», мы к «неуспешным» отнесем: 1/2; 1/3; 1/4; 2/4; к явно «успешным» - 2/1; 3/1; 4/2. Случаи 2/3 и 3/2 иногда могут быть «успешными», и иногда «неуспешными», т.е. они являются пограничными. Если проранжировать критические ситуации так, что стресс и инфантильное переживание получат низший ранг, фрустрации, конфликт, реалистическое и ценностное переживание – средний, а кризис и творческое переживание критической ситуации – высший, то мы можем сформировать закономерность: когда ранг переживания превышает ранг критической ситуации, оно является успешным. Кризис определяется как состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Кризисная ситуация – ситуация невозможности, в которой семья или ее член сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни: мотивов, стремлений, ценностей. Это теоретическое знание значимо для специалистов, работающих с семьей в кризисной ситуации. Выделяются признаки, которые могут служить критериями диагностики кризиса: · наличие события, вызывающего стресс или длительный стресс, приводящий к фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушением и неуспеха в достижении цели); · переживание горя; · чувство потери, опасности, унижения; · чувство неполноценности происходящего; · неожиданность происходящего; · разрушение привычного хода жизни; · неопределенность будущего; · длительное страдание. Как правило, содержанием психологического кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающие в сложной ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Причем этот кризис достигает такой интенсивности, в рамках которой человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации на основе имеющегося у него жизненного опыта. Р. Хилл выделил три фактора семейного кризиса: · внешние затруднения (отсутствие возможности иметь жилье, нет работы); · неожиданные события, стрессы; · внутренняя неспособность семьи адекватно оценивать какое-то событие в качестве угрожающего, конфликтного, стрессового. Обусловленные непредсказуемыми и внезапными жизненными обстоятельствами: травма; тяжелая болезнь; развод; катастрофы; рождение ребенка-инвалида. Обусловленные психологически: конфликтность; неуживчивость; деспотизм. По временному параметру кризисы подразделяются на: · острые и кратковременные; · кризисы переходных периодов, связанные с возрастом и ограниченные во времени; · кризисы затяжные (длительные по времени, например, тяжелая болезнь). Каждая семья по-своему реагирует на кризис. Но экстремальная психология выделяет три стадии реакции человека на стрессовые условия жизни: · тревога, страх, смятение, шок и контршок; · сопротивление, когда делается все возможное, чтобы преодолеть трудности и адаптироваться; · истощение – адаптивные механизмы практически перестают работать. Как показывает практика, наиболее распространенными причинами кризисной ситуации чаще всего являются конфликты: · лично-семейные конфликты (развод, тяжелая болезнь, смерть близких, инвалидность ребенка, измена и т.д.); · связанные со спецификой профессиональной деятельности (межличностные конфликты с сослуживцами; служебные и межличностные конфликты, индивидуальные адаптационные трудности); · обусловленные состоянием здоровья (хронические соматические заболевания, физические недостатки (дефекты речи, особенности внешности и т.п.), психические заболевания); · связанные с материально-бытовыми трудностями; · обусловленные антисоциальным поведением (боязнь позора в связи с антисоциальными поступками, происшествия, преступления и др.). Кризисная ситуация может поставить семью или ее членов в ситуацию выживания. Не видя выхода, человек может предпринять попытку уйти из жизни. Задача работников социальной службы (особенно в специализированных учреждениях) – приложить все усилия для разрешения кризиса.
|