Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ббк 65. 272






МИР ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Учебно-методическое пособие

для социальных педагогов, воспитателей,

психологов и социальных работников

Минск 2002

УДК 3164

ББК 65.272

С692

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПУ

 

Авторский коллектив:

Ж. И. М и ц к е в и ч, кандидат педагогических наук, доцент

(руководитель проекта);

Л. Н. М и ц к е в и ч, психолог;

Е. Э. Р ы м а ш е в с к а я, социальный педагог;

Е. С. Я щ у к, социальный работник

 

Рецензенты:

В. Н. К л и п и н и н а – Л и т о в ч е н к о, кандидат педагогических наук,

доцент БГПУ;

Л. Н. М и р е й ч и к, психолог Центра внешкольной работы

Советского района г. Минска;

Г. Л. К о з л о в а, социальный педагог Центра внешкольной работы

Советского района г. Минска

С692 Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: Уче.-метод. Пособие / Ж.И. Мицкевич, Л.Н. Мицкевич, Е.Э. Рымашевская, Е.С. Ящук.-Мн.: БГПУ, 2002.- 159с.

ISBN 985-435-514-4

В пособии представлены методологические подходы к социальной работе с семьей и практический опыт специалистов, оказывающих помощь семье в гармонизации детско-родительских отношений в условиях Городского Центра социальной помощи семье и детям (г. Минск).

Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, психологам, работающим с семьей в специализированных центрах, в учебно-воспитательных учреждениях (детские сады, школы), студентам вузов, а также преподавателям, ведущим подготовку и переподготовку кадров для социальной работы.

УДК 3164

ББК 65.272

 

  ISBN 985-435-514-4 ã Ж.И. Мицкевич и ДР., 2002 ã УИЦ БГПУ, 2002

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………..  
1. Системный подход в социальной работе с семьей……………………………….  
2. Социально-психологическая работа с семьей в кризисной ситуации................  
2.1. Теоретические аспекты проблемы кризисной ситуации в семье……………...  
2.2. Методы работы с семьей в кризисной ситуации……………………………….  
2.3. Особенности работы с семьей в кризисной ситуации тяжелого хронического соматического заболевания ребенка………………………………  
3. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация семьи с проблемами детско-родительских отношений………………………………………  
3.1. Индивидуальные формы работы с семьей …………………………………………  
3.1.1. Социальный патронаж как основная форма реабилитации семьи…………  
3.1.2. Социально-педагогическое консультирование семьи………………………  
3.1.3. Коррекция детско-родительских отношений в процессе индивидуальной работы………………………………………………………………………………… 3.1.4. Стратегия и тактика взаимодействия социального педагога с семьей трудного подростка в процессе реабилитации……………………………………... 3.1.5. Индивидуальная коррекция поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………...      
3.2. Групповые формы работы с семьей………………………………………………..  
3.2.1. Общая структура разработки и реализации психолого-педагогических программ для детско-родительских групп…………………………………………  
3.2.2. Игровые коррекционно-реабилитационные занятия с элементами социально-психологического тренинга как средство гармонизации детско-родительских отношений……………………………………………………………    
3.2.3. Родительский семинар-практикум в социально-психологической реабилитации семьи………………………………………………………………….  
3.2.4. Релаксация, ее роль в коррекционно-реабилитационных занятиях………...  
3.2.5. Специфика использования психогимнастики в социально-психологической реабилитации семьи …………………………………………….. Заключение…………………………………………………………………………........... Терминологический словарь…………………………………………………………….. Список литературы к терминологическому словарю……………………………… Литература………………………………………………………………………………… Приложения……………………………………………………………………………….. Приложение 1…………………………………………………………………………. Приложение 2…………………………………………………………………………. Приложение 3…………………………………………………………………………. Приложение 4…………………………………………………………………………. Приложение 5…………………………………………………………………………. Приложение 6…………………………………………………………………………. Приложение 7…………………………………………………………………………. Приложение 8…………………………………………………………………………. Приложение 9…………………………………………………………………………. Приложение 10………………………………………………………………………... Приложение 11………………………………………………………………………...  

 

 

Прислушайся как дружественно струны

Вступают в строй и голос подают, -

Как будто мать, отец и отрок юный

В счастливом единении поют…

У. Шекспир

 

Введение

Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут каждого из нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». При всем нашем желании мы не можем избежать первых двух, а вот третье зависит от родителей. Если они грамотны как воспитатели, то разумное воспитание сформирует прекрасную личность, сделает будущую судьбу этой личности счастливой, а родителям принесет сознание того, что они не зря прожили жизнь, потому что вырастили хороших детей, которые их радуют и дают ощущение полного счастья.

Однако не в каждой семье складываются столь гармоничные отношения между родителями и детьми, а зачастую сложные детско-родительские отношения – это дисгармоничных отношений между супругами.

Воспитание детей в семье – это «профессия», которую родители постигают всю жизнь. В основе семейного воспитания лежит родительская позиция по отношению к ребенку. Она зарождается задолго до его появления и чаще всего обращена на процесс воспитания в собственной (родительской) семье. И. С. Кон отмечает: «В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитными беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверит все» [30, 279].

Важно, чтобы родители вовремя смогли понять, что воспитание – процесс динамичный, и по мере взросления ребенка меняется система воспитания. Справедливо заметил старшеклассник: «Нам сложно от того, что для родителей мы всегда маленькие, такими они нас знали». Стереотипы опеки, как и санкции, ограничения постоянных требований также не способствуют процессу воспитания подростков, юношей и девушек.

Родительские установки по отношению к ребенку как бумеранг возвращаются к родителям, когда дети взрослеют и определяют свое отношение к ним и к семье.

Студентка-психолог Р.И., оценивая свои «корни детства», пишет следующее: «Уникальность маминого воспитания, которое дало мне все в жизни, я вижу в том, что мама руководствовалась правилом, которое сама для себя вывела; надо отметить, не будучи знакомой с психолого-педагогической литературой. Правило заключалось в следующем: не надо много говорить словами, а чаще глазами, прикосновениями, заботой, лаской, теплом. Я думаю – просто сердцем.

Позиция отца была другая, и она внесла в мой характер не только позитивной, но и негативное. Дело в том, что он создал для себя образ Меня, и не принимал меня таковой, какой я являюсь на самом деле. Мне кажется, что если бы отец научился замечать мои реальные возможности и успехи, он больше бы гордился созданным образом. С другой стороны, в этой ситуации я нашла для себя позитивный момент: я должна стараться, работать над собой, чтобы соответствовать хотя бы некоторым чертам в моем идеальном образе, созданном отцом, уже только затем, чтобы папу не постигло крайнее разочарование.

Благодарна отцу за успехи, которых я достигла сегодня. И в то же время страдаю, потому что все время бегу к какой-то планке, обозначенной для меня моим отцом».

История студентки Б. М.: «У меня возникают в первую очередь отрицательные эмоции, когда я вспоминаю о своей семье. Все хорошее (а оно было) теряется на фоне постоянного напряжения, неблагополучия и, главное, ожидания плохого. Самое сложное сейчас для меня – разобраться в собственной личности. Я чувствую, что она искажена образом моей жизни в семье.

Неуверенность и сомнения сопровождают каждое мое действие. Это началось тогда, когда я узнала, что я в своей семейной жизни могу вполне воспроизвести сценарий жизни моих родителей. Если я приложу все усилия, чтобы воспроизвести его с точностью до наоборот, – получиться другая крайность. Особенно остро встал этот вопрос, когда я вышла замуж. Меня теперь постоянно терзает мысль: «Вдруг то, что я делаю, и есть начало того рокового сценария». Меня не успокаивает, а к ужасу моему, настораживает теперешнее благополучие. Я всегда жду удара в спину.

Это все оттуда, с детства. Я закомплексована в проявлении своих чувств (особенно любви, радости, восторга) оттого, что отец (послевоенный ребенок, в семье которого уже были четыре брата) не приучен к проявлению нежности, заботы, любви. Он мог очень бестактно, грубо высмеять меня или мать. Сделать человеку больно, задеть за живое – черта, характерная для него. Это приучило меня скрываться и сдерживать положительные эмоции в его присутствии, приучило к настороженности, недоверию к окружающим. К сожалению, я не всегда сегодня адекватно реагирую на ситуации. Я не могу скрывать свои отрицательные эмоции, поэтому очень плаксива, обидчива. Легко поддаюсь депрессии. Я сейчас чувствую себя опустошенной постоянной «борьбой за существование» в семье. Малейшая неприятность способна вывести меня из равновесия.

Внушение также обладает огромной силой: все плохое, все неблагополучные прогнозы, которые отец выкрикивал во время скандалов в мой адрес (скандалы случались периодически), оседали в моем подсознании, подрывали мою уверенность в своих силах…

Я очень люблю свою маму, но не могу не признать, что и от нее досталось грустное наследство – терпеть во вред себе и человеку, которого терпят, которому прощают все зло. Я замечаю за собой, что иногда бессознательно становлюсь в позицию жертвы (особенно в отношениях с мужчинами). Но в то же время в повседневной жизни часто проявляется моя излишняя категоричность, неумение прощать слабости другим людям. Я считаю это бунтом против маминого прощения во вред…

Только сейчас, когда я вышла замуж и ушла из семьи, я по-настоящему поняла, как жизнь в родительской семье отражается на всей жизни человека. Оказывается, до 20 лет все мои мысли были заняты тем, как мне вырваться из семейного ада, как противостоять отцу».

Для родителей необходимо не просто желание иметь ребенка, но и быть готовым растить и воспитывать его. Эта мысль не нова, но она требует постоянного осмысления каждым новым поколением родителей и понимания того, что необходимо учиться быть родителем. Сегодня для этого есть много интересной и полезной литературы по проблемам воспитания, различные материалы средств массовой информации.

Современное же расширение сферы социальной работы (психологический, педагогический, юридический и другие аспекты) позволяет оказывать помощь семье в специализированных учреждениях, как Городской Центр социальной помощи семье и детям (ГЦСПСиД).

В данной книге мы попытались передать наше теоретико-практическое осмысление процесса социальной помощи семье с проблемами детско-родительских отношений. Будем рады, если эта книга поможет специалистам, работающим с семьей.

Руководителем проекта кандидатом педагогических наук, доцентом

Ж. И. Мицкевич написаны следующие разделы: «Введение», 1, 3.1.1., 3.1.2., 3.1.3., 3.2.1, 3.2.2., 3.2.3., 3.2.4., «Заключение»; психологом ГЦСПСиД, аспиранткой Национального института образования Республики Беларусь Л. Н. Мицкевич - 2.1., 2.2., 2.3.; социальным педагогом, аспиранткой БГПУ им. М. Танка Е. Э. Рымашевской - 3.2.3.; социальным работником, аспиранткой БГПУ им. М. Танка Е. С. Ящук - 3.1.5.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал