Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы социальной работы с семьей в кризисной ситуации
В Городском Центре социальной помощи семье и детям (г. Минск), согласно постановлению Мингорисполкома от 17.05.2000 г. № 553, был утвержден отдел помощи семье в кризисной ситуации (ОПСКС). С 16.10.2000 г. он начал работу. В соответствии с Положением о Городской Центре социальной помощи семье и детям и планом реализации Государственной программы оказания социально-психологической помощи семье ОПСКС осуществляется: · предоставление обратившейся семье экстренной психологической, социальной, юридической и иной в кризисной ситуации на принципах круглосуточной диспетчерской службы; · выявление, совместно с районными Центрами социального обслуживания населения и другими органами социальной защиты города, семей, оказавшихся в кризисной ситуации, и привлечение их к обращению к специалистам Центра.
Рис. 2. Структурная схема отдела помощи семье в кризисной ситуации Тактика работы наших специалистов отображена в Приложениях. В них же мы показываем тактику работы специалистов с наиболее часто встречающимися кризисными ситуациями. В отделе помощи семье в кризисной ситуации работают семь человек: заведующая, психолог, ведущий специалист по социальной работе и четыре социальных работника (с должностными обязанностями сотрудников можно ознакомиться в Приложении). Именно социальными работниками и осуществляется круглосуточная диспетчерская служба для семей, находящихся в кризисной ситуации. Основная цель диспетчерской службы - предоставление обратившимся семьям экстренной психологической, социальной, юридической помощи в кризисной ситуации. Основным содержанием общего направления работы с семьей в кризисе должно стать ослабление и устранение социально-психологических предпосылок кризиса: · организация мероприятий по снятию психологического дискомфорта в кризисной ситуации, предусматривающих: а) предупреждение чрезмерного эмоционального напряжения членов семьи; б) планомерное распределение физических и психологических нагрузок; в) разработка рекомендаций по стратегии поведения всех членов семьи в конфликтной ситуации; обеспечение социальной и правовой защищенности всех членов семьи; · четкая организация повседневной жизни, учебы, работы, быта всех членов семьи. Исключительно ответственным этапом данной деятельности выступает оказание помощи семье со стороны специалистов. Мы выработали три составляющие психологической помощи семье в кризисной ситуации: 1) своевременное диагностирование и соответствующее психологическое сопровождение семьи в конфликтной ситуации; 2) активная эмоциональная поддержка всех членов семьи, задействованных в конфликтной ситуации; 3) поощрение положительной направленности с целью снятия негативной напряженности. При этом для специалиста важно соблюдать следующие правила: · Будьте уверены, что вы в состоянии помочь. · Будьте терпеливы при общении с семьей в конфликтной ситуации. · Не анализируйте поведенческие мотивы всех членов семьи, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому что…» · Делайте все от Вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за разрешение кризисной ситуации. Основной частью работы специалистов по преодолению кризисной ситуации семьи и определению путей выхода из нее является индивидуальная беседа. Особенностью ее заключаются в следующем: · Ни в коем случае нельзя приглашать семью на беседу через третьих лиц. · При беседе с семьей в кризисной (конфликтной) ситуации никто не должен прерывать разговор, консультация должна проходить в закрытом от посторонних помещении. Консультацию должен проводить один специалист. Подключение всех остальных специалистов должно происходить после первичной беседы. В процессе беседы специалист не ведет никаких записей, не смотрит на часы и тем более не выполняет никакие «побочные» дела. Беседа включает в себя четыре этапа. Начальный этап – установление эмоционального контакта с клиентом, создание атмосферы «сопереживающего партнерства». На этом этапе беседы используются: «эмпатическое выслушивание», «сопереживание». Здесь важно выслушать семью терпеливо и сочувственно (т.е. дать возможность выговорится). В результате специалист будет восприниматься как чуткий, заслуживающий доверия человек. Второй этап: а) установление последовательности событий, которые привели к кризису; б) снятие ощущения безысходности ситуации. С этой целью применяются приемы «преодоления исключительности ситуации», «поддержка успеха» и др. Третий этап – совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Используется прием «планирования», т.е. побуждение клиентов к словесному оформлению планов предстоящей деятельности. Завершающий этап – окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка, привлечение других специалистов для разрешения кризисной ситуации. Выход на межведомственный уровень решения проблемы. На данном этапе используются следующие приемы: «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности». Клиент в кризисной ситуации испытывает ряд эмоциональных индикаторов стресса. Мы попытались отразить их в таблице (табл. 3) с возможными путями их преодоления. Мы создали памятку активного выслушивания специалистом клиента в процессе телефонной консультации (табл. 4). (В ее разработке использовались материалы кризисного центра Санта-Карла, США). Были определены и описаны запрещенные приемы, использование которых недопустимо при консультировании клиента в кризисной ситуации. Запрещенные приемы: · Высказывания - решения. Эти высказывания снимают всю ответственность с клиента и перекладывают ее на консультанта. · Указания, приказы, направления: Вы говорите другому человеку сделать что-либо, даете ему указания. · Предупреждения, угрозы, убеждения: Вы употребляете свою власть, предупреждая собеседника, каковы могут быть последствия его действий. · Морализирование, поучение, наставление: Вы говорите человеку, что ему следует сделать. Таблица 3
|