Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как средство гармонизации детско-родительских отношений






Анализируя проблемы детско-родительских отношений, общения в семье в специалисты Городского Центра социальной помощи семье и детям (г.Минск) пришли к выводу о необходимости создания групп игровой коррекции в параллельных и совместных детско-родительских группах с целью оказания помощи семье в гармонизации детско-родительского общения.

Почему игра? Прежде всего, игра обладает уникальными терапевтическими и коррекционными возможностями. Уникальность ее состоит в косвенном воздействии на человека. Она значима и для ребенка и для взрослого, поскольку в игровой коррекции идет сближение родителей и детей. Игра возвращает родителей в детство, а дети принимают родителей как своих сверстников. В групповой коррекции идет обучение и детей, и родителей пониманию, принятию и использованию в жизнедеятельности семьи правил взаимодействия в качестве норм этики, ориентированных на взаимное сотрудничество.

Игровая коррекция детско-родительского общения представляет собой систему специальных занятий, игр, упражнений, направленную на преодоление трудностей и нарушений, возникающих у родителей в общении с детьми, на формирование и развитие конструктивного общения в диаде «родители-дети».

Игровая коррекция способствует развитию эмоционально-личностной, познавательной и когнитивной сфер личности ребенка и взрослого. Кроме того, игровая коррекция выполняет и релаксативную функцию: в процессе занятий снимается или значительное снижается эмоциональное, физическое и интеллектуальное напряжение. Процесс игры позволяет самореализоваться ребенку и взрослому. «Эффект игровой терапии определяется практикой новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту» [68, с. 141].

Исследования по групповой коррекции детско-родительских отношений были начаты в 40-х годах двадцатого столетия в контексте трех основных научных направлений: гуманистически ориентированного (Г. Лэндрет, К. Роджерс и другие), психоналитического (М. Клейн, А. Фрейд), бихевиористского (Б. Скиннер).

Избирая в качестве формы работы с родителями и детьми по проблеме общения игровую коррекцию, специалист может ставить следующие цели:

· отбор детей в группу с аналогичной проблемой (например, замкнутые или агрессивные дети), что позволяет сделать занятия более целенаправленными;

· подбор игр и разработка игровой тематики в соответствии с психолого-педагогическими особенностями проблем коммуникативных нарушений в семье;

· разработка правил сотрудничества в группе взрослых и детей, так и взрослых.

Специалист должен способствовать проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее своеобразия. Это позволяет формировать ребенка психологически уравновешенного в своих действиях и понимающего состояние другого человека во взаимодействии.

Правила группы могут быть таковы:

· доверительный стиль отношений;

· общение по принципу «здесь и теперь»;

· персонификация высказывания;

· искренность общения;

· конфиденциальность всего происходящего в группе;

· опора на позитивные качества личности;

· интенсификации общения;

· активное участие в происходящем;

· уважение друг к другу.

Эти правила принимаются в группе взрослых и детей, могут дополняться или изменяться участниками группы.

Однако в совместных детско-родительских игровых занятиях родителям предлагается перечень дополнительных правил, позволяющих реализовать принцип духовного взаимодействия с ребенком, когда родитель воспринимается им не как родитель-воспитатель, а друг, понимающий его проблемы:

· ставить себя на место ребенка;

· стараться понять его точку зрения;

· начинать общение с его точки зрения;

· говорить на его языке;

· быть гибким, стараться варьировать в поведении с ребенком, адаптироваться к нему;

· показывать ребенку преимущества совместной деятельности;

· не давать оценочных суждений;

· идти за ребенком, советуясь с ним;

· не регулировать поведение ребенка.

Для коррекции нарушений в общении и развитии коммуникативных умений детей используются ситуативно-ролевые игры и упражнения, направленные на формирование и развитие навыков конструктивного общения, различные коммуникативные ситуации: общение за семейным столом, общение с братьями и сестрами, общение с гостями, на прогулке и т.д. Особую значимость приобретают:

· упражнения на развитие способности чувствовать и понимать эмоциональное состояние партнера по общению (психологические этюды; ролевые игры; метод пиктограмм, работа с картинками, изображающими эмоциональное состояние человека; совместное рисование);

· использование упражнений с элементами психодраммы, дающих обоим партнерам возможность самовыражения;

· формирование в ролевых играх знаний и умений адекватного выражения эмоций и их саморегуляции;

· упражнения, способствующие развитию навыков конструктивного общения в коллективном сотрудничестве (вся семья): ролевые игры, обучающие способам коммуникаций в конфликте, споре.

В основном вся работа строится на анализе и драматизации конкретных жизненных ситуаций, предлагаемых как участниками семейной группы, так и руководителем.

Таким образом, предлагаемые игры и упражнения, этюды для коррекционных занятий родителей с детьми помогают взрослым в первую очередь формировать ребенка, который:

· не провоцирует конфликты в общении с родителями, а пытается находить компромисс совместно с ними;

· умеет свободно высказывать свое мнение, самораскрыться, выражать свои чувства;

· обладает коммуникативностью, умеет общаться с любым человеком (взрослым и ребенком); открыт людям, при этом оставаясь самим собой.

На таких занятиях применяются упражнения и задания, ролевые игры, психогимнастика, групповые дискуссии по поводу выполнения игровых заданий и проблемных вопросов, возникающих у взрослых участников занятий. Перед началом занятий могут использоваться вводные беседы для родителей, дающие ключ к будущему игровому действию на занятиях. В процессе бесед с родителями доминантой является расширение психолого-педагогических знаний и формирование у них установки на восприятие и понимание ими эмоциональной стороны общения с ребенком, осознания его эмоционального состояния и создания атмосферы социальной и психологической безопасности ребенка.

Стержневым компонентом каждого занятия является какой-либо элемент: воображаемая ситуация, игровое действие; игровые взаимоотношения; игровой материал.

Игровая позиция участника облегчает каждому момент вступления во взаимодействие в процессе проигрывания ролевых ситуаций, выполнения заданий и упражнений творческого характера. Взрослые и дети сближаются, между ними формируется необходимая эмоциональная связь. Одновременно осуществляется коррекция различных психических свойств: памяти, наблюдательности, внимания, координации движений, динамизма, креативности и др.

Широко используются в игровых занятиях и вспомогательные средства: музыка, движение, танце, рисунок.

В качестве одного из вариантов коррекции детско-родительских отношений в семье с младшими школьниками можно использовать предлагаемый нами вариант (Приложение 7). Данный вариант предполагает занятия для детей 5-10 лет и их родителей (не более 12-14 человек). Занятия могут варьироваться в зависимости от желаний специалиста и от проблем группы.

Основу занятий составляют 10 тем и игры. Занятия на включении взрослых в совместную игровую деятельность, моделирующую как основные типичные ситуации социального взаимодействия, так и творческие, досуговые. Занятия могут проходить в любом помещении, где есть доска и стулья. Эффективности занятий способствует видеозапись.

В игровой коррекции роль специалиста является доминирующей, поскольку грамотный подбор игровой тематики и компетентность специалиста позволяют достигнуть эффективности в работе.

При составлении игровой коррекционной программы специалист должен учитывать:

· соответствие игровой тематики конкретной проблеме ребенка и родителя или группы детей. Игры на последующих занятиях должны подбираться в соответствии с особенностями эмоциональных, коммуникативных и когнитивных проявлений данной группы детей;

· уровень психолого-педагогической компетенции родителей, их тактику поведения в общении с детьми, чтобы подбор игр способствовал осознанию ими своих коммуникативных ошибок;

· возрастные особенности детей (игра как метод групповой коррекции наиболее эффективна в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, однако она также широко используется в работе с подростками и взрослыми);

· психолого-педагогические особенности возраста при подборе игр. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста надо учитывать свойственные им подражательность и суггестивность (внушаемость). В игре обязательно должны присутствовать образец, демонстрация использования упражнения, действия - компоненты социального обучения технике. При использовании игры в работе с детьми старших возрастов необходимо наряду с поведенческими элементами использовать аналитические (когнитивные). Для подростков и взрослых значим внутренний подтекст игры, ее психологический смысл, возможность понять внутренне «Я» через игру;

· задачи и цели конкретного этапа занятия, на котором используется игра.

В игровых коррекционных занятиях с детьми особое место принадлежит тактике работы специалиста со столь сложной детско-родительской группой. Это предусматривает следующую действия по отношению к участникам группы:

· подготовку детей и родителей к игре, инструктаж;

· объяснение и демонстрация способов выполнения игрового задания;

· проверку правильности выполнения задания каждым из участников;

· анализ, рефлексия игры.

По отношению к взрослым важна специфика их взаимоотношений с руководителем группы. Руководитель должен быть компетентен в области андрогогики (обучения взрослых) и помогать родителям войти в роль, которая благодаря своей двуплановости помогает одновременно осознавать себя как родителя, воспитателя и участника игры, а также способствует личностным изменениям, выражающимся в снятии стереотипного понимания процесса воспитания и осознания своей неверной тактики.

Ведение игры, руководство. Во время игры руководитель должен вести постоянное наблюдение. В игре может быть использована видеокамера или супервизор (другой специалист, который отслеживает процесс игры). Важно следить за выполнением инструкции и ролевого задания, помогать тем детям и родителям, которым сложно выполнить его после первичного объяснения и демонстрации. Руководитель должен обеспечить активное участие каждого ребенка и взрослого.

Проверка правильности выполнения игрового задания каждым из участников группы. В коррекционной группе всего лишь 6-8 человек. Это позволяет специалисту уделить внимание каждому из участников группы и помогает достичь индивидуальных позитивных изменений в поведении, эмоциональной и коммуникативной сферах каждого из детей и родителей. Нельзя не обратить внимания на те тактические ошибки, которые допускают дети и родители в процессе игрового взаимодействия. Важно, как ребенок или взрослый относится к другим детям и взрослым во время игры («ты мне мешаешь», «я скажу, а ты не лезь», «я не хотел бы быть с ним в одной группе», «он ничего не умеет делать»). Негативные вербальные и поведенческие реакции должны анализироваться и изменяться в процессе работы, чтобы не допустить закрепления социально неприемлемых форм и приемов поведения.

Анализ, рефлексия игры. Последний этап в алгоритме действий руководителя в игре - самый ответственный. Важно выявить результат, который дала игра детям и родителям; какие трудности она у них вызвала; каково эмоциональное отношение родителей и детей к прошедшей игре. Можно использовать как вербальную, так и рисуночную рефлексию (Приложение 9).

В структуре курсов различных групповых коррекционных занятий наиболее значимы следующие тренинговые методы (из социально-психологического или педагогического тренингов):

1. Методы групповой дискуссии, которые используются в основном в форме анализа конкретной ситуации. Целью является возможность развития творческого подхода в решении вариантов ситуаций психологического или педагогического характера и умения выбрать наиболее адекватную форму поведения. По мнению Л. А. Петровской, данный метод способствует развитию практического опыта.

Так, на занятии «Конструктивное взаимодействие родителей с детьми» предложена ситуация: «Девочка (10 лет) подготовила ужин и радостно ожидала родителей. Когда родители вошли и увидели на столе разогретый ужин, их реакция была такова: «Кто тебе позволил зажигать газовую плиту?» Девочка расплакалась».

Участникам занятий предложено было высказать свой взгляд на ситуацию и предложить свой вариант ее решения.

При выборе и разработке ситуаций мы придерживаемся двух значимых условий:

1. Содержание ситуации и особенности поставленных в ней проблем должны быть адекватны реальной действительности и соответствовать теме и цели занятия;

2. Ситуации должны быть значимы для участников в контексте их проблем с ребенком.

Соблюдение первого условия обязательно, поскольку оно дает возможность участникам проводить аналогии с собственной родительской стратегией и тем самым обучаться эффективным способом конструктивного общения. Учет второго условия позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и когнитивную сферу родителей в процессе групповой дискуссии.

2. Игровые методы, особенно ролевая игра.

В детско-родительской группе она приобретает особую значимость, поскольку позволяет детям и родителям сотрудничать. Для детей важно, что они входят в положение других, значимых для них взрослых (роль отца, матери). Родители и дети учатся лучше понимать состояние друг друга. Ярко проявляются в совместной детско-родительской ролевой игре и социально-психологические особенности идентификации и эмпатии: и родители, и дети с помощью психологических механизмов игровой деятельности пытаются решить старую проблему по-новому, осознавая ошибки и «изнутри».

Мы заметили, что для родителей является открытием то, какими их воспринимает ребенок, ихродительский образ, ведь дети, принимая взрослые роли и действуя в их рамках, подражают родителям.

В процессе игры мы наблюдали многообразный широкий спектр эмоциональных переживаний участников. Многие из родителей, играя роль ребенка, чувствуя к себе ласку, внимание, покровительство родителя-ребенка, расстраивались до слез. В анализе-рефлексии они отмечали, что процесс общения с детьми дал возможность ощутить переживания, чувства ребенка и осознать свою неверную родительскую тактику. Участница И.: «Я открыла для себя своего ребенка, я и не подозревала, что в моем поведении его что-то обижает...».

Одновременно с занятиями в родительской группе идут и занятия с группой детей, направленные на решение их эмоциональных и поведенческих проблем. С этой целью разрабатываются программы игровых коррекционных занятий для групп детей с различными нарушениями (агрессивность, замкнутость, демонстративность, тревожность и т.п.).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал