![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Родительский семинар-практикумв социально-психологической реабилитации семьи
Необходимость оказания социально-педагогической и психологической помощи современной семье обуславливается целым рядом причин, таких как экономическая и политическая нестабильность, тяжелые материально-бытовые условия. Современная семья нуждается в помощи также при решении внутренних проблем, среди которых особое место занимают детско-родительские отношения. Практика работы в ГЦСПСиД показала наличие целого ряда проблем в сфере детско-родительских отношений: отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми; снижение значимости коммуникативных контактов; отклонения в социальной и эмоциональной сферах ребенка; переживание семьей состояния эмоционального неблагополучия, связанного с воспитанием и обучением ребенка; наличие в семье экстремальных жизненных ситуаций, приводящих к невротизации ребенка; проблемы личностного роста и развития ребенка. Обозначенные проблемы подтверждают необходимость оказания целенаправленной профессиональной помощи родителям, способствующей гармонизации взаимоотношений с детьми. Мысль о том, что родителей необходимо учить воспитывать своих детей, осознавалась еще в глубокой древности, подтверждение этому можно найти в трудах Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменского. «Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей. Чтобы проникнуться позитивным импульсом к воспитанию детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста — с чего и начинается настоящее воспитание родителей. В своем развитии понятие «коррекционная работа с родителями» прошло несколько этапов. В 30-40-х гг. XX в. X. Джайнотт, работая психотерапевтом с больными детьми и их родителями, пришел к мысли о необходимости профилактической работы с родителями, которую он назвал «профилактическим воспитанием». Опираясь на опыт групповой работы с родителями больных детей, он построил модель групповых консультаций, в основе которой лежит стремление родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребенка. Целью профилактического воспитания, по X. Джайнотту, является достижение постоянных изменений в структуре личности родителя. Во время групповых занятий родители рассказывали друг о своих трудностях, делились опытом выхода из различных положений. Таким образом, они учились друг у друга и постепенно начинали более объективно смотреть на проблемы своей семьи и семейной жизни вообще. В 60-х гг. Бернард Гуэрни начал разрабатывать концепцию родительской терапии в качестве структурированной программы помощи детям в возрасте от 3 до 10 лет, имеющим проблемы в эмоциональной сфере. Развитие исходных идей терапии детско-родительских отношений привело к признанию того, что в большинстве случаев такое обучение оказалось пригодным для всех родителей, а не только для тех, чьи дети испытывают трудности в общении. Исследуя сущность понятий «профилактическое воспитание родителей», «родительская терапия», мы пришли к выводу что в основе этих понятий лежит именно коррекция родительских установок на воспитание детей, в процессе которой достигается эффект гармонизации детско-родительских отношений. Как показывают наблюдения, родители, обращающиеся за помощью к специалистам, не всегда готовы принять свободную тренинговую форму работы как ведущий способ занятий с группой, объединяющей людей со сходными проблемами. Мы пришли к выводу о необходимости более приемлемой формы совместной работы. В качестве такой формы был избран групповой родительский семинар-практикум, сочетающий в себе элементы тренинговой работы с возможностью доступного изложения теоретических аспектов проблем, интересующих родителей. Преимущество группового метода в работе с семьями мы видим в том, что в нем действует принцип «терапия» (лат. therapy — «помогающий»), который означает, что совместная работа оказывает терапевтическое воздействие и на самого помогающего (им может быть любой член группы), так как дает ему возможность почувствовать свою полезность другим [2, 67]. Групповой социально-педагогический практикум с родителями обеспечивает позитивную структуру межличностной поддержки, улучшающей самовосприятие родителей: они начинают осознавать собственную значимость и верить в свои возможности. Возникающее чувство группы и групповой сплоченности — важные характеристики процесса родительской терапии. Учебная группа для родителей должна быть небольшой (6-8 человек), по-этому при организации коррекционной работы необходимо учитывать общую теорию малых групп. Родительская группа, как любая малая группа, имеет две основные сферы функционирования: ингрупповую и межгрупповую, — определяющие характер, направленность и значимость процессов групповой динамики внутри данной общности. Ингрупповая сфера — это те особые отношения, которые возникают внутри данной конкретной группы и определяют специфику взаимодействия между ее участниками, эффективность восприятия родителями учебного материала. Анализ ингрупповой сферы позволяет корректировать учебную программу с учетом тех особенностей во взаимоотношениях между родителями, которые возникают в данной группе, изменять содержание конкретных занятий, вводить новые темы-проблемы, использовать те упражнения и задания, которые наиболее подходят для контингента данной группы. Межгрупповая сфера жизнедеятельности малой группы позволяет также добиваться определенного воздействия на нее. Обширные исследования межгрупповых отношений показывают, что взаимодействие с другими группами влияет на процессы, происходящие внутри учебной группы: повышается сплоченность, самооценка, внутригрупповая идентификация. Родители, испытывающие сходные трудности во взаимоотношениях с ребенком, постоянно встречающиеся на групповых занятиях, выполняющие совместные упражнения, начинают чувствовать себя причастными к некой общности с едиными правилами поведения, законами функционирования, что отражается и на их жизнедеятельности вне занятий, на взаимоотношениях с другими малыми группами (с семьей, с коллективом на работе). Специалист, работающий с группой, получая информацию об изменениях в межгрупповой сфере, может использовать ее в качестве дополнительного материала для стимулирования активности родителей на занятиях, для привлечения внимания родителей к наиболее значимым вопросам, для подтверждения эффективности групповых занятии в целом, что всегда высоко оценивается группой. Учет ингрупповой и межгрупповой сфер обеспечивает позитивную динамику развития взаимоотношений между участниками и позволяет прогнозировать возможные результаты внутригруппового взаимодействия и то, какова будет стратегия поведения каждого участника по окончании групповой работы. За период с 1999 по 2002 год в рамках деятельности ГЦСПСиД были апробированы различные курсы групповых коррекционных занятий для родителей, обратившихся с просьбой об оказании им помощи в вопросах воспитания ребенка. Родители, вошедшие в группы, в своем первичном запросе указали на наличие трудностей во взаимоотношениях с ребенком и желание «выявить и изменить в ребенке те черты», которые препятствуют конструктивной внутрисемейной жизнедеятельности. Однако в ходе индивидуального консультирования все родители пришли к выводу о необходимости изменения собственной стратегии поведения по отношению к ребенку, переориентировали свои взгляды с установки на «изменение ребенка» на позицию изменения взаимоотношений с ним. Предложение принять участие в групповой коррекционной работе было воспринято положительно, все участники вошли в состав группы добровольно. В группы входило 6-8 родителей разного возраста (от 30 до 45 лет), разных профессий, имеющих различное материальное положение и социальный статус, испытывающих сходные трудности во взаимоотношениях с ребенком. Целями работы родительского семинара-практикума являлись: 1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка. 2. Приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним. 3. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родители — ребенок». При разработке программы группового родительского семинара-практикума были поставлены следующие задачи: • повышение сенситивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения; • активизация познавательной активности родителей в сфере взаимодействия с ребенком; • обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия, на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания»; • обучение методам рефлексии и саморефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений. Родительский семинар-практикум представляет собой серию практических упражнений и заданий, состоит из 10 занятий, каждое из которых посвящено рассмотрению одной конкретной темы. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность занятия — 1, 5-2 часа. Каждое занятие было построено по следующей схеме: 1. Определение целей и задач занятия. 2. Вводная часть (приветствие родителей; анализ наблюдений за изменениями, произошедшими в семье за минувшее время; обсуждение домашнего задания и организационных вопросов). 3. Лекционная часть (введение новых понятий; знакомство с теоретическими аспектами обсуждаемой на занятии темы). 4. Активная часть (связанные между собой активные формы работы, которые составляют особую терапевтическую систему воздействий, направленную на изменение детско-родительских отношений). 5. Рефлексия занятия. 6. Домашнее задание. По стилю руководства родительские группы структурированные, т.е. тематика занятий, подбор упражнений и домашнего задания определяются руководителем группы. Таким образом, он занимает более авторитарное и лидиру- ющее положение, чем в свободной группе. Руководство коррекционной группой — особый вид деятельности, который предполагает наличие у руководителя определенных личностных и профессиональных качеств. На нашем опыте мы убедились в значимости доверительных отношений между руководителями группы и родителями, которые позволяли нам контролировать возникающие острые ситуации, агрессию и пассивность участников, учитывая их личностные особенности восприятия ситуации. Весь курс групповых коррекционных занятий с родителями можно условно разделить на следующие этапы: □ Ознакомительно-доверительный. На этом этапе основной задачей групповой работы было знакомство участников друг с другом и с руководителем, установление в группе доверительных отношений, снятие смысловых и внутриличностных барьеров. С этой целью родителям были предложены различные упражнения и задания, позволяющие им познакомиться друг с другом, узнать социальный статус каждого участника группы (упражнения «Кто Я?», «Интервью в парах»), определить, что объединяет всех пришедших в группу, что беспокоит и каковы их ожидания от совместной групповой работы (упражнение «Ожидания и страхи», групповые дискуссии, мини-анкетирование). Непосредственной задачей совместной работы на этом этапе было выработка общих механизмов и принципов функционирования группы, обсуждение организационных вопросов (время проведения занятий, установленная продолжительность и др.), знакомство с основными теоретическими понятиями и психологическими особенностями группового взаимодействия.
|