![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Терминологический словарь
Адаптация социальная (от лат. adapto — «приспособляю» и socialis — «обще- ственный») — 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса [7, 11]. Аффект неадекватности — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на неуспех. Характеризуется или отрицанием самого факта неуспеха; или переложением ответственности за него на других. Аффект неадекватности является защитной реакцией, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознания своей несостоятельности. Данное состояние связано с нежеланием устанавливать адекватный контакт с окружающими. Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме [2]. Аффекты (от лат. affectus — «душевное волнение», «страсть») — сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект [2]. Базальные эмоции — теоретический конструкт, объединяющий эмоции минимального набора, на базе которых формируется все многообразие эмоциональных процессов и состояний. К подобным эмоциям относят радость, горе (печаль), страх, гнев, удивление, отвращение [2]. Воспитание — процесс социализации, протекающий в форме последовательного и постепенного усвоения человеком и группой лиц социально выработанных норм, ценностей, способов деятельности [3]. Городской Центр социальной помощи семье и детям— учреждение социальной защиты населения, комплексно обслуживающее на территории города семьи и детей, которые нуждаются в квалифицированной и своевременной социальной поддержке различных видов: психологической, педагогической, юридической, социально-реабилитационной и иной [12, 171]. Государственная семейная политика — система мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение жизнедеятельности семьи [5, 3]. Диагностика — направление деятельности практического психолога, социального педагога, осуществляемое на основе специальных методов, направленное на исследование индивидуально-психологических свойств личности [7, 142]. Идентификация (от лат. identificare — «отождествлять») — 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В первом значении термин используется в психологии познавательных процессов, в инженерной и юридической психологии, где И. понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака, свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия [7, 129-131]. Кризис (от греч. krisis — «решение», «поворотный пункт») — резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение [11, 15-99]. Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность [7, 219]. Наблюдение — систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан [7, 227]. Психическое состояние — интегральная характеристика системы деятельнос-тей индивида, сигнализирующая о процессах их реализации и их согласованности друг с другом. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения [2]. Процесс социальной адаптации — это процесс освоения стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем использования принятых способов социального поведения, действия. В процессе адаптации имеются объективные и субъективные стороны [3]. Релаксация (от лат. relaxatio — «уменьшение напряжения», «ослабление») — состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий [7, 338]. Самоактуализация (от лат. actualis — «действительный», «настоящий») — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих внутренних возможностей [7, 349-350]. Семья — основанное на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание объединение лиц (членов семьи), связанных между собой моральной и материальной обязанностью, взаимопомощью, обладающих личными и имущественными правами и обязанностями [6, 7]. Социальная защита населения — целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практически осуществляемых социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравствен-
ного функционирования населения, предотвращение ущемления его прав и свобод; в узком смысле — деятельность, направленная на защиту отдельных категорий населения, оказавшихся в особо сложной жизненной ситуации [7, 182]. Социальная помощь семье — сеть специализированных учреждений с высококвалифицированными кадрами, имеющая научное, информационное и финансовое обеспечение [12, 171]. Социальная реабилитация — процесс, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам [10, 190]. Социальная служба — государственные органы и находящиеся в их ведении специальные учреждения, а также общественные объединения, религиозные организации, благотворительные и иные фонды, частные лица, предоставляющие населению социальные услуги и помощь [12, 171]. Социально-психологическая реабилитация — комплекс мероприятий, осуществляемых командой специалистов (социальным педагогом, социальным работником, психологом, юристом, медиком и др.) и направленных на: 1) решение внутренних эмоционально-психологических проблем человека; 2) гармонизацию его отношений с ближайшим социальным окружением, путем обучения новым стратегиям поведения и взаимодействия с окружающими людьми; 3) педагогизацию социума, т.е. рациональное использование его педагогического потенциала. Стресс (от англ. stress — «напряжение») — состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий [11, 15-99]. Стресс — понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особо сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации) [8, 173]. Чувства — эмоциональные переживания человека, в которых отражается его устойчивое отношение к определенным предметам или процессам окружающего мира [2]. Эмоции (от лат. emovere — «возбуждать», «волновать») — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоции выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов, собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе [2]. Эмпатия (от греч. empatheia — «сопереживание») — постижение эмоционального состояния, проникновение (вчувствование) в переживания другого человека [7, 463].
Список литературы к терминологическому словарю:
1. Бурлачук Ф.Л., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989. — 207с. 2. Глоссарий психологии эмоций // https://skeptik.dp.ua/lib/psixo/emotio.htm 3. Казаков Ю.Н. Инструментарий социальных технологий (психологические аспекты): Учебное электронное пособие / Под ред. А.А. Ильина. 4. Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 21.01.1998 № 46. 5. Пенкрат В.И. Семейное право. — Мн.: Веды, 1998. — 100 с. 6. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. — М., 1990. — 494 с. 7. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1982. 8. Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с. 9. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой, Я'.Л. Коломинского, А.И. Левко. — Мн.: БелЭн, 2001. — 256 с. 10. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1981. 11. Феминология. Семьеведение / Под ред. Л.Т. Шепелевой. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997. — 220 с.
Литература
1. Александровский Ю.А., Лобанов О.С, Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психология в экстремальных условиях. — М.: Педагогика, 1991. — 220с. 2. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: Науч.-методич. пособие. — М.: НИИ семьи, 1998. — 112 с. 3. Алексеева Л.С, Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Науч.-методич. пособие. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. — 160 с. 4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: РИЦ «Социальное здоровье России», 1993. — 136 с. 5. Бабосов Е.М. Катастрофы: Социологический анализ. — Мн.: Навука i тэхнiка, 1995.— 200 с. 6. Башлакова Е.М., Харин С.С. Коррекция эмоционального отношения пе- дагогов к детям. — Мн., 1995. — 86 с. 7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998. — 298 с. 8. Брувик Т., Раундален М, Мозле Р. Методы овладения ситуацией в семье с хронически больными детьми // Журнал норвежского психологического общества. — № 23. — 1986. 9. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков. - Киев, 1990. — 145 с. 10. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с. 11. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: Типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 3. — С. 90-101. 12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Просвещение, 1984. — 138 с. 13. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 5. — С. 104-114. 14. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Ось-89», 2000. — 224 с. 15. Введение в профессию «социальная работа». — М.: Инфа-М, 1998. — 150 с. 16. Вельвовский И.З. Психотерапия как система // Психотерапия и курортология: Сб. науч. трудов. — Харьков, 1968. 17. Выготский Л.С. Педагбгическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.; Педагогика, 1991. — 480 с. 18. Городской Центр социальной помощи семье и детям: содержание и организация деятельности / Под ред. Ж.И. Мицкевич. — Мн.: Ковчег, 2001. — 208 с.
19. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; Под ред. 20. Дон П. Как победить стресс // Наука и жизнь. — 1992. — № 4. — С. 5-8. 21. Досталова О. Как сопротивляться раку. — СПб.: Grada, 1994. — 350 с. 22. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М.: «КСП», 1996. — 160 с. 23. Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. — Мн.: МП «Лепрокс», 1998. — 160 с. 24. Исаев Д.Н. Психологический стресс и психологические расстройства в детском возрасте. — СПб.: ППМИ, 1994. — С. 98. 25. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М.: Российская Академия образования, 1997. — С. 100. 26. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков ха 27. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер. Коммуни 28. Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Пер. с англ. — М.: Б.И., 1992. — С. 140. 29. Кон И.С. Положение в семье и отношения с родителями // Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, 30. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. — 192 с. 31. Кулшед В. Введение в практику социальной работы / Пер. с англ. Т.В. Шевеленковой. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 222 с. 32. Липский И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс // Педагогика. — 2001. — № 1. 33. Личко А.Е. Эти трудные подростки. — Л.: Медицина, 1983. — 86 с. 34. Лэндрет Г.П. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Междуна 35. Мицкевич Ж.И., Гимельштейн Е.Э., Мицкевич Л.Н., Ящук Е.С. Социально-педагогическая помощь семье с онкогематологическим ребенком в период реабилитации: (Из опыта работы). — Мн., 2000. — 51с. 36. Молодежный центр: Основные направления социальной работы. — Мн., 37. Немов Р.С. Психология. — М.: Просвещение, 1995. — С. 496. 38. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. — 352 с.
39. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт., М: Университетское, 1992. — 274 с. 40. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Просвещение, 1982. — 168 с. 41. Перри Г. Как справиться с кризисом. — М: Педагогика, 1995. — С. 352. 42. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. — 256 с. 43. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностных отношений. — М.: Знание, 1995. — 116 с. 44. Психология травматического стресса сегодня: Тезисы докладов между-нар. конф. — Киев, 1992. — С. 150. 45. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М: Издательство политической литературы, 1990. — С. 150. 46. Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1985. — С. 529. 47. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М.: Дидакт, 1992. — С. 256. 48. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 1995. — С. 123. 49. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с. 50. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1982. — С. 173. 51. Семья в психологической консультации / Под ред. Бодалева А.А., Столица В.В. — М.: Педагогика, 1989. — С. 208. 52. Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. —800 с. 53. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. — Мн.: БелЭн, 2001. -256 с. 54. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — С. 1599. 55. Социальная работа Республики Беларусь и Российской Федерации. - Мн.: ИСПИ, 2000. — 376 с. 56. Спиваковская А.С. Игра — это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 128 с. 57. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. — М.: Просвещение, 1988, — 187 с. 58. Торохтий B.C. Психология социальной работы. — М.: Российская Акаде 59. Флэйн-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношения с окружающими. -
60. Хилин Э. Как научить дошкольников улаживать конфликт/ Пер. с англ.- М-: Б.И., 1992. — С. 27. 61. Химиотерапия в лечении онкологически больных / Под ред. В.И. Борисова. — М.: МНИОИ им. П.А. Герцена, 1993. — С. 105. 62. Хямялайнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы / Пер. с фин.: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. — М.: Просвещение, 1993. — 112 с. 63. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку: Книга Для школьных психологов, родителей, учителей. – М.: academij, 1977. – 156 с. 64. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: Учебно-методич. пособие. — Мн., 1998.— 214 с. 65. Чистякова М.Г. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1993. — 254 с. 66. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Метод, материалы для школьного педагога / Частный образовательный лицей. — Владимир, 1993. — 72 с. 67. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 656 с. 68. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 304 с. 69. Minuchin S. Families and Family Therapy. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1974. — P. 159. 70. Wollman D. Critical incident stress debriefing and crisis groups // Journal of Personality and Social Psychology. — 1996. — № 4. — P. 7-12.
|