![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С элементами социально-психологического тренинга
(семья с ребенком-инвалидом 6-9 лет)
Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние, самих родителей и его влияние на ребенка-инвалида. Рождение ребенка — долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда ребенок рождается с тяжелой патологией либо становится инвалидом из-за хронического соматического заболевания. Это всегда обуславливает тяжелые эмоциональные переживаниями родителей и близких родственников. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз — чувство вины, ощущение незаслуженности случившегося. Резкое падение самооценки является следствием вопроса: «Почему это случилось именно со мной?» Возникает чувство собственной неполноценности. Семьи, имеющие ребенка-инвалида, довольно часто распадаются, нередки также случаи так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимостью. Родители ребенка-инвалида по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует, отец прежде всего смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. Часто он не видит никаких жизненных перспектив, но обеспокоен стрессом, который испытывает его жена. На него также ложатся особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи, так как матери в большинстве случаев бывают вынуждены оставить работу. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее. Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка. Что же можно сказать о воспитании ребенка с проблемами здоровья. Уже доказано, что искажение родительского отношения может вызвать у таких детей вторичные нарушения. Запрос родителей на помощь в воспитании ребенка-инвалида дал толчок идее создания для родителей, имеющих детей-инвалидов, семинаров-практикумов, которые бы сочетали в себе психокоррекционную, профилактическую и просвещенческую работу как для родителей, так и для детей «Эмоциональное благополучие, или счастливые родители — здоровые дети». Данная программа рассчитана на параллельное ведение семинаров-прак- тикумов для детей и для родителей с выходом на совместную деятельность. В программе приоритетными являются следующие принципы: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических, обучающих и развивающих задач. 2. Принцип единства диагностики и коррекции. 3. Целостный подход в процессе оказания психологической помощи. a. Преддиагоностический этап — выявление запроса на оказание психо- логической помощи семьям с ребенком-инвалидом. b. До начала коррекции — этап комплексного диагностического обследо- вания в процессе индивидуального консультирования семей. c. В процессе коррекции — систематические диагностические срезы, ис- следующие динамику хода и эффективность коррекции. 4. Принцип непрерывности эмоциональных процессов, используемый в интерспективной психологии В. Вунда («ребенок постоянно что-то чувствует»). 5. Деятельностный принцип коррекции, изложенный в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова о роли деятельности в психическом развитии личности. 6. Принцип управления техническим развитием, связанный с организацией совместного распределения деятельности взрослого и ребенка на основе теории Л.С. Выготского, что развитие не является спонтанным процессом, а строится на помощи взрослого, его участии в организации жизнедеятельности ребенка. Данный принцип основан и на теории планомерного формирования деятельности П.Я. Гальперина. 7. Принцип смены психологической позиции субъектов диады «родители -
|