![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
При взаимодействии с ребенком-инвалидом
Цель: ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье. Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррек-ционных занятий; сплочение участников группы; актуализация проблем детско-родительских отношений; диагностика проблем. • «Презентация». Каждому участнику дается специальная карточка-визитка, воздушный шарик, фломастер. Ведущий обращается к группе: «Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, карточку-визитку, просьба отвечать искренне. Затем надуйте шарик, фломастером нарисуйте автопортрет, прикрепите свою визитку к шарику». Когда это сделано, все шарики выбрасываются в круг, перемешиваются и разбираются участниками группы. Главная задача — чтобы все шарики были разобраны и никому не попался свой. Следующий этап игры заключается в рекламе. Участник группы, получивший чужой шарик, должен рассказать о его обладателе по его визитке. После групповой презентации все шарики привязываются на натянутую нитку, и образуется галерея участников группы, которая, по возможности, сохраняется на протяжении всего цикла занятий. • Введение ритуалов в работу в группе. «Прощание». Каждое занятие также оканчивается ритуально. Например: все участники группы создают общий круг, в котором они стоят с закрытыми глазами, положив свои руки на плечи соседей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. «Выработка правил работы группы». Ведущий вводит правила, по которым будет работать группа. Некоторые из них уже продуманы самим ведущим и предлагаются для общего обсуждения. Предварительно часть правил уже записана на листе флип-чарта, для остальных оставлено свободное место. Примерные правила: «здесь и сейчас»; правило поднятой руки; право вето у ведущего; высказываемся без оценки личностей, и т.д. (предлагает группа). • «Ожидания». Каждому участнику раздается карточка «Ожидания» для Участникам группы необходимо заполнить карточку, отвечая на вопрос: «Чего я ожидаю от этих занятий?» Затем тренер собирает все карточки и выписывает на лист флип-чарта все ожидания. Это лист прикрепляется к стене и находится там в процессе всего цикла занятий, а задача всех участников группы — по мере того как они достигают полученного результата вычеркивать ожидание из общего списка. Диагностический блок. «Кто Я?» Участникам предлагается ответить на заданный вопрос пятью существительными и пятью прилагательными. А затем рассказать о себе как о родителе. Мини-лекция «Уверенность — стимул эффективного общения с ребенком-инвалидом». - Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения. - Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике либо часто болеющего, формируется неуверенная модель поведения? - Что такое «госпитализм»? - Почему так важно уверенное поведение в семейных отношениях? - Что такое «моделирование»? - Что включает в себя процесс моделирования? - Почему происходит имитация поведения значимых для нас людей? - По каким законам живут взрослые? - Как объяснить ребенку следующие правило: «Если ты хочешь быть большим, то и поступай так, как это принято во взрослом мире»? Использование литературных примеров в воспитании ребенка, например стихотворения Г. Ширковец «Этих взрослых не поймешь». - Давайте проанализируем ваши семейные ситуации. У кого в семье «Презентация своего ребенка». Ваши дети больны, и в этом они похожи, но каждый из них — уникален. Сделайте презентацию своего ребенка с точки зрения того, что у него есть особенного, чего нет у других детей. «Как хорошо я знаю своего ребенка?» Всем участникам группы раздаются специальные рабочие тетради, в которых собраны все домашние задания по программе. Вниманию участников предлагается первая таблица, которую необходимо заполнить на занятии (графы «Родительское мнение», «Предполагаемый детский ответ»), отвечая на следующие вопросы: - Какая моя самая любимая сказка и почему? - Сказка, которую я не люблю и за что. - Если бы у меня была волшебная палочка, то на один день я бы стал... Почему? - Добрую фею я бы попросил..., а бабу-ягу... Зачем? - В какую звериную семью превратилась бы наша, если бы это было возможно? Почему? Заполнение графы «Мнение самого ребенка» является домашним заданием для родителей. «Древняя мудрость». Группе предлагается разделиться на подгруппы по 3-4 человека. Каждой подгруппе выдаются карточки с пословицами и поговорками на тему внутрисемейных отношений. Через 5-7 минут подгруппы
должны предложить свои варианты толкования эти высказываний наших предков. Предложить ситуации, когда данные пословицы могут использоваться при воспитании детей в семье. Домашнее задание. Ведущий: «Следующая наша встреча будет через две недели. В течение этих двух недель заполняйте, пожалуйста, рабочую тетрадь, которую мы вам дали. За этот период вам необходимо отметить, когда, в каких ситуациях в вашей семье, у всех ее членов наблюдалось неуверенное поведение, и каким образом вы пытались его исправить».
|