Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
При запоминании любой информации, при использовании любых приемов, в воображении в один момент времени соединяются только два зрительных образа.Стр 1 из 90Следующая ⇒
Другие мыслительные операции
Система " Джордано" рассматривает и практически использует только операции визуального мышления. Речевое (или логическое) мышление рассматривается как производное визуального (образного) мышления. Речевое мышление вторично, медленнее, менее эффективно и часто только мешает решать логические задачи, по причине того, что во многих речевых конструкциях " заморожены" неадекватные (неправильные, ложные) связи. Визуальное мышление – это прямое мышление, а речевое – опосредованное. Назначение речи – вывод информации из мозга в устной или письменной форме для передачи информации другому человеку или для управления мышлением другого человека. Когда человек использует внутреннюю речь для управления зрительными образами, он использует механизмы воссоздающего воображения. Таким образом, речевое мышление – это процесс управления зрительными образами с помощью внутренней речи на основе механизма воссоздающего воображения. Любые так называемые логические операции (сравнение, анализ, обобщение, ранжирование, систематизация, классификация и т.п.) основываются на простейших операциях визуального мышления и невозможны без них. Если у человека недостаточно развито визуальное мышление, то автоматически страдают как функция понимания речи, так и функция изложения собственных высказываний в письменной и устной форме. Такой человек использует слова " ни к селу, ни к городу", потому что не видит (не понимает) их смысла. Поэтому нарушение функции ПОНИМАНИЯ следует искать в нарушении способности представлять зрительные образы и управлять ими в воображении. Так как функция запоминания также связана с развитием визуального мышления, следовательно (следите за логикой), при изучении техники запоминания улучшается функция понимания речевой информации. Запоминание без понимания невозможно. Это практически одно и то же. В технике запоминания используются следующие мыслительные операции.
Операция " Увеличение-уменьшение образа"
Эту мыслительную операция можно расценивать как сознательное управление сменой фильтров пространственной частоты. Когда вы представляете сотовый телефон маленьким, вы видите только его общие контуры. Когда вы крупно увеличиваете этот образ в своем воображении, вам становятся доступны для восприятия различные его части. В свою очередь, переключив внимание на какую-нибудь часть сотового телефона и крупно представив ее, вы как бы выделяете определенную пространственную частоту, увеличиваете ее амплитуду.
Увеличивая образ, вы получаете возможность выделять из целостного образа составляющие его подобразы (аналогия с простыми числами: 3 х 5 х 7). Уменьшая образ, вы как бы вновь смешиваете составляющие его частоты в одну общую частоту (аналогия с простыми числами: 105).
Операция " Вращение образа"
Вращая зрительный образ в своем воображении, вы получаете возможность рассматривать его с разных сторон, под разными углами. Благодаря этой операции, вы можете из одного образа выделить большее количество составляющих его подобразов.
Интересно отметить, что с помощью тренировки вы можете добиться того, что представляемый образ сам будет вращаться в вашем воображении. Практика показывает, что упражнения визуального мышления в бодрствующем состоянии способствуют появлению способности сознательно управлять образами, которые человек видит в обычных сновидениях. Здесь мнемотехника плавно перебрасывает " мостик" из области психологии в область парапсихологии. Так как управляемые, контролируемые (луцидные) сновидения – это уже тема парапсихологической науки.
Операция " Соединение образов"
С этой мыслительной операцией вы познакомились в предыдущей статье. Еще раз обращаю ваше внимание на главное. В один момент времени в воображении следует соединять только два образа. Эти образы должны быть крупными, то есть занимать все пространство вашего воображения, и быть максимально детализированными – от этого зависит яркость представляемых образов.
Данная мыслительная операция является той самой " кнопкой", с помощью которой вы сознательно включаете процесс " память".
Операция " Выделение подобразов (частей образа)"
Эта мыслительная операция используется для " разборки" целостного образа на составляющие его части и получения большого количества более простых образов. Например, образ " магнитола" вы можете разобрать на составляющие части и представить каждую часть отдельно: ручка, регулятор, кнопка, кассета, ножки и т.п.
Операция " Видоизменение образа"
Одно и то же слово может соответствовать разным зрительным образам. Например, слово " лампочка" можно представить в разных вариантах. Может быть обычная электрическая лампочка, неоновая лампа, лампочка для фонарика, галогеновая лампа для автомобиля. Эта операция применяется для создания разнообразия образов при запоминании. Образы могут использоваться многократно для временного запоминания информации. Образы могут быть использованы для долговременного запоминания. В этом случае на занятые образы более ничего запоминать нельзя. Вот тут и используется операция " Видоизменение образа".
Операция " Трансформация образа"
Назначение этой операции то же, что и предыдущей – создание разнообразия зрительных образов. Пример трансформирования образа " карандаш". Обычный карандаш. Короткий и толстый карандаш. Длинный и тонкий карандаш. Карандаш, закрученный спиралью, как сверло. Карандаш, завязанный в узел. Карандаш, согнутый в окружность. При применении операций видоизменения и трансформации следует понимать, что мозг " обращает внимание" в основном на КОНТУР. Поэтому изменение цвета предмета не следует относить к трансформации или видоизменению.
3.8 Относительные размеры образов
При запоминании образы соединяются в ассоциации – комбинации зрительных образов. В зависимости от применяемого приема запоминания образы в ассоциации могут быть разного размера друг относительно друга. Выделяется три размера образов: большие, средние и маленькие. Представьте в воображении образ кота. Это большой образ. В этом образе выделите образы: " ушки", " спина", " хвост". Теперь представьте образы: " кубик", " шар", " гайка". Создайте в воображении следующие связки образов: " ушки – кубик" (в ушах кота находятся кубики), " спина – шар" (на спине кота – шар), " хвост – гайка" (на хвост надета гайка). При образовании связей между образами в воображении следует крупно представлять только соединяемые образы: " ухо – кубик", " спина – шар", " хвост – гайка". Теперь рассмотрите кота целиком. В получившейся ассоциации образ кота – большой образ, а образы " кубик", " шар" и " гайка" – средние по размеру, относительно образа кота. Найдите в образе кота какую-нибудь мелкую деталь, маленький образ. Например, коготок. Представьте этот образ крупно, используя мыслительную операцию " Увеличение образа". Образуйте связь " коготок – кекс". При образовании этой связи соединяемые образы должны быть крупными, они должны занимать весь объем вашего воображения. Снова представьте кота целиком. В этой ассоциации образ кота – крупный образ, образы кубика, шарика, гайки – средние, образ " кекс" – маленький относительно образа кота. Еще раз обратите внимание на то, что при соединении двух образов в воображении, соединяемые образы обязательно должны быть крупными, независимо от их относительных размеров в создаваемой вами ассоциации. Чтобы представить, что должно происходить в вашем воображении при увеличении образа, представьте, будто образ кота находится на экране вашего монитора. Чтобы выделить из этого образа образ ушей, вам необходимо обвести рамочкой нужный образ и увеличить его. В результате этой операции образ уха займет всю площадь экрана. Остальное изображение уйдет за рамки экрана. Абсолютно то же самое должно происходить в вашем воображении, когда вы выделяете из образа какие-то его части. По аналогии с экраном монитора, соединяемые образы должны занимать все пространство экрана. Другие образы уходят за кадр вашего воображения.
3.9 Опорные (стимулирующие) образы
Опорные или стимулирующие образы – это дополнительные образы, с помощью которых обеспечивается поиск информации мозге. Напомню вам аналогию со струнами пианино. Как быстро найти нужную струну среди большого количества струн? Для этого необходим камертон, настроенный на частоту нужной нам струны. Если мы ударим молоточком по камертону и поднесем его к струнам, струна с такой же частотой, как у камертона, возбудится по резонансу и начнет звучать, вы даже увидите, как она вибрирует. Конкретного места локализации запоминаемых связей в мозге нет. Все связи находятся одновременно в одном месте – запоминает вся кора головного мозга. И единственный способ быстро извлечь из мозга необходимую нам связь, это предъявить мозгу один из образов ранее образованной связи. Если вы запоминаете один-два телефонных номера, то их легко вспомнить без специальных методов. Но если вы запоминаете десятки телефонных номеров, каждый из которых закодирован в комбинацию зрительных образов, то вспомнить их будет практически невозможно. Припоминание всегда происходит при поступлении в мозг стимулов, запускающих процесс генерации информации. Опорные (стимулирующие) образы – это просто большое количество зрительных образов, которые человек может легко вспомнить всегда в одинаковом порядке. Любые запоминаемые сведения ОБЯЗАТЕЛЬНО фиксируются на опорных образах. Даже если вы запоминаете в день всего один телефонный номер, это делать необходимо. Ведь через месяц в вашем мозге накопится 30 телефонных номеров! В дальнейшем припоминание информации осуществляется с помощью вспомогательных опорных образов. С нейрофизиологической точки зрения опорные образы являются ФИЛЬТРАМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЧАСТОТ. Когда вы вспоминаете и представляете в своем воображении один из таких фильтров, механизм поиска нужной частоты в мозге аналогичен примеру камертона и струн. Опорный образ служит своеобразным камертоном, а ваш мозг – беспорядочным набором струн. В результате резонанса частот опорный образ быстро находит и выводит в воображение свою " частоту", и все другие образы, ранее с ним связанные. Последовательно припоминая заранее заученную последовательность опорных образов, вы заставляете свой мозг генерировать информацию в том порядке, в котором она запоминалась. Это позволяет достигать абсолютной точности в припоминании запомненных ранее сведений. Системы опорных образов позволяют свободно перемещаться по информации, содержащейся в мозге, буквально, как по файлам в компьютере. Формирование в памяти систем опорных образов можно сравнить с процессом форматирования диска в компьютере. Если диск не отформатирован, на него ничего нельзя записать. Если в памяти нет системы опорных образов, вы не имеете возможности последовательно запоминать и припоминать информацию. Как же раньше вы запоминали информацию? Ведь раньше в вашей памяти не было систем опорных образов? Ответ простой: раньше вы не запоминали информацию так, как она может запоминаться вашим мозгом, то есть безошибочно и в большом объеме. Системы опорных образов строятся из комбинации разных методов запоминания последовательности образов. В разделе " Запоминание последовательности" вы найдете подробное описание одиннадцати способов запоминания последовательности. Так как опорные образы являются вспомогательными при запоминании, то нет необходимости выводить их из мозга. Эти образы не нужно сообщать другим людям. Следовательно, при операциях со вспомогательными опорными образами речевое мышление может быть (и должно быть) полностью отключено. Опорные образы не нуждаются в словесном обозначении, даже на уровне мысленного проговаривания. Это, конечно, можно делать, но, кроме резкого снижения скорости запоминания и припоминания, это ничего не даст.
3.10 Два типа образов
В мнемотехнике зрительные образы делятся на два основных типа. Первый – это опорные образы. Они не несут никакой информационной нагрузки и служат для последовательного запоминания и припоминания информации, а также для системного запоминания. Последовательность опорных образов заранее хорошо закрепляется в памяти и припоминание любой информации осуществляется через систему опорных образов. Второй – это ассоциации – комбинации зрительных образов, в которых закодированы запоминаемые сведения: телефонные номера, адреса, названия, исторические даты и другая точная информация. Ассоциации, закодированные в них сведения, могут припоминаться и без опорных образов, без перебора последовательности. В этом случае воспроизведение ассоциации мозгом происходит в том случае, когда в мозг воспримет один из элементов ассоциации. Это разнообразные вопросы по запомненным сведениям. С точки зрения мнемотехники любой вопрос является прямой подсказкой, так как АВТОМАТИЧЕСКИ активизирует в мозге ассоциацию, которая содержит в себе как сам вопрос, так и ответы на него. В связи с этим может показаться, что возможно ограничиться запоминанием только ассоциаций. Ведь они воспроизводятся, как реакция на вопрос. Однако это не так. Дело в том, что запоминание последовательности, то есть запоминание на систему опорных образов, необходимо в любом случае. Это связано с тем, что вновь образованные ассоциации самопроизвольно разрушаются, если информация не активизируется. Поэтому система опорных образов используется не только для обеспечения возможности последовательного припоминания. Запоминание последовательности информации делает возможным принудительную равномерную активизация всех запомненных сведений с целью их ЗАКРЕПЛЕНИЯ в мозге.
3.11 Понятие " Информационное сообщение"
Понятие " Информационное сообщение" вводится впервые, поэтому дадим ему формулировку. Информационное сообщение – это группа простейших элементов информации, имеющих внутреннюю взаимосвязь. Смысл запоминания любой информации заключается именно в выявлении внутренних связей в информационных сообщениях и в запоминании этих связей. Информационное сообщение состоит из элементов информационного сообщения. Информационное сообщение не может состоять из одного элемента. В этом нет смысла. Связь может быть образована как минимум между двумя элементами.
Вот примеры информационных сообщений:
Водопад Анхель находится в Южной Америке, его высота 1054 метра. Критическая температура ртути – 1460 градусов. Телефонный номер кинотеатра " Аврора" – 337-26-00. Рогова Ольга Давыдовна. Улица Косыгина, дом 40, квартира 2. Номер автомобиля Даршта Владимира Николаевича – л232пр. Битва при Креси произошла в 1346 году 26 августа. Порядковый номер алюминия в таблице Менделеева – 13, атомная масса – 27.
К понятию " Информационное сообщение" относится любая точная (знаковая) информация. Если человек не умеет запоминать знаковую информацию, то запоминание носит поверхностный характер. Чего стоит память, неспособная воспроизводить информацию точно? Любые запоминаемые сведения состоят из набора информационных сообщений. Если это таблица водопадов мира, то для ее запоминания необходимо запомнить несколько информационных сообщений. Если это список из 50-ти телефонных номеров, то для его фиксации в мозге, необходимо запомнить 50 информационных сообщений. В любом учебном тексте (география, история, анатомия, фармакология, программирование и т.п.) содержится большое количество отдельных информационных сообщений. В художественной литературе практически нет точных сведений. В научно-популярной литературе обычно присутствует небольшое количество точной информации. Научная и учебная литература содержит в себе большое количество точных сведений – отдельных информационных сообщений. Методы мнемотехники позволяют запоминать не только тематически организованные точные сведения (хронологические таблицы, списки телефонных номеров), но и тексты любого уровня сложности. При этом, чем сложнее текстовой материал с точки зрения нормальной памяти, тем более точно он может быть запомнен методами мнемотехники. Так как запоминание текстов осуществляется по общему принципу – от частей к целому. Части – это отдельные информационные сообщения. Чем их больше, тем более подробно запоминается текст. На примере понятия " Информационное сообщение" хорошо просматривается смысл и задача запоминания. Рассмотрим для примера следующую информацию: водопад Анхель находится в Южной Америке, его высота равна 1054 метра. Что значит запомнить это сообщение? Вы уже знаете, что мозг не запоминает названия и числа. Мозг способен запоминать только связи. Смысл запоминания заключается в том, чтобы связать вместе ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ (элементы) информационного сообщения. В нашем примере это: Анхель, Южная Америка, 1054. Мы должны знать, что к названию " Анхель" относится именно Южная Америка, а не другой материк, и именно число 1054, а не другое число. Если связь будет зафиксирована неправильная, то это будет ложная информация. Когда элементы информационного сообщения, преобразованные в зрительные образы, связываются вместе, припоминание возможно двумя способами. Либо с помощью дополнительных опорных образов, на которые фиксируются все запоминаемые информационные сообщения, либо при поступлении в мозг стимула-вопроса. Так, если вам зададут вопрос: " Какой водопад имеет высоту 1054 метра? ", воспринимаемое число включит в вашем мозге соответствующий образ, сработают ранее созданные связи, и в воображении появятся другие образы, в которых закодированы " Анхель" и " Южная Америка". Если вопроса нет, то вы можете самостоятельно активизировать созданные связи с помощью системы опорных (стимулирующих) образов. В рассматриваемых примерах информационных сообщений выделим красным цветом ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ информационных сообщений, то есть ЭЛЕМЕНТЫ, подлежащие связыванию, то есть запоминанию.
Водопад Анхель находится в Южной Америке, его высота 1054 метра. Критическая температура ртути – 1460 градусов. Телефонный номер кинотеатра " Аврора " – 337 - 26 - 00. Рогова Ольга Давыдовна. Улица Косыгина, дом 40, квартира 2. Номер автомобиля Даршта Владимира Николаевича – л232пр. Битва при Креси произошла в 1 346 году 26 августа. Порядковый номер алюминия в таблице Менделеева – 13, атомная масса – 27.
Основной способ запоминания в системе " Джордано" – это образование искусственной ассоциации. Ассоциация может включать в себя от 2 до 6 образов.
|