Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Любые опорные образы могут быть использованы многократно, буквально как дискета. Запоминая на опорные образы новые сведения, вы автоматически стираете с них предыдущую информацию.






 

 

6.10 Невидимые части образа

 

Людям, особенно мужчинам, свойственно разбирать предметы. Поэтому мы часто знаем, что находится внутри приемника, телевизора, автомобиля, стиральной машины и других объектов.

В качестве опорных образов можно использовать объекты, находящиеся внутри другого объекта.

Такой способ формирования опорных образов обладает повышенной надежностью, так как внешние связи никак не влияют на внутренние связи.

Внешние объекты могут связываться приемом " Цепочка", а к внутренним частям привязываются ассоциации, содержащие конкретные сведения.

Такой способ формирования опорных образов может быть использован для долговременного запоминания самой разнообразной информации.

Этот способ хорош еще и тем, что вы получаете возможность перестраивать в своем мозге системы опорных образов. Так, внутри образа " приемник", вы можете зафиксировать 5 телефонных номеров. Переместив образ приемника в своей системе опорных образов, вы автоматически перемещаете и информацию, содержащуюся в нем.

Произвольный образ используется как контейнер. Информация содержится внутри и легко перемещается вместе с образом.

Плюс на внешних частях образа также может быть зафиксирована информация (прием выделения частей образа).

 

 

6.11 Нумерация образными кодами

 

Вы уже знакомы с понятием «образные коды». Это зрительные образы, которыми обозначаются часто повторяющиеся элементы информации – двузначные и трехзначные числа, названия месяцев и дней недели, и так далее.

Любой произвольно взятый зрительный образ можно отметить образным кодом, образовав связь между ними.

Вы можете обозначать произвольные образы образными кодами дней недели. Таким способом удобно запоминать различные расписания по дням недели.

Обозначая произвольные образы образными кодами названий месяцев, вы сформируете опорные образы для запоминания юбилеев, дней рождений.

Пронумеровав образы образными кодами чисел, вы получаете систему пронумерованных образов.

Как осуществляется припоминание таких опорных образов? Припоминание основано на том, что любой человек может без труда вспомнить числовой ряд или последовательность названий месяцев. Так, вспоминая числа, вы будете вспоминать их образные коды, а те, в свою очередь, будут вызывать из мозга произвольный образ, ранее с ними связанный.

В комбинации с этим приемом хорошо использовать прием выделения частей образа. Тогда на одном пронумерованном произвольном образе получается 5 опорных образов.

Образы можно нумеровать несколькими образными кодами. Например, несколькими образными кодами трехзначных чисел. В этом случае можно говорить о возможности формирования в памяти бесконечной системы опорных образов.

Примеры.

Представьте крупно образ «автомобиль» и поставьте сверху образ «пончик» – образный код понедельника. Теперь на разных частях автомобиля вы можете зафиксировать расписание занятий на понедельник.

На образе «сканер» сверху прикрепите образный код двузначного числа 35 «кубик». У вас получился опорный образ номер 35.

На образе «консервная банка» поставьте трёх рыцарей. Вы получили опорный образ номер 999 999 999.

Любые формируемые в мозге системы опорных образов следует тщательно закреплять многократным мысленным повторением.

 

 


Глава 7 Закрепление связей в мозге

 

7.1 Метод активного повторения

 

Связи между зрительными образами, образованные естественным путем при чтении текста или сознательно, путем соединения образов в воображении, самопроизвольно разрушаются очень быстро.

Для сохранения связей в мозге запомненные сведения необходимо повторять. Процесс многократной активизации связей включает механизм поддержания этих связей и они могут существовать в мозге длительное время. При периодической активизации связей, хотя бы один раз в полтора месяца, связи могут сохраняться в мозге постоянно.

Под повторением в мнемотехнике понимается процесс совершенно противоположный привычному повторению. Обычно под повторением мы привыкли понимать многократное восприятие информации. Например, многократное прочтение текста или списка телефонных номеров. В отношении знаковой информации, не вызывающей при восприятии зрительных образов, процесс многократного восприятия совершенно бесполезен. Сколько бы раз вы не просматривали ряд случайных чисел, состоящих из последовательности нулей и единиц, эти сведения не будут запоминаться.

В мнемотехнике под повторением понимается процесс многократного припоминания информации. То есть, сведения должны повторяться исключительно путем их припоминания.

 

 

Если человек специально не обучен запоминанию точных сведений, то такой человек не имеет возможности эти сведения припоминать и, следовательно, закреплять в мозге.

Обратите внимание, что мнемоническое повторение осуществляется не для запоминания, а для закрепления информации в мозге.

Примерная схема повторения.

После запоминания информации методами мнемотехники, необходимо сделать КОНТРОЛЬНОЕ ПРИПОМИНАНИЕ. Если вы запомнили 30 телефонных номеров, их необходимо выписать на бумагу или надиктовать на диктофон. После этого следует сверка припомненной информации с первоисточником. Это необходимо делать всегда, так как при запоминании вы могли допустить ошибки в кодировании и образовать ложные связи.

Если в результате контрольного припоминания вы обнаружили ошибки или пропуски информации, следует дополнительно запомнить пропущенные сведения и сведения, которые были воспроизведены с ошибками.

После контрольного припоминания и исправления ошибок у вас появляется уверенность, что информация может быть воспроизведена вами в полном объеме и без ошибок. Только после этого следует приступать к закреплению информации в мозге путем ее многократного припоминания.

Обратите внимание на то, что после запоминания вы не можете с уверенностью сказать, помните вы информацию или нет. Ведь информации нет в мозге. Она создается мозгом маленькими частями по зафиксированным процессом памяти связям. Поэтому контрольное припоминание необходимо в любом случае. Это единственный способ убедиться в том, что вы действительно качественно запомнили информацию.

Как часто и через какие промежутки времени следует активизировать запомненные сведения? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Это зависит как от сложности и объема запоминаемых сведений, так и от навыка запоминания конкретного человека. Это так же зависит от вашего функционального состояния. Очевидно, что когда человек болен, то процесс запоминания и припоминания осуществляется с трудом.

Можно лишь рекомендовать примерную временную схему повторения. Она следующая.

Первое припоминание информации необходимо сделать примерно через 40 – 60 минут после запоминания. Именно в течение этого времени разрушаются однократно образованные связи в электрической памяти.

Второе припоминание делайте примерно через три часа после последнего.

Третье припоминание – примерно через 6 часов после последнего.

Четвертое припоминание – на следующий день, утром.

Такое количество повторений является обязательным. В общем случае количество повторений зависит от сложности и объема информации. Чем чаще вы будете припоминать сведения, тем лучше они будут закрепляться в мозге.

В любом случае любые новые сведения необходимо интенсивно припоминать в течение примерно трех-четырех дней после первичного запоминания.

После такого закрепления связей, они могут быть сохранены в мозге около полутора месяцев. Даже если вы не будете обращаться к этой информации вообще. По истечение полутора месяцев связи начнут частично разрушаться.

Из этого следует, что для пожизненного сохранения информации в памяти ее необходимо припоминать как минимум один раз в полтора месяца.

Если вы запоминали нужную информацию, которая используется регулярно в учебе или на работе, то процесс использования информации автоматически будет поддерживать ее в памяти.

Если вы запоминали потенциально нужную, но редко используемую информацию, то такие сведения необходимо периодически припоминать для профилактики их сохранения в мозге.

Все выше сказанное относится к электрической памяти.

 

7.2 Просмотр в воображении опорных образов и основ ассоциаций

 

Этот способ повторения применяется к уже закрепленной информации и используется в том случае, когда необходимо быстро повторить большие объемы сведений. Так следует повторять потенциально нужную информацию, которая не используется более полутора месяцев.

Опорные образы – это последовательность вспомогательных образов, с помощью которых фиксируется последовательность ассоциаций. В ассоциациях же закодированы конкретные сведения. В ассоциации всегда выделяется основа ассоциации – крупный образ, с частями которого соединены средние образы – элементы ассоциации.

При повторении информации этим способом следует сознательно подавлять внутреннее проговаривание зрительных образов. Необходимо именно просматривать опорные образы и связанные с ними основы ассоциаций.

Подавление проговаривания при припоминании позволяет существенно увеличить скорость просматривания информации в памяти. Так, 10 телефонных номеров реально можно просмотреть в своем воображении за 5-10 секунд. Если образы будут проговариваться вами при повторении, то скорость повторения будет ограничиваться скоростью речи.

Обычно рефлекторные связи между образами и словами настолько стойкие, что человеку трудно разделить работу разных анализаторных систем. Между тем, разные анализаторные системы могут функционировать независимо друг от друга и даже параллельно. Так, профессиональная машинистка, перепечатывая текст, может разговаривать с подружкой по телефону. При этом она не осознает смысл текста, но и не делает ошибок. В данном случае двигательный навык полностью автоматизирован.

Зрительный и речевой анализаторы также могут работать независимо друг от друга. Для подавления проговаривания при припоминании образов следует чем-нибудь занять речевой анализатор. Например, в процессе просматривания образов читайте вслух хорошо заученное стихотворение или считайте вслух, или про себя. Ваш речевой анализатор не сможет одновременно называть образы и читать стихотворение. Выполняя эти упражнения вы постепенно научитесь просматривать образы в полной тишине.

Если вы читали Кастанеду, то помните, что мексиканские маги называли эту способность «великим молчанием». Под «великим молчанием» подразумевается способность человека к прямому визуальному мышлению, когда медленное, неуклюжее и часто ошибочное речевое мышление-проговаривание полностью блокируется.

При обучении технике скоростного чтения подавление внутреннего проговаривания также является одним из главных методических приемов. При быстром чтении художественная книга воспринимается как кино. Глаза бегают по страницам, а в воображении мелькают сцены и образы.

 

7.3 Повторение с полной расшифровкой

 

Повторение с полной расшифровкой используется на этапе закрепления в мозге вновь запомненных сведений (в первые 3-4 дня после запоминания).

Различная информация фиксируется в памяти в виде ассоциаций. Каждая ассоциация закреплена на вспомогательном стимулирующем образе. Повторение с полной расшифровкой выглядит следующим образом.

Пусть в вашем мозге на опорном образе «дверь» зафиксирован связью образ «баночка с лекарством», обозначающий аптеку. А на разных частях баночки с лекарством зафиксированы связями образы «ковер», «паук», «чай». Это телефонный номер аптеки: 389-53-04. Активизировав в воображении эту комбинацию зрительных образов, необходимо сознательно подключить речевой анализатор и перевести отдельные образы ассоциации в речевое высказывание. Другими словами, вспомнив эту картинку, необходимо проговорить: «Аптека – телефонный номер триста восемьдесят девять, пятьдесят три, ноль четыре».

Обратите внимание на то, что не следует называть образы привычными словами. Необходимо видеть в воображении образы, а называть ЧИСЛА.

Особенно нуждаются в повторении с полной расшифровкой вновь запомненные новые термины и названия. В этом случае, если вы вспоминаете бутылку виски, на частях которой видны конфета и синька, не следует называть эти образы-подсказки. Следует называть именно новое для вас название – Висконсин.

Припоминание в мнемотехнике похоже на обычное чтение книги. Только вы видите в своем воображении не текст, а картинки, каждая из которых обозначает какой-нибудь элемент информации. Информация в буквальном смысле слова читается из воображения так, как если бы вы просматривали книжку с картинками и знали, что обозначает тот или другой образ.

 

 

7.4 Приемы проговаривания и прорисовки

 

Повторение с использованием мысленного проговаривания и мысленной прорисовки применяется для тех видов информации, которые необходимо закрепить в памяти до рефлекторного уровня припоминания. Это различные образные коды, иностранные слова, знаки новой для вас азбуки.

Чем отличается представление зрительного образа от прорисовки? При представлении зрительного образа его следует представлять крупным, детальным, объемным и цветным. Прорисовка – это движение глаз (двигательная память). Представьте, что вы пишите мелом на доске или краской на стене, или пальцем на пыльной поверхности мебели. Это и есть мысленная прорисовка.

Прорисовывать в воображении необходимо новые для вас знаки и написание новых иностранных слов.

Рефлекторные связи образуются длительное время и между разными анализаторными системами.

Закрепить информацию до рефлекторного уровня – значит образовать рефлекторные связи между разными анализаторными системами. В основном это зрительный, речевой и двигательный анализаторы.

 

Закрепление образных кодов

 

Вспомните образный код «кубик», обозначающий двузначное число 35. Удерживайте его в своем воображении. На самом образе или на его фоне крупно и медленно прорисуйте число 35. Проделывайте эту операцию по несколько раз в день в течение трех-четырех дней.

В результате одновременного представления зрительного образа и соответствующего движения глаз, мозг зафиксирует связь. В дальнейшем, когда вы вспомните образ кубика, этот образ рефлекторно запустит движение ваших глаз, и они нарисуют в воображении число 35. Вам будет казаться, что вы автоматически вспомнили само число.

 

Закрепление иностранных слов

 

Вспомните образ, которым вы обозначили иностранное слово. Пусть это будет образ свиноматки. Считайте с этого образа образы- подсказки, обозначающие звуки английского языка – «спичка» – звук |s| и «паук» – звук |au|. Благодаря большой инертности речевого анализатора вы сможете длительное время удерживать в сознании проговаривание слова |sau|.

Далее, осуществляйте одновременно несколько действий. Представляйте образ свиноматки, мысленно проговаривайте его название на английском языке (sau), прорисовывайте написание слова SOW.

В результате многократной одновременной активизации нервных клеток трех разных анализаторных систем, между ними образуется устойчивая рефлекторная связь. Зрительный образ – зрительный анализатор. Проговаривание слова – речевой анализатор. Прорисовка написания слова – двигательный анализатор.

 

Закрепление новых знаков

 

Вспомните образ, подсказывающий произношение знака (нитки – знак НИ). Считайте с него образ, подсказывающий написание этого знака. Далее, мысленно прорисовывайте знак в своем воображении, одновременно проговаривая его мысленно или вслух.

Если необходимо сохранить в памяти образ, подсказывающий произношение знака (в данном случае – нитки), то следует прорисовывать и проговаривать знак на фоне этого образа.

Рефлекторные связи образуются долго. Запоминая иностранные слова, не следует себя обманывать. Если вы вечером зазубрили серию слов, а утром получили «пятерку» на зачете, то это ни о чем не говорит. Если иностранные слова не были закреплены до рефлекторного уровня, они полностью забудутся. И в результате, после курсов иностранного языка у вас останется только отличный диплом. На память.

Как проверять рефлекторный уровень запоминания

Принцип простой. Если рефлекторная связь была образована, то она должна срабатывать очень быстро и автоматически. Вспомните как ваша рука отдергивается от горячего утюга. Это и есть рефлекс. Правда, безусловный, «забитый» в мозг генетически.

Для проверки качества запоминания образных кодов, знаков и иностранных слов, напишите их на карточках. Это нужно для быстрого получения случайной последовательности элементов. Затем выбрасывайте карточки на стол по одной и переводите слова с русского на английский или с английского на русский. Следите за тем, как быстро осуществляется процесс перевода. Если вы можете переводить слова, следующие в случайном порядке со скоростью 1 секунда на слово – эти слова закреплены в памяти, и они не забудутся. Если вы задумались над очередной карточкой – это слово не закреплено и будет вами забыто очень быстро.

Таким же способом вы можете легко обнаружить плохо закрепленные в мозге знаки и образные коды.

Итак, качество запоминания иностранных слов тестируется по скорости их узнавания. Простое их припоминание – это иллюзия запоминания. Помните об этом, изучая иностранный язык.

Вы можете легко проверить, что такое рефлекторное запоминание. Буквы русского языка у каждого закреплены до рефлекса. Прочитайте наоборот буквы в этом предложении: иинежолдерп мотэ в ывкуб торобоан етйатичорп. Так же легко должны читаться новые знаки, образные коды, иностранные слова. Рефлекс срабатывает без задержек. Если есть задержка, значит, нет рефлекса.

Обратите внимание на то, что выработка навыка повторения информации с целью её закрепления в памяти, не менее важно, чем формирование навыка запоминания информации с помощью зрительных образов.

В повторении информации следует тренироваться также тщательно, как в её запоминании.

 

7.5 Формирование систем опорных образов

 

Комбинируя рассмотренные в предыдущих статьях способы запоминания последовательности образов, можно создавать различные системы опорных образов.

Система опорных образов должна быть создана заранее. И её необходимо тщательно закрепить путем многократного припоминания образов в течение нескольких дней, добиваясь свободного " перелистывания" образов в воображении. Опорные образы хорошо закрепляются в том случае, если вы их будете использовать. Можно на вновь сформированную систему опорных образов многократно запоминать тренировочные упражнения. Например, последовательность двузначных или трехзначных чисел. Каждый раз, при запоминании новых чисел, предыдущие будут автоматически стираться с опорных образов. Выполняя тренировочные упражнения, не следует закреплять в памяти запомненные сведения. Запомнили, вспомнили, и более к ним не возвращайтесь. В этом случае опорные образы будут освобождаться автоматически, примерно через час.

Рассмотрим несколько наиболее используемых комбинаций для формирования систем опорных образов.

Простейший вариант. Создайте в своей памяти систему опорных образов, состоящих только из объектов, выделенных методом Цицерона. Если вы сформируете последовательность 100 образов, то уже можете начинать выполнять тренировочные упражнения. Эти 100 образов можно использовать многократно, запоминая на них слова, числа, буквосочетания и прочие тренировочные упражнения.

Комбинация метода Цицерона и приема выделения частей образа. Если вы будете подбирать образы более тщательно, в соответствии с данными в учебнике инструкциями, то из каждого образа, выделенного методом Цицерона, вы сможете последовательно выделить пять составляющих его подобразов – частей образа.

Пример. Пусть один из образов – холодильник. Последовательно разберите этот образ в своем воображении и представьте каждую часть отдельно: хлебница, дверца холодильника, морозильная камера, полочки, лоток для фруктов.

Если так «обработать» каждый из ста образов, полученных методом Цицерона, то в вашей голове будет находиться система опорных образов, состоящая из 500 элементов. Соответственно, резко увеличиваются ваши возможности по объему запоминаемой информации.

Ведь объем запоминаемых сведений ограничен только скоростью образования связей и наличием в памяти достаточного количества опорных образов.

Метод Цицерона + Хорошо закрепленная последовательность + Выделение частей образа.

В каждом из ста образов метода Цицерона вы выделили по 5 подобразов. В результате получилось 500 опорных образов. Теперь к каждому из этих пятисот образов привяжите короткую последовательность произвольных образов – небольшую, состоящую всего из пяти образов, связанных приемом «Цепочка». И в каждом из этих образов выделите еще по пять составляющих их частей.

Давайте подсчитаем, сколько опорных образов мы получили. У меня получилось 12 500 опорных образов. Конечно, сразу создать такое количество опорных образов сложно. Создавайте их постепенно. Основная трудность здесь заключается в том, что ни один опорный образ не должен повторяться.

Опорные образы для профессионального запоминателя – это то же самое, что емкость жесткого диска для компьютера. Опорные образы являются носителем информации в голове мнемониста.

Вы можете разделить свою систему опорных образов на различные части. Одна часть образов будет использоваться для кратковременного запоминания тренировочных упражнений и для демонстрации фокусов с памятью. Другие опорные образы вы можете зарезервировать для запоминания бытовой информации – телефонные номера, адреса и так далее. Третья часть образов пригодится для запоминания учебной информации.

Если вы зафиксировали на опорных образах нужную вам информацию, то эти опорные образы более нельзя использовать повторно. Иначе записанные там сведения будут уничтожены.

Четкая последовательность опорных образов дает возможность периодического просмотра зафиксированной на них информации, что обеспечивает её постоянное сохранение в мозге.

Я вам советую в первую очередь заняться составлением системы опорных образов и ее закреплением. Человек без опорных образов – это как компьютер без жесткого диска, в котором есть только оперативная память.

По существу, система опорных образов – эта система внутренней стимуляции мозга, которая делает вашу память независимой от внешних стимулирующих воздействий. Вы всегда будете иметь мгновенный доступ к нужной вам информации.

Понаблюдайте за окружающими вас людьми. У многих нет системы внутренней стимуляции мозга. Их память, их мышление легко переключаются в нужное русло внешними стимулами. Достаточно подбросить тему для разговора, затем другую, третью, и человек уже полностью забыл о том, что он хотел до этого сказать или сделать.

Изучив механизмы памяти человека, вы сможете детально разобраться в механизмах техники НЛП.

Запомните одно важное правило: каждый прием запоминания эффективен ровно настолько, насколько вы им владеете.

Вы можете думать, что знаете, как создавать системы опорных образов. Но одно дело знать, и совсем другое дело – иметь в своей памяти систему опорных образов из нескольких сотен и даже тысяч образов. Мнемонисты средних веков «форматировали» свою память, создавая в ней по 300 000 опорных образов. Как видите, секрет феноменальной памяти достаточно прост. Теоретически.

Если вы внимательно изучили материал учебника, можете переходить к выполнению упражнений в разделе «Уроки». Там даются методические рекомендации по освоению базовых приемов запоминания.

Вы также можете пройти дистанционное обучение. По вашей заявке вам будут высланы пошаговые инструкции о том, как сформировать в памяти учебную базу данных, содержащую сотню примеров запоминания 25-ти основных видов информации. Подробности смотрите в разделе «Обучение».

 

Материал опубликован на сайте «Mnemonikon» 26 мая 2002 года в авторской редакции.

Дополнительая редакция январь-февраль 2007 года Пензевым Е. П.

Адрес сайта: www.mnemotexnika.narod.ru. Автор и ведущий сайта В.Козаренко

Добро пожаловать в интернет-школу мнемотехники Mnemonikon!

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Глава 1 Вводные статьи.. 2

1.1 Система запоминания «Джордано». 2

1.2 Научная обоснованность. 2

1.3 Философские аспекты.. 3

1.4 Система запоминания. 3

1.5 Возможности системы «Джордано». 4

1.6 Ограничения системы «Джордано». 5

1.7 Порядок освоения системы запоминания. 5

1.8 Что такое мнемотехника?. 6

1.9 Заглянем в голову мнемониста. 7

1.10 Многоликая мнемотехника. 9

Народная мнемотехника. 10

Классическая мнемотехника. 10

Педагогическая мнемотехника. 11

Цирковая (эстрадная) мнемотехника. 12

Спортивная мнемотехника. 12

Современная мнемотехника. 13

1.11 Кому нужна мнемотехника?. 14

Школьникам и студентам.. 14

Преподавателям.. 14

Просто в жизни. 14

Для самообразования. 15

Ораторам.. 15

Бизнесменам.. 15

Для сохранения здоровья. 16

Глава 2 Механизмы памяти.. 17

2.1 Память – область парадоксов. 17

Продукт деятельности мозга. 17

Объекты окружающего мира. 17

Связи, связи и только связи... 18

2.2 Реакция мозга на разные виды информации. 20

2.3 Память и запоминание. 24

Непроизвольное запоминание. 25

Произвольное запоминание. 25

Сверхпроизвольное запоминание (метапамять) 25

2.4 Память в системе психических процессов. 26

Процесс " Память". 26

Процесс " Внимание". 26

Процесс " Представление". 27

Процесс " Ощущение". 28

Процесс " Мышление". 28

Интеллект.. 29

Воображение. 29

2.5 Смысл запоминания. 30

2.6 Электрическая память. 31

Временные характеристики электрической памяти. 31

Голография. 32

Стоячая волна. 32

Голограмма. 32

Пространственная частота. 33

Зрительный анализатор. 33

Обратная связь. 34

Резонанс. 35

Фильтр пространственной частоты.. 36

Дирекциональная избирательность. 36

Фоновая активность нервных клеток. 38

Рабочая активность нервных клеток. 38

Синапсы.. 38

Схема образования электрической связи. 39

2.7 Рефлекторная память. 41

Временные характеристики рефлекторных связей. 41

Отличия электрических и рефлекторных связей. 42

2.8 Воссоздающее воображение. 43

Глава 3 Базовые понятия мнемотехники.. 46

3.1 От частей – к целому. 46

3.2 Естественные ассоциации. 46

3.3 Искусственные ассоциации. 47

3.4 Навык запоминания. 48

3.5 Проверка навыка запоминания. 49

Описание программы " Мастер запоминания". 50

" Вводный тест". 50

" Тренировка". 51

" Экзаменационный тест". 51

Нормативные показатели. 51

Проверка скорости узнавания (проверка рефлекса) 52

3.6 Образы – инструмент для запоминания. 53

Какими не должны быть зрительные образы в вашем воображении. 53

Какими должны быть представляемые в воображении образы.. 53

3.7 Мыслительная операция, включающая процесс " память". 54

Другие мыслительные операции. 55

Операция " Увеличение-уменьшение образа". 55

Операция " Вращение образа". 56

Операция " Соединение образов". 56

Операция " Выделение подобразов (частей образа)". 56

Операция " Видоизменение образа". 57

Операция " Трансформация образа". 57

3.8 Относительные размеры образов. 57

3.9 Опорные (стимулирующие) образы.. 58

3.10 Два типа образов. 59

3.11 Понятие " Информационное сообщение". 60

3.12 Образование ассоциации. 61

3.13 Правила образования связей. 63

3.14 Для чего выделяется основа ассоциации. 64

3.15 Образные коды и скоростное запоминание. 65

3.16 Правила обращения с образными кодами. 66

3.17 Как регулировать процесс запоминания. 66

3.18 Мнемотехнические эффекты.. 67

Эффект стирания ассоциации. 67

Эффект сворачивания ассоциативных цепочек. 68

Эффект первого образа. 68

Эффект непосредственного припоминания. 68

Эффект ассоциативного припоминания. 69

3.19 Характеристики процесса запоминания. 69

Скорость запоминания. 69

Скорость припоминания. 69

Качество запоминания. 69

Объем запоминания. 69

Надежность запоминания. 69

3.20 Четыре этапа запоминания. 70

Кодирование. 70

Запоминание. 70

Запоминание последовательности. 71

Закрепление связей в мозге. 71

Глава 4 Приемы кодирования.. 72

4.1 Буквенно-цифровой код (БЦК) 72

4.2 Представление слова образом.. 72

4.3 Подбор слова по согласным буквам.. 72

4.4 Преобразование чисел в образы.. 73

Преобразование в образы чисел от 01 до 09. 73

Преобразование в образы чисел от 10 до 99. 73

Преобразование в образы чисел от 000 до 999. 73

4.5 Кодирование в образы цифрового ряда. 73

4.6 Прием символизации. 74

4.7 Хорошо знакомая информация. 75

4.8 Прием кодирования по созвучию.. 76

4.9 Прием образования слова из слогов. 76

4.10 Метод наводящих ассоциаций. 77

4.11 Кодирование в образы звуков. 78

4.12 Кодирование в образы знаков. 79

4.13 Образные коды двузначных чисел (00 – 99) 79

4.14 Образные коды трехзначных чисел (000-999) 80

4.15 Образные коды названий месяцев. 81

4.16 Образные коды дней недели. 81

4.17 Образные коды букв алфавита. 82

4.18 Фонетические образные коды.. 82

4.19 Другие образные коды.. 83

4.20 Метод выделения отличительного признака. 83

Функции отличительного признака. 84

Выделение отличительного признака на фотографии. 84

Выделение отличительного признака у хорошо знакомого вам человека. 84

Выделение отличительного признака у незнакомого человека, стоящего перед вами (ситуация " Знакомство") 85

Выделение отличительного признака у человека, образ которого вам неизвестен. 85

Выделение отличительного признака из интерьера помещения. 85

Внимание: ложные и стандартные отличительные признаки. 86

4.21 Метод сжатия информации. 86

Глава 5 Запоминание.. 88

5.1 Три способа соединения образов. 88

5.2 Соединение двух образов. 88

5.3 Образование ассоциации. 90

5.4 Соединение ассоциаций. 92

Глава 6 Запоминание последовательности.. 94

6.1 Метод Цицерона. 94

6.2 Прием свободных ассоциаций. 95

6.3 Выделение частей образа. 96

6.4 Прием " Цепочка". 96

6.5 Приём " Матрёшка". 97

6.6 Запоминание под порядковыми номерами. 99

6.7 Запоминание в алфавитном порядке. 100

6.8 Прием возврата. 100

6.9 Закрепленная последовательность. 101

6.10 Невидимые части образа. 101

6.11 Нумерация образными кодами. 102

Глава 7 Закрепление связей в мозге.. 104

7.1 Метод активного повторения. 104

7.2 Просмотр в воображении опорных образов и основ ассоциаций. 105

7.3 Повторение с полной расшифровкой. 106

7.4 Приемы проговаривания и прорисовки. 107

Закрепление образных кодов. 107

Закрепление иностранных слов. 107

Закрепление новых знаков. 107

7.5 Формирование систем опорных образов. 108

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 111

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.052 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал