![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темп ускоряется
В сентябре 2009 г. в Японии к власти пришла оппозиционная Демократическая партия во главе с Юкио Хатояма, ставшим главой кабинета министров. Китайская сторона внимательно следила за первыми шагами нового руководства Японии. В частности, Пекин обратил особое внимание на заявления премьер-министра о намерении строить «равноправные» отношения с Соединенными Штатами и стремлении создавать Восточноазиатское сообщество (ВАС) [4]. Но особенно важно для Пекина было получить от Токио подтверждение преемственности политического курса Японии в отношении Китая. 21 сентября 2009 г. в ходе 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН председатель КНР Ху Цзиньтао встретился в Нью-Йорке с премьер-министром Хатоямой. Лидеры двух стран подтвердили готовность выполнять достигнутые ранее договоренности, хотя полного единства взглядов по некоторым вопросам достичь им не удалось. Так, Хатояма призвал начать переговоры с целью заключения двустороннего договора о совместном освоении газовых месторождений в спорных секторах Восточно-Китайского моря в районе островов Дяоюйдао (Сэнкаку), заявив: «Я хочу превратить море проблем в море дружбы». Ху Цзиньтао, со своей стороны, признав важность сотрудничества по решению проблемы освоения газовых месторождений в данном регионе, предложил начать в будущем переговоры на рабочем уровне. При этом он заявил: «Это море должно стать морем мира, дружбы и сотрудничества». Ху Цзиньтао выдвинул ряд других предложений: чаще осуществлять взаимные визиты лидеров двух стран; активнее сотрудничать в сфере экономики и торговли; укреплять взаимные симпатии народов двух стран; продвигать сотрудничество по решению региональных и глобальных проблем; терпеливо преодолевать различия в подходах двух стран [5]. Оба руководителя декларировали свою заинтересованность в сотрудничестве по созданию Восточноазиатского сообщества. Однако различия в подходах Китая и Японии остаются до сих пор одной из главных причин торможения процесса формирования этой региональной структуры [6]. Выступая в прениях на сессии ГА ООН, Хатояма призвал к созданию ВАС с целью содействия сотрудничеству между азиатскими странами, подчеркнув, что «если Япония не будет принимать активного участия в делах Азиатско-Тихоокеанского региона, она не сможет развиваться». При этом он заявил о готовности сотрудничать в таких областях, как заключение соглашения о свободной торговле, финансы, валюта, энергетика, экология, ликвидация последствий стихийных бедствий [7]. Что же касается Китая, то он не ограничился одними заявлениями. Так, 7 января 2010 г. в г. Наньин состоялась торжественная церемония по случаю создания зоны свободной торговли (ЗСТ) Китай - АСЕАН. Предполагается, что она придаст мощный импульс экономической интеграции в Восточной Азии. Вслед за этой зоной в 2011 г. планируется ввести ЗСТ Республика Корея - АСЕАН, а в 2012 г. ЗСТ Япония - АСЕАН. По мнению китайских аналитиков, эти 3 зоны в дальнейшем могут объединиться в одну большую, которая станет основой Восточноазиатского экономического сообщества в формате «10+3». Пекин видит Восточноазиатское сообщество именно в таком формате [8]. На встрече руководителей Китая, Японии и Республики Корея в мае 2010 г. стороны подписали заявление о начале трехстороннего сотрудничества по совместному изучению возможности создания китайско-японско-южнокорейской ЗСТ. Это изучение намечено завершить к встрече лидеров Китая, Японии и РК в 2012 г. [9] Однако такая перспектива не может не настораживать Вашингтон, который воспринимает эту региональную структуру как инструмент усиления позиций Китая. Чтобы успокоить американцев, официальным лицам Японии пришлось выступить с рядом заявлений, в которых они, подчеркивая неизменную важность союзнических отношений с США, подтверждают приверженность принципу «открытости» при создании ВАС, что, теоретически, не исключает вхождения в эту организацию и США. Однако против участия Соединенных Штатов категорически выступает Китай. В декабре 2009 г. в Японии с официальным визитом находился заместитель председателя КНР Си Цзиньпин, который стал первым из китайских руководителей, посетившим Японию после сформирования нового кабинета министров. Японская сторона отнеслась со всей серьезностью к организации программы пребывания китайского гостя, рассматривая его в качестве будущего преемника Ху Цзиньтао на посту председателя КНР. Си Цзиньпин был принят императором Акихито. На переговорах с Хатоямой был обсужден широкий круг вопросов состояния и перспектив двустороннего и регионального сотрудничества, в полном соответствии с содержанием китайско-японского Совместного японо-китайского заявления 2008 г. [10] Однако в январе 2010 г. разгорелся спор по поводу о-вов Дяоюйдао (Сэнкаку), на континентальном шельфе которых обнаружены богатые месторождения нефти и газа (подробнее см.: Русаков Е.М. Ни здравого смысла, ни права (международного) // Азия и Африка сегодня, 2010, № 3. – прим. автора). Министр иностранных дел Японии К.Окада заявил, что Токио примет адекватные меры, если КНР в одностороннем порядке начнет их разрабатывать. Официальный представитель МИД КНР подчеркнул, что «китайская сторона имеет суверенитет над месторождением Чунь Сяо... (и)... будет твердо отстаивать свои законные права в Восточно-Китайском море» [11]. Покидая пост премьер-министра в начале июня 2010 г., Хатояма оставил своему преемнику Наото Кану письменное напутствие, в котором призвал сохранять курс на укрепление отношений с США, КНР и Южной Кореей. Выступая в парламенте перед депутатами правящей Демократической партии накануне избрания его премьер-министром Японии, Кан заявил, что будет соблюдать соглашение о сохранении американской военной базы на Окинаве и добиваться углубления доверия с США, но в «равной степени» развивать отношения с Китаем [12]. Появлению новых тенденций в отношениях Пекин - Токио в последние годы способствовали перемены глобального масштаба. В результате относительного ослабления позиций единственной сверхдержавы - США, связанного с усилением экономической мощи и политического влияния КНР, Индии, РФ и др., заколебались устои миропорядка, который во многих странах расценивался как однополярный. При активном участии Пекина вызревают предпосылки для перестройки всей системы международных отношений, что приведет, в том числе, к изменению отношений в геополитическом треугольнике Япония - Китай - США. Токио, как и Вашингтон, в целом воспринимает усиление Китая как потенциальную угрозу своим национальным интересам. В то же время Япония крайне заинтересована в том, чтобы избегать каких-либо конфликтов со своим усиливающимся соседом. Наметившаяся тенденция постепенного изменения соотношения сил между США и Китаем в пользу последнего ставит перед японским руководством задачу просчитывать на перспективу отношения с каждой из этих двух держав. Имевшиеся и в прошлом нюансы и разночтения в подходе Токио и Вашингтона к КНР могут приобрести более глубокий характер. Судя по некоторым признакам, японская политическая элита уже начинает задумываться о более гибком лавировании между Вашингтоном и Пекином. Что касается китайской стороны, то она, по-видимому, намерена воспользоваться этой ситуацией в интересах политического сближения с Японией. А некоторые японские политологи идут еще дальше. Так, эксперт Харуки Иосида в своей книге под красноречивым названием «Америка или Китай?» подчеркивает, что для Японии жизненно важно иметь сильного союзника. Сегодня сильнейшей державой является Америка, однако не исключено, что в недалеком будущем ее место может занять КНР. Кроме того, существует мнение, что в перспективе США постепенно уйдут из Азии. В таком случае, пишет Иосида, Япония должна, не колеблясь, связать себя с Китаем [13].
|