![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вовлечение» Японии: надежды и помехи
Пекин как бы по аналогии с проводимой Вашингтоном политикой «вовлечения» КНР в глобальные дела начинает целеустремленно выстраивать курс на вовлечение Токио в политическое сотрудничество с Китаем по широкому кругу вопросов. Об этом свидетельствует, в частности, аналитический доклад «Китайско-японские отношения и политика Китая в отношении Японии в грядущем десятилетии», подготовленный специалистами Института исследований Японии Китайской академии наук [14]. Авторы этого документа трактуют «стратегические взаимовыгодные интересы» Китая и Японии следующим образом: - По сравнению с японо-американским альянсом «стратегические взаимовыгодные интересы» представляют собой более низкий уровень сотрудничества: отсутствуют общая идеология и стратегия в сфере обеспечения безопасности. К тому же китайско-японские отношения не строятся на принципе «суверен - вассал», как между США и Японией. - По сравнению с китайско-японскими отношениями периода 1972-1998 гг. «стратегические взаимовыгодные интересы» носят относительно более прохладный характер, они ориентированы не на дружественные чувства, а на более прагматичные и равноправные отношения. В то же время на фоне китайско-японских отношений 19982006 гг. «стратегические взаимовыгодные интересы» стали шагом к преодолению порочного круга, в котором определяющими с китайской стороны выступает «историческая память» (об интервенции милитаристской Японии в Китай в 1931 - 1945 гг.), с японской - интересы обеспечения безопасности. «Стратегические взаимовыгодные интересы» являются переходной стадией к более высокому уровню китайско-японских отношений - стратегическому сотрудничеству. Однако авторы доклада не исключают и возможности возникновения в будущем конфликтов в отношениях между двумя странами, поскольку между ними сохраняются серьезные противоречия как стратегического, так и структурного характера. В их числе выделяются следующие: Конфликты, в основе которых лежат коренные интересы. Они проявляются, прежде всего, в подходе к таким проблемам, как демаркация границы в Восточно-Китайском море и спор о принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку). Как подчеркивается в докладе, урегулирование противоречий по этим проблемам станет особенно трудным испытанием для обеих сторон. Конфликты, имеющие исторические корни, достаточно серьезны, но менее значимы, поскольку они не связаны с современными интересами Китая. Поэтому обе стороны должны проявлять по этой проблематике максимум осмотрительности, чтобы не нанести ущерб значительно более важным текущим двусторонним отношениям. Конфликты на эмоциональной почве. По оценке китайских исследователей, взаимопонимание между китайцами и японцами пока не изменилось к лучшему. Главные причины такого положения - националистический консерватизм японского населения и повышенная чувствительность китайского населения к своему историческому прошлому. В разделе доклада «Направленность политики Китая в отношении Японии» говорится: общая стратегическая цель будущих китайско-японских отношений - способствовать развитию психологической совместимости двух народов, продвижению двух стран от мирного сосуществования к совместному развитию, от взаимных стратегических интересов к стратегическому сотрудничеству. Основные положения этого раздела сводятся к следующему: - для устойчивого развития китайско-японских отношений крайне важно обеспечить сбалансированное развитие отношений в политической и экономической областях; - возникновение стратегической конфронтации между двумя странами маловероятно. Однако, если не удастся взять под контроль и эффективно разрешить главные проблемы в отношениях, нельзя исключить возможности стратегической конфронтации низкого уровня. По мнению китайских исследователей, принципиально важно, чтобы две наиболее серьезные спорные проблемы - демаркация границы в Восточно-Китайском море и принадлежность островов Дяоюйдао - решались в одном пакете; - хотя разрешение тайваньской проблемы и осуществление мирного воссоединения - внутреннее дело Китая, Япония является одним из факторов, который невозможно игнорировать в этом процессе. Пока США не изменят своей политики на тайваньском направлении, политика Японии также не изменится; - в связи со стремлением Японии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН китайская сторона уже выразилась в поддержку более весомой роли Японии в ООН. Хотя Китай и не располагает пропуском для Японии в Совбез ООН, обе страны вполне могут вести конструктивный диалог по вопросу реформирования ООН. Со временем Китай, возможно, займет более позитивную позицию в отношении японских планов стать постоянным членом СБ ООН; - Китаю и Японии недостает взаимного доверия в вопросах обеспечения безопасности в силу того, что обе стороны еще не преодолели сомнения относительно стратегических целей друг друга. Было бы целесообразно продвигать сотрудничество в этой сфере, идя от отношений «не друзья и не враги» к подлинно партнерским отношениям, к созданию структур и механизмов региональной безопасности, к образованию Восточноазиатского сообщества безопасности. По мнению китайской стороны, сотрудничество между КНР и Японией в сфере безопасности не должно основываться на предпосылке, что Китай откажется от усилий по укреплению своей военной мощи и совершенствованию военных технологий или замедлит их. Одной из задач, требующих скорейшего решения, в докладе названо создание механизмов предотвращения кризисов и управления кризисами с тем, чтобы избежать эскалации трений и конфликтов. Предлагается также развивать сотрудничество азиатских стран по обеспечению безопасности основных морских коммуникаций - от Суэцкого канала до Тайваньского пролива, а также стимулировать создание в регионе Сообщества взаимовыгодной поддержки и обеспечения стабильности экономического развития, в рамках которого решались бы и проблемы обеспечения энергетической безопасности. Китай и Япония, говорится в докладе, должны прилагать усилия по решению проблем региональной безопасности, по созданию системы многосторонней безопасности. Обеим странам следует способствовать стратегическому диалогу Китай - Япония - США. Выдвигается также идея создания нового и более широкого по составу участников механизма безопасности для всей Восточной Азии. Двум странам предлагается действовать совместно по преодолению финансового кризиса. Они должны стимулировать придание регионального характера двустороннему соглашению о взаимном обмене валют, выстроить региональный механизм финансового контроля, активизировать тесные консультации, координацию и сотрудничество по развитию региональных рынков капитала, по учреждению Фонда азиатских валют. Подчеркивается необходимость объединить усилия по заключению Соглашения о свободной торговле и Соглашения об экономическом партнерстве, чтобы координировать стратегию и политику в сфере экономики, совместно формировать пространство свободной торговли Восточной Азии в рамках Восточноазиатского сообщества. Признается и наличие у Китая и Японии серьезной общей проблемы - зависимости от зарубежного спроса, прежде всего спроса в США, на который негативно повлиял мировой финансово-экономический кризис. Две страны должны использовать возможность для корректировки своей экономической структуры, расширить и задействовать внутренний спрос для оздоровления своих экономик. С целью укрепления сотрудничества в энергетике и экологии в докладе предлагается создать Китайско-Японский фонд по энергосбережению и защите окружающей среды, совместно финансируемый правительствами двух стран.
|