Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2 Рыночная экономическая система и рыночный механизм






Цель и задачи: ознакомить с признаками рыночной системы, ее преимуществами и недостатками, рассмотреть ценообразование на рынках, сущность эластичности.

1.Анализ рыночного спроса.

2.Анализ рыночного предложения.

3.Установление рыночного равновесия: статическая и динамическая модели.

4.Эластичность спроса и предложения.

Литература:

1. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание, перераб. – Алматы: РГП «Казстатинформ» 2001. – 240с.

2. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002. – 464с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

3. Ивашовский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. - М: Дело, 2002.-416с.

4. Д.Пиндайк, Р.Рубинфельд Микроэкономика. – Москва., 1992

Ключевые понятия: спрос, предложение, рынок, равновесие, эластичность.

Модели рыночного равновесия Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необ­ходимо совместить линии спроса и предложения на одном гра­фике. На рис. 1.1, а DD— линия спроса, SS— линия предложе­ния. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты— цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем qe и цена ре. Их называют соответственно равновесным объ­емом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (PE = РD = РS).

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у про­давцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его на­рушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, Рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем. P 1. При такой цене объем спроса cоставит, очевидно, Q 1D, тогда как объем предложения — Q 1S.

В этом случае избыток предложения (Q 1S Q 1D) будет оказывать понижающее давление на цену P 1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне Р 2, объем спроса Q 2D окажется выше объема предложения Q 2S. Здесь избы­ток спроса (Q 2D – Q 2S) будет оказывать повышающее давление на цену P 2. В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором—через конкуренцию поку­пателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене Р 2 и как продавец того же товара при цене P 1.

Такой подход к описанию равновесия часто называют рав­новесием по Вальрасу. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давле­ния избытков спроса и предложения, а под влиянием превыше­ния цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соот­ветственно увеличением или сокращением объема предложения.

Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис. 1.1, б. Если объем предложения ниже равновесного уровня Q E, цена спроса выше цены предложения, например при Q 1 Р1D > Р1S что по­буждает продавцов

Рис. 1.1. Равновесие а – по Вальрасу, б – по Маршалу

увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например при Q 2 Р2S > Р2D, что заставляет продавцов сни­зить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения — РS = РD = Р E.

Различию в этих подходах мы и обязаны «обратным» рас­положением осей координат на графиках спроса и предложения. Маршалл оперировал прежде всего понятиями «цена спроса» и «цена предложения», поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид

РD = PD(Q),

РS = РS (Q),

а условием равновесия являлось равенство

PD(Q) = РS (Q).

Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались по оси абсцисс.

Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и пред­ложения при данных ценах. Поэтому функции спроса и предло­жения у него имеют вид

QD = QD(P),

QS = QS (P),

а условием равновесия являлось равенство

QD (P)= Q S(P).

1.2 Сравнительная статика рынка. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде

В статических моделях фактор времени явно не учитывается. Они представляют собой как бы мгновенные «фотоснимки» ди­намических процессов. Сравнение таких мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка, тогда как сам процесс перехода от одного состояния к другому оста­ется как бы «за кадром».

Метод сравнительной статики можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия. Такой сдвиг показан на рис. 1.2, где линии спроса и предложения имеют «нормальный» (соответ­ственно отрицательный и положительный) наклон. На рис. 1.2, а сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с P 1 до Р2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q 1 до Q2. На рис. 1.2, б сдвиг линии предложения влево ведет к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объема. Комбинируя обе части рисунка, мы можем рассмотреть различные варианты сдвига равновесия в результате одновременного сдвига линий спроса и предложения.

Рис. 1.3. Равновесие в мгновенном периоде, а – товары не подлежащие хранению, б – товары подлежащие хранению

Рис. 1.2. Сдвиг равновесия новесия
Для этого при использовании метода сравнительной статики принято различать три периода. Первый, в котором все факторы производства

рассматриваются как постоянные, называют мгно­венным периодом (синонимы: очень короткий, рыночный). Дру­гой, в котором одна группа факторов рассматривается как посто­янная, а другая как переменная, называют коротким периодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом. Некоторые экономисты выделяют еще и четвертый, очень длительный (или «вековой») период, в течение которого может меняться не только объем применяемых ресурсов и интенсивность их использования, нo и характер применяемой технологии. В мгновенном периоде продавец вообще лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку ко­личество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством товара, не означает, что все это коли­чество должно быть обязательно продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного товара. Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, линия предложения будет перпендикулярна оси абсцисс.

Если товар не подлежит порче и может быть сохранен, то линия предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком (рис. 1.3, б). При цене PЕ 0 продавец предложит к продаже весь фиксированный объем товара Qk - Точно так же он поступит и в том случае, если цена превысит уровень Р E0, например Р E1. Однако при цене ниже Р Eo, например Р E2, объем предложения составит Q E2, тогда как количество товара в размере Qk – QE2 может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры.

В течение короткого периода неизменными считаются про­изводственные мощности предприятия, но их использование, а значит, и объем продукции могут изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов (числа отработанных человеко-дней или человеко-часов, расхода сырья и материалов). Эти изменения, однако, не могут выходить за пределы техниче­ской производственной мощности.

Если объем предложения реагирует на изменения цен с неко­торым запаздыванием, анализ стабильности равновесия суще­ственно усложняется. Допустим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего

QiD = QiD(Pt),

QiS = QiS (P t-1),

где t— определенный период времени (t = 0, 1, 2,..., T). Это зна­чит, что производители определяют в период t-1 объем пред­ложения следующего периода t, предполагая, что цены периода t-1 сохранятся и в период t.

Если абсолютный наклон линии спроса превышает наклон линии предложения, отклонение от равновесия ведет к увеличе­нию колебаний цен и объемов, все более удаляющих рынок от равновесного состояния.

Если абсолютные наклоны линий спроса и предложения одинаковы, всякое первоначальное отклонение ведет к колеба­ниям цен и объемов одинаковой амплитуды вокруг равновесного уровня.

Если абсолютный наклон линии предложения выше, чем на­клон линии спроса, колебания постепенно затухают, нарушенное равновесие восстанавливается.

Рассмотрим подробнее ситуацию, представленную на рис. 1.6, б, когда |b| == |d|. Предположим, начальная цена Р 0. В периоде t = 1 производители, ориентируясь на цену Р 0, предло­жат для продажи продукцию в объеме Q 1, что ниже равновесного уровня QE. Возникший дефицит приведет к повышению цены до P 1. Предполагая, что этот уровень сохранится и в период t = 2, производители увеличат объем предложения до Q 2, что выше равновесного уровня. Избыток предложения приведет к падению цены до P 0 и т. д. Заметим, что все три ситуации, представленные на рис. 1.6, предполагают неизменность функций спроса и предложения во времени.

Таким образом, хотя линии спроса и предложения имеют нормальный наклон, запаздывание в реакции предложения на изменение цен может привести к нестабильности равновесия. От­сюда следует, что анализ стабильности не может ограничиваться лишь методом сравнительной статики.

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неедин­ственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной за­нятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирова­ние может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государствен­ных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), некоторыми другими мето­дами.

Прежде всего рассмотрим воздействие на рыночное равнове­сие так называемых потоварных налогов.

Рассмотрим рис. 1.7. Допустим, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами. Сначала, до введения налога, линия спроса зани­мала положение D1D1, а линия предложения— S1S1, Равновес­ная цена составляла P 1, равновесный объем продаж — Q1.

Введение налога вызовет параллельный сдвиг линии предло­жения вверх на величину Т. Почему? Ранее производители со­гласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q 1, если его цена составит P 1; теперь же они согласятся пред­ложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем

Рис. 1.7. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога при уплате его продавцом.
P 1. В этом случае производители получают цену-нетто (без включе­ния налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q 2, P+, Р-. Объем рынка Q 2 будет меньше первоначального Q1. Цена P+, которую платит покупатель, окажется выше первоначальной P 1. Цена Р-, которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади пря­моугольника Р+АВР-. Обратим внимание на следующий факт.

Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени ложится на покупателей.

Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, что покупатели, придя в магазин, платят за то­вар цену без потоварного налога

и тут же уплачивают налог при­сутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на Т (рис. 1.8).

Действительно, если ранее покупатели согласны были при­обрести количество товара Q 1 при цене P 1, то теперь они согла­сятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т руб. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q 2, цены Р+ и Р- будут точно такими же, что и в случае, когда налог вно­сится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет значе­ния, кто является непосредственным плательщиком потовар­ного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически упла­чиваемой покупателями, и понижение цены, фактически полу­чаемой продавцами.

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж за­висит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 1.9, а показана ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологий наклон. Введение потоварного налога, уплачи­ваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет авто­мобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на красные автомобили имеет довольно пологий ха­рактер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на красные ав­томобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчез­новению их с рынка.

На рис. 1.9, б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах.

Введение потоварного налога такого же размера, что и в пер­вом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения.

Рис. 1.8. воздействие на рыночное равновесие потоварного налога при уплате его покупателями
Рис. 1.9. Воздействие по товарного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал