Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3 Теория поведения потребителей
Цель и задачи: ознакомить с количественной и порядковой теорией потребительского поведения 1.Теория полезности и анализ потребительских предпочтений 2.Равновесие потребителя: принятие решения об оптимальном выборе 3.Оценка благосостояния потребителя Литература: 5. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание, перераб. – Алматы: РГП «Казстатинформ» 2001. – 240с. 6. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002. – 464с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»). 7. Ивашовский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. - М: Дело, 2002.-416с. 8. Д.Пиндайк, Р.Рубинфельд Микроэкономика. – Москва., 1992 Ключевые понятия: ютиль, полезность, кривая безразличия, бюджетная линия, кривые Энгеля.
На рис. 2.1 (верхняя часть) показано изменение оптимума потребителя при изменении цены товара X, неизменной структуре предпочтений и прежнем доходе. При снижении Рх. до Р’х бюджетная линия KL поворачивается вокруг точки К против часовой стрелки и занимает положение KL1. Покупатель может теперь приобрести больше товара X, если он израсходует на него весь свой доход. В то же время ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия.Оптимум потребителя смещается из точки Е1 в точку Е2. Соединяя все подобные точки, получим линию ЕЕ, называемую кривой Цена-потребление. Она представляет множество всех оптимальных комбинаций товаров Х и Y при изменении цены товара На основе кривой цена-потребление можно построить линию индивидуального спроса (нижняя часть рис. 2.1). Если потребитель покупает Х1 товара Х при цене Рх и Х2 при цене Рх, то на основании этой (и подобной) информации можно построить линию DD, характеризующую объем спроса на товар Х как функцию его цены. Рассмотрим теперь изменение оптимума потребителя при изменении его дохода (цены и предпочтения остаются неизменными). С ростом дохода бюджетная линия KL смещается в положение K1L1 и потребитель переходит на более высокую кривую безразличия U2U2 (рис. 2.2). Очевидно, что набор Е2 содержит большее количество товаров Х и Y, чем набор Е1. Соединяя все подобные точки, получим кривую GG, называемую кривой доход-потребление. Она представляет множество всех оптимальных наборов или комбинаций товаров при изменении дохода потребителя и неизменном соотношении цен. Как видно из рис. 2.2, кривая доход-потребление имеет положительный наклон, с ростом
дохода потребление обоих товаров Х и Y увеличивается. Такие товары называются нормальными. На рис. 2.3 показана другая ситуация. Здесь кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон. С ростом дохода потребление одного товара увеличивается (Y на рис. 2.3, а, Х на рис. 2.3, б), тогда как другого сокращается (X на рис. 2.3, а, Y на рис. 2.3, б). Товар, потребление которого с ростом дохода снижается, называется некачественным; товар, потребление которого с ростом дохода возрастает, — качественным. Заметим, что товар Y является качественным и в ситуации, представленной на рис. 2.2, и в ситуации, представленной на рис. 2.3, а. Для их различения используется понятие высококачественный товар. Поскольку с ростом дохода потребление некачественного товара снижается, можно определить высококачественный товар как такой, прирост расходов на который поглощает более 100% прироста дохода. Кривая доход-потребление позволяет построить индивидуальную кривую Энгеля, характеризующую связь между объемом потребления товара и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Для нормальных товаров кривая Энгеля имеет положительный наклон. Кривая Энгеля может быть построена путем установления связи между оптимальными объемами потребления товара Х и соответствующими уровнями дохода KL и KL1 на рис. 2.3. Например, если E1(X1, Y1) и Е 2 (X 2, Y 2) представляют оптимум потребителя при доходе KL и KL1, то точки E1(I1, Y1) и Е 2 (I 2, Y 2) на рис. 2.4 и есть точки кривой Энгеля товара X. Таким образом, линия F1F1 — кривая Энгеля товара X. Линия F 1 F 1 —кривая Энгеля товара X, соответствующая линии доход-потребление, изображенной на рис. 2.3, a.
На практике мы чаще интересуемся расходами на агрегированные группы товаров — продовольственные, непродовольственные, услуги и т.д. В этом случае кривая Энгеля модифицируется в кривую расходов Энгеля, характеризующую зависимость расходов на ту или иную группу товаров от уровня дохода покупателя. Кривая расходов Энгеля показывает различие между нормальными, некачественными и высококачественными товарами. На рис. 2.5, где по ординатам отложены расходы на товар Х (вместо количеств этого товара на рис. 2.4), представлены три кривые расходов Энгеля, соответствующие линиям доход-потребление на рис. 2.2 и 2.3. На каждой из трех частей рис. 2.5 проведены лучи из начала координат под углом 45°. Если бы кривые расходов Энгеля совпадали с этими лучами, это означало бы, что весь доход потребитель расходует лишь на один товар Х (или соответственно на одну агрегированную группу товаров). Поэтому такие лучи образуют верхние пределы реальных кривых расходов Энгеля.
|