Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственность






В ыбранные для себя идеальные ценности - позитивные и негативные - в дальнейшем определяют вероятное поведение человека, причем как позитивное, так и негативное.

Человек, воплощающий на практике свои идеальные ценности негативного плана, должен быть признан нездоровым. Нравственное нездоровье человека может долго не проявлять себя, поскольку свои неблаговидные поступки человек склонен скрывать от окружающих.

Необходимость вести двойную жизнь может стать причиной стресса, безнравственный способ жизни рано или поздно проявляет себя в тех или иных расстройствах нервно-психического и физического здоровья. Нравственность человека выявляет качества его духовности. Ценностные ориентации существуют на уровне мыслей, которые легко скрывать, поэтому в духовности отражается преимущественно внутриличностный аспект здоровья. Нездоровье человека на духовном уровне является еще более скрытым от посторонних глаз.

Н равственное здоровье отражается в нравственно - духовных качествах человека, основными из которых являются способности:

осознавать свободу воли или свободу выбора;

испытывать чувство любви к окружающим;

осознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем;

осознавать различия между добром и злом;

способность к самооценке;

осознавать качества собственной воли;

испытывать чувство веры;

испытывать чувство достоинства;

осознавать присущее ему чувство стыда;

способность к прогнозированию событий и оценок;

способность помнить события и связанные с ними переживания; чувство времени;

способность понимания красоты и стремление к ней;

способность к творчеству (музыкально-поэтическому, научному, техническому, педагогическому, организаторскому);

способность удивляться;

способность понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл;

чувство смешного, чувство юмора;

способность радоваться, чувствовать себя счастливым;

способность испытывать горе (свое и чужое);

способность испытывать зависть, ревность, жажду мести.

Социальная адаптация - способность организма приспосабливаться к различным изменившимся условиям социальной среды или жизни. Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с предстоящей деятельностью, с новыми людьми и др. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления социальной адаптации - взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность.

Формирование социального здоровья человека связано с процессом социализации.

Социализация

Социализация - это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье). Социализация - это процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т.е. в процессе воспитания и само-воспитания, так и стихийно - под воздействием факторов общественного бытия.

Результат социализации - это:

а) формирование тех черт, которые востребуются в данном обществе;

б) становление самосознания и активной жизненной позиции личности;

в) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации - конформистов, полностью идентифицирующих себя с обществом, или, наоборот, обособленного, не адаптированного к обществу человека.

При формирования психического и социального здоровья важна самооценка - важный регулятор поведения, влияет на развитие личности и на эффективность деятельности. Неадекватная, т.е. завышенная или заниженная самооценка, а также неустойчивая самооценка деформирует внутренний мир личности, препятствуют психическому и социальному здоровью.

Иногда возникает расхождение между самооценкой и оценкой со стороны окружающих. Если оценка выше самооценки, то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности. Если же самооценка превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к конфликту, а тем самым и к нарушению здоровья.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал