![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компьютерные игры: вред или польза?
В школе, в обществе и семьях нередко возникают дискуссии о том, чего больше в компьютерных играх: вреда или пользы? Сегодня многие дети увлечены компьютерами и особенно компьютерными играми: в игре они перестают быть пассивными наблюдателями, и получают возможность активно влиять на события виртуального мира. В компьютерные игры любят играть многие, даже дети, начиная с 4-5 лет и старше. Мальчики любят играть в различные «стрелялки», содержащие сцены убийств, кровь, драки, сопровождающиеся звуковыми эффектами в виде истерических криков, воплей и т.д. Компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, чёрствым, жестоким и эгоистичным. Невольно приходит на ум утверждение Демокрита: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным» . При длительной работе перед монитором происходит переутомление, и даже истощение нервной системы. В больших дозах компьютерные игры приводят к накоплению хронического стресса со всеми негативными для организма ребенка последствиями. Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь определенную часть детского мозга, поэтому дети должны больше читать, писать и заниматься математикой. К тому же, детям полезно играть на улице и как можно больше общаться с другими детьми.. Самооценка - это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности. Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей. Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Обобщенный «портрет» психически здорового человека: – это, прежде всего, творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя, и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда, довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. Основная функция психического здоровья - это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. При этом предполагается не только возможность противостояния стрессовым ситуациям, но и способность использования стресса для самоизменения, для роста и развития. Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные и физические потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути. Каковы же критерии психического здоровья личности? 1. Понимание себя. 2. Позитивное самовосприятие. 3. Способность к самоуправлению. 4. Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками. 5. Способность к сопереживанию и принятию других. 6. Сформированность жизненных ценностей и планов. 7. Стремление к гуманистическим ценностям. 8. Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту). 9. Отсутствие заболеваний. 10. Отсутствие вредных привычек. По медицинским данным самым распространённым расстройством психического здоровья среди школьников является - невроз. Частота отклонений, в поведении обучающихся существенно увеличивается к концу года. Следует отметить, что в это время переутомление находиться на грани патологии. Распространенность неврозов увеличивается от начальных классов к старшим (у мальчиков в 2 раза, у девочек - в 3, 3 раза). Школьники, как правило, предъявляют следующие виды жалоб: 1. Усталость. 2. Сонливость в дневные часы. 3. Пассивность на уроках, тренировках, во время игр. 4. Отказ от умственного напряжения и физических нагрузок. 5. Нестойкость интересов. Нередко родители и педагоги принимают это состояние за лень, пытаются повысить требования к ребенку, но ни к чему хорошему это не приводит и перерастает в неврастению. В России, за последние годы психические расстройства среди школьников составили 32%. Учителя нередко выбирают стрессовую тактику воздействия на учеников, с криками и угрозами. В результате 2/3 выпускников школ имеют какие-либо хронические заболевания. Неврастения - повышенная физическая и психическая утомляемость, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, чрезмерная возбудимость. Провоцирующим фактором является истощение нервной системы, связанное с умственной и физической перегрузкой. Значительное влияние на состояние психического здоровья оказывает школа. Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением прогулок и продолжительности ночного сна оказывает неблагоприятное воздействие на растущий организм. Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, пребывании на воздухе. Для значительной части детей учебные программы являются избыточно сложными. По данным Института возрастной физиологии, школа является причиной до 40% всех факторов, ухудшающих условия жизни детей. Известно, что в школу приходят около 20% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс. Одна из главных причин его возникновения - проблемы с адаптацией у детей. Поступление в первый класс, переход в среднюю школу (5 класс), «профилизация» в старшей школе или переход из одной школы в другую в связи с переездом приводят к серьезным проблемам: ребенок лишается поддержки старых друзей, ему приходится привыкать к новым одноклассникам и педагогам. По данным Министерства образования и науки РФ за последние 60 лет ежемесячная учебная нагрузка увеличилась на 100%. Еще один деструктивный фактор - «школьное соревнование», следствием которого становится стремление к успеху любой ценой. Хорошо, если учеба дается ребенку легко, и он учится с интересом. Но иногда участие в таком «соревновании» дается ценою огромного напряжения сил или превращается в унизительное «вымаливание» хорошей оценки. Учащиеся нередко становятся «заложниками» таких явлений, как настроение учителя, его отношение к данному ребенку или субъективности его личных представлений о критериях оценивания. Головные боли, переутомление, бессонница - эти симптомы хронической усталости все чаще встречается у детей школьного возраста. Причины усталости у школьников лежат в несбалансированном питании, недостатке в организме ребенка витаминов и микроэлементов. Немалую роль в этом играют большие нагрузки и негативные отношения с одноклассниками или учителями. Практика современной школы показывает, что учебные нагрузки у школьников постоянно возрастают. Введение ЕГЭ также способствовало созданию стрессовой ситуации у школьников. Стресс, последствия которого могут выражаться в быстрой утомляемости, заторможенности, расстройстве сна, кошмарных сновидениях, боли в суставах и мышцах, не проходит для ребенка бесследно. Детская усталость подразделятся на физическую, интеллектуальную и эмоциональную. С физической усталостью справиться нетрудно. Иногда достаточно наладить полноценный отдых и питание ребенку, добавить умеренную физическую нагрузку, начать принимать поливитамины, и его организм придет в норму. Снять усталость и стресс поможет оздоровительный массаж, общеукрепляющая процедура, стимулирующая защитные силы организма. Вода также поможет снять напряжение и усталость у ребенка. Для этого нужно просто принять душ, ванну или умыться под струей воды.
Глава 4.
|