Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Рабочая программа курса «Биология






Рабочая программа курса «Биология. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС).

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 35 ч.(1 час в неделю). Материал курса разделен на три главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием организмов, ролью биологии в практической деятельности человека, взаимосвязью организмов и окружающей среды.

Первая глава «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» знакомит учащихся с представителями различных царств живой природы, их многообразием и значением в природе и жизни человека, взаимосвязи организмов и окружающей среды, влиянием экологических факторов на организмы и приспособленностью организмов к среде обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества» школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами условиями, в которых они обитают.

Во второй главе «Клеточное строение живых организмов» учащиеся знакомятся с устройством увеличительных приборов, клеточным строением живых организмов, особенностями химического состава живых организмов, учатся сравнивать клетки растений и животных, находить черты сходства и различия, используя методы биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Третья глава «Ткани живых организмов» знакомит учащихся с особенностями строения тканей растений и животных в связи с их функциями. Учатся устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей живых организмов и формирование органов и в целом организма.

Цели и задачи изучения предмета.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

Обучающие цели:

  • Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах; о строении жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов;
  • Формирование у учащихся представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
  • Развитие знаний об основных методах биологической науки;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений в растительном мире;
  • Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за растительными объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

Развивающие цели:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

Воспитательные цели:

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
  • Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
  • Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Биология. 5класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Окружающий мир». Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Окружающий мир», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую-ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности.

2.Общекультурную-опыт освоения учащимися научной картины мира.

3.Учебно-познавательную- самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно-функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза.

4.Информационную- умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

5.Коммуникативную- овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений, высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.

6.Социально-трудовую- овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения.

7.Компетенцию личностного самосовершенствования -формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

 

Общая характеристика учебного предмета.

Введение. (3часа)

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм; морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно –историческое, практическое значение живых организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды – основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека.

 

Тема1.Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12часов)

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Многообразие грибов. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Животные. Многообразие(типы, классы хордовых) животных. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия различных видов в экосистеме (паразитизм, конкуренция, симбиоз, хищничество). Основные растительные сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии.

Лабораторная работа:

1 «Разнообразие отделов растений».

Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

Тема 2. Клеточное строение живых организмов (8 часов)

Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент, Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Клетки растений. Строение животной и грибной клеток. Процесс деления клеток. Рост и развитие организмов. Многообразие клеток. Общие признаки одноклеточных организмов. Колониальные и многоклеточные организмы.

Лабораторная работа:

2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».

3 «Устройство увеличительных приборов».

4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

5 «Состав клеток растений».

6 «Строение клеток листа элодеи».

7 «Строение животной клетки».

Тема3.Ткани живых организмов (9часов)

Клетки, ткани и органы растений. Покровная, механическая, основная, проводящая, образовательная, механическая ткани, их строение и функции. Строение животных. Общие признаки соединительной ткани животных, виды этой ткани. Кровь – особая соединительная ткань, ее функции. Внутренняя среда организма. Строение и функции мышечной ткани. Эпителиальная ткань животных, ее значение в жизни животных. Нервная ткань, ее значение и обеспечение целостности организма.

Лабораторная работа:

8 «Строение покровной ткани листа».

9 «Строение соединительных тканей животных».

10 «Строение мышечных и нервной тканей животных».

Обобщающий урок по темам: «Клеточное строение живых организмов. Ткани живых организмов»

 

 

Календарно-тематическое планирование на 2015/2016 учебный год.

Учебный предмет: биология.

Класс: 5

Количество часов: в неделю 1 час; всего за год 35.

Учитель: Майко Екатерина Александровна

Планирование составлено на основе программы курса «Живой организм» для 5-6-го класса авторов Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я Колесникова // Биология в основной школе: Программы. – М.: Сфера, 2005. – 72 с.

Используемый учебник Биология. Живой организм 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 143с.ил. – (Сферы).

Данный учебник открывает линию учебно-методических комплексов «Сферы» по биологии. Издание подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и освещает вопросы разделов биологии 5–6 классов. Содержание учебника направлено на формирование первоначальных представлений о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии живых организмов и их взаимосвязи, а также на раскрытие эстетического, познавательного и практического значения живых организмов для существования человека и развития его как личности.

Главные особенности учебника — фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд. Использование электронного приложения к учебнику и других компонентов УМК позволит значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять её при решении разнообразных познавательных и практических задач и подготовке творческих работ

 

Формы и сроки контроля(2015-2016 год)

Четверть   Вид контроля I   II   III   IV   Всего за год
Контрольная работа (К./р.) Обобщающий урок          
Лабораторная работа(Л./р.)          

 

Тематическое планирование составила Майко Екатерина Александровна

Календарно-тематическое планирование на 2015/2016 год.

5 класс

(1 час в неделю, за год 35 ч.)

 

№ п/ п Дата по плану Дата фактическая Тема урока. Основное содержание. Характеристика основных видов деятельности ученика Лабораторные и практические работы Домашнее задание Примечание
Введение (3 часа)
1.     Биология — наука о живых организмах. Предмет изучения биологии. Разнооб­разие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анато­мия, физиология, экология. Эстетичес­кое, культурно-историческое, практи­ческое значение живых организмов. Определять предмет изучения био­логии. Описывать основные направления биологии и пути её развития. Объяснять значение биологии и жи­вых организмов в жизни человека   § 1 стр. 8-9 ответить на вопросы устно  
2.     Условия необходимые для жизни организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — осно­ва жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека Называть условия, необходимые для жизни организмов. Приводить примеры влияния окру­жающей природной среды на чело­века. Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере.   § 2 стр.10-11 ответить на вопросы устно    
3.     Подведение итогов   Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.   §1-2, повторить  
Теме 1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12 часов)
4.     Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере. Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств в биосфере   § 3 с.14-15 ответить на вопросы устно  
5.     Деление царств на группы. Л./р. №1 «Разнообразие отделов растений». Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их харак­теристика. Называтьтипы животных, отделы растений. Приводить примеры представите­лей разных отделов и типов. Сравниватьпредставителей разных групп растений и животных   § 4 с.16-17 ответить на вопросы устно  
  6.     Среда обитания. Экологичес­кие факторы. Среда обитания как совокупность ком­понентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности.   Называть среды жизни, их эколо­гические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологичес­ких факторов. Приводить примеры действия эко­логических факторов на живые ор­ганизмы     § 5 с.18-19 ответить на вопросы устно  
7.     Вода как среда жизни. Л./р. №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде». Гидросфера. Приспособленность орга­низмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде. Цели и задачи, организация ла­бораторной работы. Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей вод­ной среды. Наблюдать за водными организма­ми. Выделять особенности строения ор­ганизмов, обитающих в водной сре­де (на основе личных наблюдений).   §6 с.20-21 ответить на вопросы устно  
8.     Наземно-воздушная среда жизни. Особенности наземно-воздушной среда. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружаю­щей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умерен­ной влажности. Устойчивые к недос­татку влаги растения и животные.     §7 с. 22-23 ответить на вопросы устно  
  9.     Свет в жизни наземных растений и жи­вотных. Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жиз­ни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые рас­тения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика.   Приводить примеры растений и жи­вотных, по-разному приспособлен­ных к световому режиму. Наблюдать реакции живых орга­низмов на воздействие света на при­мере комнатных растений. Устанавливатьпродолжительностью светового пе­риода суток и приспособленностьюорганизмов к сезонным изменениям взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям.     §7 с. 23-25 ответить на вопросы устно  
10.     Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании. Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в поч­ве. Роль животных в почвообразова­нии. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образова­нии гумуса и плодородии почв. Анализировать и сравнивать внеш­нее строение животных, обитаю­щих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нару­шения почвенного покрова. Выявлять связь между урожай­ностью сельскохозяйственных рас­тений и плодородием почв   § 8 с. 26-27 ответить на вопросы устно  
11.     Организменная среда жизни. Организменная среда жизни. Приспо­собленность растений, животных, грибов к использованию других орга­низмов для постоянного или времен­ного обитания. Паразиты среди расте­ний и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное про­живание организмов. Приводить примеры паразитичес­ких форм растений, животных, грибов, бактерий. Выделять существенные особеннос­ти организменной среды. Описывать черты приспособлен­ности организмов к паразитическо­му образу жизни, использованиюдругих организмов в качестве сре­ды обитания. Применятьинформационные ре­сурсы для подготовки сообщенияоб условиях организменной среды обитания.   § 9 с. 28-29 ответить на вопросы устно  
12.     Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе. Роль растений в сообществе. Взаимо­связь растений и животных. Расти­тельноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные жи­вотные. Животные - падальщики. Природные сообщества Республики Крым. Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. Объяснять ведущую роль растений в сообществе. Прогнозироватьпоследствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.   § 10 с.30-31 ответить на вопросы устно  
    13.     Роль животных, грибов и бактерий. Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу пита­ния. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях.     Приводить примеры грибов и бакте­рий (паразитов, сапротрофов, симби­онтов) пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере       § 11 с. 32-33 ответить на вопросы устно  
14.     Отношения организмов в сообществе. Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества. Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями. Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества.   § 12 с.34-35, ответить на вопросы устно, подготовка к К./р.№1  
15.     Обобщающий. К./р.№1 Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни. Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Прогнозироватьпоследствия нарушения взаимосвязей в живой природе.      
Тема 2. Клеточное строение живых организмов(8 часов)
16.     Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) доказательство родства и единства живой природы. Называтьувеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов. Формулироватьположения клеточной теории   § 13 с. 38-39ответить на вопросы устно  
17.     Устройство увеличительных приборов. Л./р. №3 «Устройство увеличительных приборов». Л./р. №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Называть части лупы и микроскопа. Описывать этапы и правила работы с микроскопом. Применятьприобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Находитьдополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении   § 14 с.40-41ответить на вопросы устно  
18.     «Состав и строение клеток». Л./р. №5 Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Называтьорганические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма. Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.   § 15 с.42-43ответить на вопросы устно  
19.     Строение бактериальной клетки. Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе. Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра. Устанавливатьвзаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека   §16 с. 44-45ответить на вопросы устно  
20.     Строение растительной, животной и грибной клеток. Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы   §17 с. 46-47ответить на вопросы устно  
21.     Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы. Л./р. №6 «Строение клеток листа элодеи». Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдатьправила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием   § 17 с. 46-47ответить на вопросы устно  
22.     Образование новых клеток. Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма. Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма   § 18 с. 48-49ответить на вопросы устно  
23.     Одноклеточные организмы. Л./р №7 «Строение животной клетки». Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Цели и задачи, организация лабораторной работы Определять общие черты одноклеточных организмов. Приводить примеры одноклеточных организмов. Применять практические умения в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием   § 19 с. 50-51ответить на вопросы устно  
24.     Колониальные и многоклеточные организмы. Признаки колониальных и многоклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе колониальных и многоклеточных растений и животных. Определять основные признаки колониальных и многоклеточных организмов. Приводить примеры колониальных и многоклеточных организмов. Различать их.   § 20 с. 52-54 ответить на вопросы устно, подготовиться к к/р № 2  
25.     Обобщающий. К./р.№2 Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение клетки». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Называть составляющие светового микроскопа, состав и строение клеток растений, животных, грибов, вирусов. Сравниватьклетки различных живых организмов между собой, находить общее и различное.      
Тема3. Ткани живых организмов (9 часов)
26.     Покровные ткани растений и животных. Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей (Урок-исследование). Распознаватьпокровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных   § 21 с. 56-57ответить на вопросы устно  
27.     Строение покровной ткани листа. Л./р №8 «Строение покров ной ткани листа». Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование вы-водов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями. Применять умения работать с микроскопом. Готовитьмикропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила об-ращения с лабораторным оборудованием   § 21 с. 56-57ответить на вопросы устно  
28.     Механические и проводящие ткани растений. Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции. Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями   § 22 с. 60-61ответить на вопросы устно  
29.     Основные и образовательные ткани растений. Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Наблюдать и определять основные иобразовательные ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием   §23 с. 62-63 ответить на вопросы устно  
30.     Соединительные ткани животных. Л./р. № 9 «Строение соединительных тканей животных». Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливатьвзаимосвязь строения и функций тканей. Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма. Проводить лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.   § 24с. 64-65 ответить на вопросы устно  
31.     Мышечная и нервная ткани животных. Л./р.№10 «Строение мышечных и нервной тканей животных». Строение и функции клеток поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани. Цели и задачи, организация лабораторной работы Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием   § 25 с. 66-67 ответить на вопросы устно, подготовка к К./р.№2  
32.     Обобщающий. К./р.№3 Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Определять клетки ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки и ткани. Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями      
33.     Обобщающий. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни. Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Прогнозироватьпоследствия нарушения взаимосвязей в живой природе.      
34.     Итоговый контроль. Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Выявлятьособенности химического состава живых организмов. Называть органоиды клеток. Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями. Объяснятьроль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности. Устанавливатьчерты приспособленности организмов к обитанию в различных средах. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах. Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций.   Повторить  
35.     Летние задания. Заключительный        
                         

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал