Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. Рабочая программа курса «Биология
Рабочая программа курса «Биология. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС).
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 35 ч.(1 час в неделю). Материал курса разделен на три главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием организмов, ролью биологии в практической деятельности человека, взаимосвязью организмов и окружающей среды.
Первая глава «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» знакомит учащихся с представителями различных царств живой природы, их многообразием и значением в природе и жизни человека, взаимосвязи организмов и окружающей среды, влиянием экологических факторов на организмы и приспособленностью организмов к среде обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества» школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами условиями, в которых они обитают.
Во второй главе «Клеточное строение живых организмов» учащиеся знакомятся с устройством увеличительных приборов, клеточным строением живых организмов, особенностями химического состава живых организмов, учатся сравнивать клетки растений и животных, находить черты сходства и различия, используя методы биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Третья глава «Ткани живых организмов» знакомит учащихся с особенностями строения тканей растений и животных в связи с их функциями. Учатся устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей живых организмов и формирование органов и в целом организма.
Цели и задачи изучения предмета.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
Обучающие цели:
- Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах; о строении жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов;
- Формирование у учащихся представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
- Развитие знаний об основных методах биологической науки;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений в растительном мире;
- Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за растительными объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
Развивающие цели:
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные цели:
- Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
- Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
- Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Биология. 5класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Окружающий мир». Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Окружающий мир», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:
1.Ценностно-смысловую-ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности.
2.Общекультурную-опыт освоения учащимися научной картины мира.
3.Учебно-познавательную- самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно-функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза.
4.Информационную- умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
5.Коммуникативную- овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений, высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.
6.Социально-трудовую- овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения.
7.Компетенцию личностного самосовершенствования -формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Общая характеристика учебного предмета.
Введение. (3часа)
Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм; морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно –историческое, практическое значение живых организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды – основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека.
Тема1.Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12часов)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Многообразие грибов. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Животные. Многообразие(типы, классы хордовых) животных. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия различных видов в экосистеме (паразитизм, конкуренция, симбиоз, хищничество). Основные растительные сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии.
Лабораторная работа:
1 «Разнообразие отделов растений».
Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».
Тема 2. Клеточное строение живых организмов (8 часов)
Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент, Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Клетки растений. Строение животной и грибной клеток. Процесс деления клеток. Рост и развитие организмов. Многообразие клеток. Общие признаки одноклеточных организмов. Колониальные и многоклеточные организмы.
Лабораторная работа:
2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».
3 «Устройство увеличительных приборов».
4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».
5 «Состав клеток растений».
6 «Строение клеток листа элодеи».
7 «Строение животной клетки».
Тема3.Ткани живых организмов (9часов)
Клетки, ткани и органы растений. Покровная, механическая, основная, проводящая, образовательная, механическая ткани, их строение и функции. Строение животных. Общие признаки соединительной ткани животных, виды этой ткани. Кровь – особая соединительная ткань, ее функции. Внутренняя среда организма. Строение и функции мышечной ткани. Эпителиальная ткань животных, ее значение в жизни животных. Нервная ткань, ее значение и обеспечение целостности организма.
Лабораторная работа:
8 «Строение покровной ткани листа».
9 «Строение соединительных тканей животных».
10 «Строение мышечных и нервной тканей животных».
Обобщающий урок по темам: «Клеточное строение живых организмов. Ткани живых организмов»
Календарно-тематическое планирование на 2015/2016 учебный год.
Учебный предмет: биология.
Класс: 5
Количество часов: в неделю 1 час; всего за год 35.
Учитель: Майко Екатерина Александровна
Планирование составлено на основе программы курса «Живой организм» для 5-6-го класса авторов Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я Колесникова // Биология в основной школе: Программы. – М.: Сфера, 2005. – 72 с.
Используемый учебник Биология. Живой организм 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 143с.ил. – (Сферы).
Данный учебник открывает линию учебно-методических комплексов «Сферы» по биологии. Издание подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и освещает вопросы разделов биологии 5–6 классов. Содержание учебника направлено на формирование первоначальных представлений о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии живых организмов и их взаимосвязи, а также на раскрытие эстетического, познавательного и практического значения живых организмов для существования человека и развития его как личности.
Главные особенности учебника — фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд. Использование электронного приложения к учебнику и других компонентов УМК позволит значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять её при решении разнообразных познавательных и практических задач и подготовке творческих работ
Формы и сроки контроля(2015-2016 год)
Четверть
Вид контроля
| I
| II
| III
| IV
|
Всего за год
| Контрольная работа (К./р.) Обобщающий урок
|
|
|
|
|
| Лабораторная работа(Л./р.)
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование составила Майко Екатерина Александровна
Календарно-тематическое планирование на 2015/2016 год.
5 класс
(1 час в неделю, за год 35 ч.)
№
п/
п
| Дата по плану
| Дата фактическая
| Тема урока. Основное содержание.
| Характеристика основных видов деятельности ученика
| Лабораторные и практические работы
| Домашнее задание
| Примечание
| Введение (3 часа)
| 1.
|
|
| Биология — наука о живых организмах.
Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов.
| Определять предмет изучения биологии.
Описывать основные направления биологии и пути её развития.
Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека
| | § 1 стр. 8-9 ответить на вопросы устно
| | 2.
|
| | Условия необходимые для жизни организмов.
Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека
| Называть условия, необходимые для жизни организмов.
Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека.
Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы
Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере.
| | § 2 стр.10-11 ответить на вопросы устно
| | 3.
|
|
| Подведение итогов
| Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период.
Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
|
| §1-2, повторить
|
| Теме 1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12 часов)
| 4.
|
|
| Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов
Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере.
| Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.
Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.
Описывать роль представителей разных царств
в биосфере
| | § 3 с.14-15 ответить на вопросы устно
| | 5.
|
| | Деление царств на группы.
Л./р. №1 «Разнообразие отделов растений».
Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика.
| Называтьтипы животных, отделы растений.
Приводить примеры представителей разных отделов и типов.
Сравниватьпредставителей разных групп растений и животных
| | § 4 с.16-17
ответить на вопросы устно
| |
6.
|
| | Среда обитания. Экологические факторы.
Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности.
|
Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни.
Характеризовать виды экологических факторов.
Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы
| |
§ 5 с.18-19
ответить на вопросы устно
| | 7.
|
| | Вода как среда жизни.
Л./р. №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».
Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Называть основные абиотические факторы водной среды обитания.
Приводить примеры обитателей водной среды.
Наблюдать за водными организмами.
Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений).
|
| §6 с.20-21 ответить на вопросы устно
| | 8.
|
| | Наземно-воздушная среда жизни.
Особенности наземно-воздушной среда. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные.
| | | §7 с. 22-23
ответить на вопросы устно
| |
9.
|
| | Свет в жизни наземных растений и животных.
Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика.
|
Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму.
Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений.
Устанавливатьпродолжительностью светового периода суток и приспособленностьюорганизмов к сезонным изменениям взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям.
| |
§7 с. 23-25 ответить на вопросы устно
| | 10.
|
| | Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании.
Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв.
| Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве.
Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия.
Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова.
Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв
| | § 8 с. 26-27
ответить на вопросы устно
| | 11.
|
| | Организменная среда жизни.
Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов.
| Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий.
Выделять существенные особенности организменной среды.
Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованиюдругих организмов в качестве среды обитания.
Применятьинформационные ресурсы для подготовки сообщенияоб условиях организменной среды обитания.
| | § 9 с. 28-29 ответить на вопросы устно
| | 12.
|
| | Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе.
Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные.
Животные - падальщики. Природные сообщества Республики Крым.
| Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.
Объяснять ведущую роль растений в сообществе.
Прогнозироватьпоследствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.
| | § 10 с.30-31 ответить на вопросы устно
| |
13.
|
| | Роль животных, грибов и бактерий.
Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях.
|
Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей.
Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях.
Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере
| |
§ 11 с. 32-33 ответить на вопросы устно
| | 14.
|
| | Отношения организмов в сообществе.
Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества.
| Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.
Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.
Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества.
| | § 12 с.34-35, ответить на вопросы устно, подготовка к
К./р.№1
| | 15.
|
| | Обобщающий. К./р.№1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
| Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы.
Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни.
Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе.
Прогнозироватьпоследствия нарушения взаимосвязей в живой природе.
|
| | | Тема 2. Клеточное строение живых организмов(8 часов)
| 16.
|
| | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.
Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) доказательство родства и единства живой природы.
| Называтьувеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения.
Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.
Формулироватьположения клеточной теории
|
| § 13 с. 38-39ответить на вопросы устно
| | 17.
|
| | Устройство увеличительных приборов.
Л./р. №3 «Устройство увеличительных приборов».
Л./р. №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».
Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Называть части лупы и микроскопа.
Описывать этапы и правила работы с микроскопом.
Применятьприобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.
Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Находитьдополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении
| | § 14 с.40-41ответить на вопросы устно
| | 18.
|
| | «Состав и строение клеток». Л./р. №5
Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Называтьорганические и минеральные вещества, основные компоненты клетки.
Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки.
Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма.
Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений».
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
|
| § 15 с.42-43ответить на вопросы устно
| | 19.
|
| | Строение бактериальной клетки.
Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе.
| Называть компоненты бактериальной клетки.
Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра.
Устанавливатьвзаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека
| | §16 с. 44-45ответить на вопросы устно
| | 20.
|
| | Строение растительной, животной и грибной клеток.
Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток
| Называть органоиды клеток эукариот.
Сравнивать клетки растений, животных, грибов.
Делать выводы о причинах сходства и различия.
Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы
|
| §17 с. 46-47ответить на вопросы устно
| | 21.
|
| | Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы.
Л./р. №6 «Строение клеток листа элодеи».
Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдатьправила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
|
| § 17 с. 46-47ответить на вопросы устно
| | 22.
|
| | Образование новых клеток.
Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма.
| Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления.
Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма
|
| § 18 с. 48-49ответить на вопросы устно
| | 23.
|
| | Одноклеточные организмы.
Л./р №7 «Строение животной клетки».
Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности.
Цели и задачи, организация лабораторной работы
| Определять общие черты одноклеточных организмов.
Приводить примеры одноклеточных организмов.
Применять практические умения в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
|
| § 19 с. 50-51ответить на вопросы устно
|
| 24.
|
| | Колониальные и многоклеточные организмы.
Признаки колониальных и многоклеточных организмов.
Строение, среда обитания, значение в природе колониальных и многоклеточных растений и животных.
| Определять основные признаки колониальных и многоклеточных организмов.
Приводить примеры колониальных и многоклеточных организмов. Различать их.
|
| § 20 с. 52-54 ответить на вопросы устно, подготовиться к к/р № 2
| | 25.
|
| | Обобщающий. К./р.№2
Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение клетки». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
| Называть составляющие светового микроскопа, состав и строение клеток растений, животных, грибов, вирусов.
Сравниватьклетки различных живых организмов между собой, находить общее и различное.
|
|
| | Тема3. Ткани живых организмов (9 часов)
| 26.
|
| | Покровные ткани растений и животных.
Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей (Урок-исследование).
| Распознаватьпокровные ткани растений и животных.
Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.
Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.
Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных
|
| § 21 с. 56-57ответить на вопросы устно
|
| 27.
|
| | Строение покровной ткани листа.
Л./р №8 «Строение покров
ной ткани листа».
Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование вы-водов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица).
Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями.
Применять умения работать с микроскопом.
Готовитьмикропрепараты в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила об-ращения с лабораторным оборудованием
|
| § 21 с. 56-57ответить на вопросы устно
|
| 28.
|
| | Механические и проводящие ткани растений.
Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции.
| Приводить примеры механических и проводящих тканей растений.
Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями
|
| § 22 с. 60-61ответить на вопросы устно
|
| 29.
|
| | Основные и образовательные ткани растений.
Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры.
Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями.
Наблюдать и определять основные иобразовательные ткани в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
|
| §23 с. 62-63
ответить на вопросы устно
|
| 30.
|
| | Соединительные ткани животных.
Л./р. № 9 «Строение соединительных тканей животных».
Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Называть и описывать соединительные ткани животных.
Устанавливатьвзаимосвязь строения и функций тканей.
Определять разные виды тканей на микропрепаратах.
Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма.
Проводить лабораторную работу.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
|
| § 24с. 64-65 ответить на вопросы устно
|
| 31.
|
| | Мышечная и нервная ткани животных.
Л./р.№10 «Строение мышечных и нервной тканей животных».
Строение и функции клеток поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани.
Цели и задачи, организация лабораторной работы
| Описывать и сравнивать строение мышечных тканей.
Определять особенности строения клеток нервной ткани.
Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.
Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
|
| § 25 с. 66-67
ответить на вопросы устно,
подготовка к
К./р.№2
|
| 32.
|
| | Обобщающий. К./р.№3
Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
| Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей.
Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей.
Определять клетки ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации.
Классифицировать клетки и ткани.
Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями
|
|
|
| 33.
|
| | Обобщающий. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».
Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
| Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы.
Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни.
Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе.
Прогнозироватьпоследствия нарушения взаимосвязей в живой природе.
|
|
|
| 34.
|
| | Итоговый контроль.
Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
| Выявлятьособенности химического состава живых организмов.
Называть органоиды клеток.
Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями.
Объяснятьроль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности.
Устанавливатьчерты приспособленности организмов к обитанию в различных средах.
Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах.
Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций.
|
| Повторить
|
| 35.
| | | Летние задания. Заключительный
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | |
|