Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современный период в России
В настоящее время основные промышленные месторождения алмазов России сосредоточены в трех крупных территориально разобщенных алмазоносных регионах: • республике Саха (Якутия) – 82.4 % запасов и 99, 7 % добычи; • Архангельской области – 17, 5 % запасов; • Пермской области – 0, 1 5 запасов и 0, 3 % добычи. Алмазно-бриллиантовый комплекс представляет собой межотраслевую производственно-торговую структуру, включающую добычу алмазов, их обработку для получения бриллиантов и технических алмазов (гранильная и ювелирная промышленность) и реализацию конечного продукта (преимущественно оптовым покупателям или на выставках-аукционах). Система управления алмазно-бриллиантовым комплексом представляет собой особую многоуровневую функционально взаимосвязанную структуру отраслей: геологоразведка, непосредственно добыча сырья, его переработка и производство ювелирных изделий, торговая сеть (рисунок 2).
Рис. 2. Состав и структура алмазно-бриллиантового комплекса (составлено автором)
Алмазно-бриллиантовый комплекс России состоит из предприятий алмазодобывающей, алмазообрабатывающей и торговой отраслей. Первая подсистема – алмазодобывающая, представлена АК «АЛРОСА» (ЗАО), ОАО «АЛРОСА-Нюрба», и рядом небольших предприятий, получивших лицензии на геологическую разведку и добычу алмазов в некоторых регионах Европейского Севера России (Архангельская и Мурманская области, республика Карелия и др.) (рисунок 3.). Рис. 3. Добыча алмазов в России основными алмазодобывающими компаниями в 2011 г., млн. кар. (Пивченков В. Ю.)
Вторая подсистема – алмазообрабатывающая, включает предприятия по производству бриллиантов и алмазных инструментов. Число первых постоянно изменяется: практически ежемесячно появляются новые, и по разным причинам прекращают деятельность старые. На момент написания работы их несколько десятков, и подавляющее большинство – частные предприятия с участием иностранного капитала, в основном израильского и бельгийского. Сохранились и государственные предприятия – смоленское и алтайское объединения «Кристалл». Третья подсистема – торговая. Здесь особое место принадлежит Государственному унитарному предприятию «Алмазювелирэкспорт», занимающемуся продажей алмазов. В 1998 г. образована Алмазная палата России, главное назначение которой организация вторичного рынка необработанных алмазов в форме биржевой торговли. Управление комплексом предопределяется межотраслевыми производственно-торговыми связями. Поскольку существующий алмазно-бриллиантовый комплекс имеет стратегическое значение для экономической безопасности страны, то основным условием развития является повышения его конкурентоспособности. Формирование условий, способствующих повышению эффективности функционирования и развития комплекса, обуславливает необходимость разработки моделей, связанных с построением интеграционных стратегий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности алмазодобывающих компаний. Это крайне сложная задача, поскольку рассматриваемые отрасли различаются по условиям рентабельного ведения бизнеса: − товарная структура добываемых алмазов чаще всего не соответствует условиям рентабельного ведения гранильного бизнеса; − товарная структура производимых на ней бриллиантов чаще всего не соответствует товарной структуре производимых ювелирных изделий с бриллиантами. Распределение добавочной стоимости осуществляется неравномерно между всеми отраслями, что свидетельствует о неэффективном использовании ресурсных возможностей на всех уровнях производственно-управленческой иерархии [13]. Самым уязвимым звеном для любых изменений рыночной конъюнктуры является сектор обработки алмазного сырья. С низким уровнем рентабельности при покупке алмазных наборов и дефицитом оборотных средств компании обрабатывающего комплекса несут высокие производственные и финансовые риски. Этим объясняется и низкий инвестиционный потенциал гранильного бизнеса, и интенсивная конкуренция в данном секторе. С позиции повышения эффективности алмазно-бриллиантового комплекса, перспективными направлениями развития являются: 1. Кластеризация алмазно-бриллиантового комплекса, выявляющая конкурентные преимущества территориальной организации комплекса и интегральную конкурентоспособность регионального кластера; 2. Разработка стратегии «ассиметричного прорыва», направленная на извлечение конкурентных преимуществ из фокусирования на технологических этапах с высокой добавленной стоимостью. Особенность алмазно-бриллиантового комплекса состоит в том, что он является важной составляющей экономического потенциала России, так как алмазы принадлежат к одним из ведущих стратегических полезных ископаемых нашей страны, служат источником крупных валютных поступлений в бюджет. Однако Россия на алмазно-бриллиантовом рынке может претендовать на более весомое место. Так, основная часть прогнозных ресурсов страны (около 65%) приходится на приполярные районы Западной Якутии c неразвитой инфраструктурой; из них на районы действующих алмазодобывающих предприятий приходится не более 10%. Около 20% ресурсов располагается в Архангельской области и только 10% – в промышленно развитых районах европейской части России. Кроме того, Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам алмазов, которые существенно превосходят суммарные разведанные запасы всех остальных стран мира, вместе взятых. Почти все российские разведанные запасы находятся в полярных районах Якутии и Европейского Севера, практически лишённых промышленной инфраструктуры, и характеризуются сложными горнотехническими условиями эксплуатации. Это создает большие трудности для их освоения и существенно снижает его экономическую эффективность. Государственным балансом учтено 49 месторождений алмазов. Главные месторождения России, в которых заключена основная часть разведанных запасов алмазов, расположены в Республике Саха (Якутия) (рисунок 4).
Рис. 4. Распределение балансовых запасов алмазов по алмазоносным районам России, % (Пивченков В. Ю.)
В развитии алмазодобывающей отрасли существует ряд проблем. Во-первых, себестоимость добываемых алмазов высока, в первую очередь из-за того, что практически все месторождения расположены в необжитых приполярных районах с крайне суровым климатом. Во-вторых, значительная часть оставшихся разведанных запасов (до 45%) находится на глубоких горизонтах давно эксплуатирующихся трубок «Удачная», «Мир», «Интернациональная», «Айхал». Алмазно-бриллиантовый комплекс России много теряет от того, что поставляет на рынок необработанные алмазы, а не продает сертифицированные бриллианты и бриллианты в ювелирных изделиях. Импортерами российских алмазов являются государства ЕС (58% по массе и 78% по стоимости), Израиль (19% и 12%), ОАЭ (12% и 3%), остальные - 11% по массе и 7% по стоимости. Кроме того, следует учесть, что в настоящее время конкуренция на мировом алмазно-бриллиантовом рынке перешла на новый виток и идет на уровне вертикально-интегрированных отношений, что обеспечивает повышения эффективности использования существующей минерально-сырьевой базы и значительно расширяет возможности увеличения объемов производства. Подтверждением может являться то, что ТНК «De Beers» является лидером поставок сырых алмазов в мире (более 40%), включает участников нескольких вертикально-интегрированных структур, захвативших значительную долю рынка. Как мы уже отмечали, крупнейшей алмазодобывающей компанией в России является АК «АЛРОСА». Ее продукция в физическом объеме мирового алмазного рынка впервые превысила 30 %. Повышение эффективности использования существующей минерально-сырьевой базы достигается разработкой и внедрением в компанию инновационных технологий добычи и обогащения руды, значительно расширяющих возможности отработки запасов более глубоких горизонтов открытым и подземным способами и вовлечению в эксплуатацию более бедных россыпных и техногенных месторождений. В соответствии со стратегическим направлением развития компании, основной объем инвестиций, свыше 70%, направляется на создание новых и поддержание действующих мощностей основного производства. В первую очередь, это капитальные вложения в реализацию программы перехода на подземный способ добычи алмазов. Однако стратегия развития производства бриллиантов и ювелирных изделий должно иметь постоянную государственную поддержку в виде совершенствования налоговой, кредитной, таможенной и инвестиционной политики таким образом, чтобы позволить осуществлять максимальную глубокую переработку добываемого минерального сырья, создавать наибольшую добавленную стоимость к алмазам, драгоценным камням и драгоценным металлам, иметь дополнительные источники налоговых поступлений в бюджет территории, обеспечивать трудовую занятость местного населения. Такой подход создаст для отечественного производителя реальный шанс выжить в конкуренции на мировом рынке, позволит расширить рыночную среду для самой компании «АЛРОСА», способствуя оздоровлению ее финансово-экономического состояния, что позволит вывести отечественный алмазно-бриллиантовый комплекс из кризиса. Для успешного решения проблем развития алмазно-бриллиантового комплекса считается необходимым: формировать и совершенствовать рыночные механизмы в области переработки драгоценных камней и металлов; стимулировать приток инвестиций в алмазообрабатывающую и ювелирную отрасли промышленности, с использованием мирового опыта государственного протекционизма, для предприятий, осуществляющих переработку драгоценных камней и драгоценных металлов на территории Российской Федерации; развивать организационно-экономические механизмы стимулирования разработок и содействовать внедрению новых технологий и оборудования, создавать высокотехнологичные отрасли промышленности с использованием технических алмазов и отходов гранильного производства (нанотехнологии). Проведенные исследования специалистами АК «АЛРОСА» позволяют сделать вывод, что «импульсом» дальнейшего развития ювелирной промышленности должны стать следующие направления: рост экономики России в целом, по всем отраслям, и как следствие – повышение уровня жизни и качества жизни граждан; предопределяющий рост внутреннего потребления. Это обусловит повышение качества и ассортимента отечественной ювелирной продукции. Отметим что, традиционная любовь россиян к ювелирным украшениям, рост уровня доходов населения и особое доверие людей к российскому производителю должны в ближайшем будущем привести к увеличению потребления ювелирных украшений с бриллиантами. Обеспечение эффективного функционирования и развития алмазно-бриллиантового комплекса возможно на основе новых принципов организационно-экономического управления, включая регулирующую роль государства. Зарубежный опыт показывает, что развитие национальной ювелирной промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Принятая «Концепция развития АБК» является серьезным этапом реформирования комплекса. В основном, была создана рыночная инфраструктура с учетом специфики субъектов; сохранен государственный контроль над работой ключевых субъектов комплекса через долю государственного участия. В числе реализованных мер, наибольшее значение имеют следующие: − сохранены традиционные рынки сбыта продукции АБК, а российские субъекты АБК закрепили свое положение на внешнем и внутреннем рынках; − смягчен налоговый пресс на гранильные и ювелирные предприятия за счет снижения тех налогов, в базу для исчисления которых включалась стоимость алмазов, бриллиантов и драгоценных металлов, находящихся в переработке; − отменен акциз на ювелирные изделия, составлявший 30% их стоимости; − разрешен беспошлинный ввоз на территорию РФ природных необработанных алмазов; исключен налог на добавленную стоимость алмазного сырья при ввозе его на территорию РФ, при вывозе с ее территории, а также при реализации на внутреннем рынке. В настоящее время требуется создание и реализация новых направлений развития комплекса, учитывающие текущие изменения в экономике страны и на мировом алмазно-бриллиантовом рынке. Становится очевидным факт, что сдерживающими факторами развития алмазно-бриллиантового комплекса являются: − неконкурентоспособность комплекса из-за более высокой себестоимости продукции, вызванная действующими налогами, таможенными пошлинами (таблица 6), кредитными ставками и устаревшими требованиями нормативных документов; Таблица 6.
|