Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неденежные факторы инфляции.
Инфляция издержек вызывается следующими неденежными факторами: -Падение роста производительности труда, снижение объемов производства. Такое явление наблюдалось в России уже в 1993г. В других промышленных странах, в том числе и США, аналогичные процессы оказали заметную роль в ухудшении общих объемов воспроизводства, вызванных как циклическими, так и структурными кризисами. -Доминирующие темпы роста сферы услуг по сравнению с отраслями материального производства. Опережающий рост сферы услуг в странах Запада в 60-70-х годах повлек за собой рост удельного веса заработной платы работникам этой сферы услуг в общих издержках производства. В то же время рост производительности труда по сравнению с отраслями материального производства в сфере услуг оказался более низким, ввиду чего цены на услуги в 1, 5- 2раза превысили рост цен на остальные товары. -Кризис энергоносителей, вызванный ростом цен на нефть и другие энергоресурсы в 70-х годах. В результате среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран поднялся с 1, 5 (60-е годы) до 12%, а темпы роста потребительских цен стали систематически обгонять темпы роста внутреннего национального продукта, что и привело к росту инфляции. -Спираль «зарплата- цены», возникающая в результате борьбы трудящихся с крупными компаниями за повышение зарплаты. Запрещение им снижать зарплату в связи с падением уровня производительности труда носит характер «пирровой победы», поскольку компании- монополисты тут же повышают цены на производимые ими товары, компенсируя потери на рост зарплаты. -Лидерство в ценах, выражающееся в том, что крупные компании в установлении цен на свою продукцию ориентируются на компании- лидеры, выступающие на территориальных рынках или в отраслях в качестве «законодателей цен» на ту или иную продукцию. Возможен и другой вариант финансовой политики- жестких бюджетных ограничений. Произойдет спад производства, который с течением времени может свести инфляцию к нулю. Тогда издержки могут вырасти до высокого уровня. В этом случае инфляция в ее классическом выражении проходит две фазы: -дезинфляцию, т.е. замедление темпа инфляции, когда наступает еще большая неопределенность ценности денег, чем в самом начале инфляции, когда имеются более четкие критерии обесценивания денег (например, зная, что через месяц деньги обесценятся на 15%, население начинает усиленно закупать товары первой необходимости; при дезинфляции такие покупки делать впрок опасно, так как цена через месяц может замедлиться и даже снизиться); -дефляцию- повышение ценности или покупательной силы денег, которая выражается в общем снижении уровня цен; сдерживание роста денежной массы в обращении и объема предоставляемых кредитов. В качестве инструмента дефляции используются: повышение налогового обложения в целях увеличения доходов государства и сокращения покупательной способности населения; уменьшение расходов на социальные мероприятия; замораживание заработной платы; продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке; повышение банковских учетных ставок, норм обязательных резервов банка; лимитирование кредитов и другие средства.
|