Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы биоиндикацииСтр 1 из 28Следующая ⇒
Л.Н. Сунцова, Е.М. Иншаков
Утверждено редакционно-издательским советом в качестве учебного пособия для магистров направления подготовки 250100.68 «Лесное дело» очной формы обучения
Красноярск 2014 Сунцова, Л.Н. Основы биоиндикации: учебное пособие для магистров направления подготовки 250100.68 «Лесное дело» очной формы обучения /Л.Н. Сунцова, Е.М. Иншаков. – Красноярск: СибГТУ, 2014. – 88 с.
Рецензенты: канд. с.- х. наук, доцент О.А. Бекетова (Крас ГАУ); канд. биол. наук, доцент О.П. Ковылина (научно-методический совет СибГТУ).
В учебном пособии рассмотрены принципы и методы биологической индикации и мониторинга изменений состояния окружающей среды, вызванных антропогенными воздействиями; современные перспективные методы биомониторинга, биоиндикации и биотестирования. Даны основные понятия биомониторинга и биоиндикации; обозначены основные области применения биоиндикаторов.
ã Л.Н.Сунцова, Е.М. Иншаков, 2014 ã ФГБОУВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2014 Содержание
Введение. 4 Экологический мониторинг. 6 1. Мониторинг, осуществляемый по территориальному принципу. 7 2. Мониторинг, осуществляемый по различным методам ведения. 9 3. Мониторинг, осуществляемый по объектам наблюдения. 16 4. Единая государственная система экологического мониторинга. 17 Биоиндикация и биологический мониторинг. 27 1. Общие вопросы биоиндикации и биомониторинга. 27 1.1. Биомониторинг. 28 1.2. Биоиндикация. 29 1.3. Формы биоиндикации. 34 1.4. Биоиндикаторы.. 35 1.5. «Контроль» в биоиндикации. 37 2. Биоиндикация на разных уровнях организации живого. 38 2.1. Клеточный и субклеточный уровни. 38 2.2. Организменный уровень. 41 2.3. Примеры биоиндикации на организменном уровне. 43 2.4. Примеры биоиндикации на популяционно-видовом уровне. 48 2.5. Примеры биоиндикации на биоценотическом уровне. 52 2.6. Примеры биоиндикации на экосистемном уровне. 54 2.7. Биоиндикация на уровне биосферы.. 55 3. Биоиндикация в различных средах. 56 3.1. Биоиндикация в водной среде. 57 З.3. Биоиндикация в почве. 61 3.4. Биоиндикация в наземно-воздушной среде с помощью растений (фитоиндикация) 65 4. Принципы экономических расчетов в биоиндикации. 80 Контрольные задания. 82 Пример тестовых заданий для промежуточного контроля знаний. 82 Примерный перечень вопросов к зачету. 84 Библиографический список. 86 Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов. 87
Учебное пособие для студентов составлено в соответствии с программой курса «Основы биоиндикации». Дисциплина «Основы биоиндикации» относится к профессиональному циклу, вариативной части. Пособие преследует цель формирования целостного системного представления о современных принципах и методах биологической индикации и мониторинга изменений состояния окружающей среды, вызванных антропогенными воздействиями; перспективных методах биотестирования. В результате изучения дисциплины студенты познакомятся с основными понятиями биомониторинга и биоиндикации; основными областями применения биоиндикаторов; современными методами биомониторинга, биоиндикации и биотестирования, их ролью в решении теоретических и прикладных вопросов оценки качества среды, охраны природы и рационального природопользования. Пособие оснащено контрольными вопросами для самоподготовки. Учебное пособие предназначено для магистров направления подготовки 250100 «Лесное дело» очной формы обучения. В результате освоения дисциплины «Основы биоиндикации» у студентов формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): ОК-1: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ОК-2: способность к самостоятельному обучению новым методам исследования; ОК-6: способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; ПК-2: способность выполнять оценку влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбо-, экосистемы, на их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие, на средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции лесов; ПК-4: способность разрабатывать и реализовывать мероприятия по сохранению биологического разнообразия лесных и урбо-, экосистем, повышению их потенциала с учетом глобального экологического значения и иных природных свойств лесов; ПК-12: готовность к управлению лесами в области их использования, охраны, защиты и воспроизводства; ПК-21: готовность к получению новых знаний о лесных объектах, способность проводить прикладные исследования в области лесного и лесопаркового хозяйства; ПК-22: способность изучать и анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовность использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах; ПК-23: способность анализировать состояние и динамику показателей качества объектов деятельности (естественных лесных участков, лесных и декоративных питомников, лесных плантаций, лесопарков, искусственных лесных насаждений, лесных гидромелиоративных систем) отдельных уполномоченных организаций и учреждений с использованием необходимых методов и средств исследований; ПК-25: способность интерпретировать и представлять результаты научных исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений, готовность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований; ПК-33: готовность к преподаванию специальных предметов и дисциплин в образовательных учреждениях Российской Федерации.
|