Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель и формы слова в Древней Руси.
В Древней Руси практика устного публичного выступления не была широко распространена, и произведения ораторского искусства были рассчитаны прежде всего на чтение и обдумывание, на копирование и распространение, хотя известно, что мастера слова - и Иларион в Киевской Софии, и Кирилл Туровской, и Серапион Владимирский - обращали свое слово к слушателям. Характеризуя литературу эпохи " Слова о полку Игореве", Д. С. Лихачев отмечает как важнейшую ее особенность то, что литература мыслится " прежде всего как общение людей между собой, как укрепление единомыслия, как проповедь идей единства. Одной из форм этого общения становится переписка, другой - устное, прочитанное слово, обращенное к многочисленным слушателям, третьей - обращение к потомкам <...> Во всех случаях это общение коллективное" (Лихачев Д. С. Литература эпохи " Слова о полку Игореве" // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 21). Важнейшая и ответственнейшая цель слова в Древней Руси - объединение разрозненных мест и людей в целостный " русский ми-р". Это задача гармонизации, задача единения. Она и определяет пафос слова и формирует образ его автора - " печальника Русской земли", взволнованного " нестроениями века своего", положившего своей жизненной обязанностью способствовать их исправлению. Это задача нравственная. Таково, например, " золотое слово" Святослава в " Слове о полку Игореве": " Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное..." (Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 381). Мысль о совершенстве и красоте родной земли рождает у автора и боль, и восхищение. Потому речь о ней выражает то х в а л у, то горе. Церемониальные формы народного творчества, слово и плач, взаимодействуют с традиционными византийскими риторическими жанрами, одним из которых, и весьма развитым, был панегирик, торжественное хвалебное слово. Величайший панегирик древнерусской культуры - " Слово о полку Игореве" - представляет собой речь, произведение ораторского искусства, " как бы плач и славу всей Русской земле в ее огромных пределах и в ее глубокой исторической перспективе", как говорит Д. С. Лихачев в том же сочинении (с. 19). Формы славы и плача переплетаются и в " Слове о погибели Русской земли", и в " Повести об убиении Андрея Боголюбского". Плачи, " жалости", " слова печальные" отмечают период татаро-монгольского нашествия и сменяются похвальными словами, возрождением формы торжественного панегирика (хвалы) в первой половине XV в.
|