Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Огнепальный Аввакум.
Для истории риторики на Руси в XVII в., пожалуй, наибольший интерес представляют обращенные к народу " Слова", " Послания", " Беседы" протопопа Аввакума - главы раскола, " неистового", " огнепального" Аввакума. Его сочинения (более 80), по словам Горького, - " непревзойденный образец пламенной и страстной речи борца". Стиль Аввакума, причины оригинальности и яркости его речи исследуются в работе В. В. Виноградова " О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума" (Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980). Ученый приходит к выводу, что основное свойство стиля Аввакума - то, что " в нем торжественно-книжные слова окружаются реалистически-повседневным ореолом". Поэтика устного народного сказа, торжественность церковного красноречия, язык церковно-славянский во взаимодействии с " подлым", " мужицким", диалог, каламбур - все подчинено основной задаче - сильному, непосредственному, живому воздействию на собеседника-читателя. В. В. Виноградов считает, что Аввакум - " величайший писатель XVII в., имя которого должно стоять в области истории русского словесно-художественного творчества и речевой культуры наравне с именами Ломоносова,. Державина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, быть может, и Горького" (Виноградов В. В. О языке художественной прозы. С. 320). Приведем в качестве примера небольшой фрагмент из " Жития" Аввакума: наглядно иллюстрирующий особенности его стиля. А человек, суете который уподобится, дни его, Яко тень, проходят; скачет, яко козел; раздувается, яко пузырь; гневается, яко рысь; съесть хощет, яко змия; ржет зря на чужую красу, яко жребя; лукавствует, яко бес; насыщался довольно, без правила спит; Бога не молит; отлагает покаяние на старость и потом исчезает... Западноевропейское влияние, опосредованное культурой католической Польши, привносится литературной деятельностью Симеона Полоцкого. В начале XVII в. появляются русские риторики: в 1617-1619 гг. составляет первую риторику вологодский епископ М а к а р и й, пишет риторику и Симеон Полоцкий, и Иоанникий Голятовский - ректор Киево-Могилянской академии. Анализу русских риторик XVII-XVIII вв. посвящены книги В. П. Вомперского " Риторики в России XVII и XVIII вв." (М., 1988) и " Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей" (М., 1970). Риторические взгляды М. В. Ломоносова, некоторых других русских риторов и судьбу риторики в России мы рассматривали в предыдущих разделах книги. Риторические труды других отечественных авторов, как XVII в., так и XIX- XX вв., вы можете найти в специальных хрестоматиях: " Русская риторика", автор-составитель Л. К. Граудина (М., 1996); В. И. А н н у ш к и н. История русской риторики. Хрестоматия (М., 1998).
|