Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Менеджмента процессов ЖЦПСтр 1 из 4Следующая ⇒
Менеджмента процессов жизненного цикла продукции Модель ЖЦП и задачи руководства в области менеджмента процессов ЖЦП
Деятельность в области качества, согласно основной концепции международных стандартов ISO 9000, должна охватывать весь жизненный цикл продукции, составляющий определенную последовательность взаимосвязанных процессов, начиная с маркетинговых исследований и оканчивая утилизацией продукции (рис. 6.1), и была направлена на выполнение при этом обязательного набора требований к системе менеджмента качества.
Рис. 6.3. Модель жизненного цикла продукции (1-12 – процессы). НИОКР– научно –исследовательские и опытно конструкторские разработки. Согласно концепции менеджмента качества, отраженной в восьми принципах, организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции. Со стороны руководства управление процессами жизненного цикла продукции направлено, согласно ISO 9000–2000, на то, чтобы обеспечить: а) проектирование последовательных и взаимодействующих процессов для эффективного достижения желаемых результатов; б) четкое определение и управление входами процессов, их реализацией и выходами на основе стандарта на документацию, являющуюся свидетельством того, что процессы ЖЦП и произведенная продукция соответствуют требованиям; в) мониторинг входов и выходов для верификации того, что отдельные процессы взаимосвязаны и выполняются результативно и эффективно; г) определение и менеджмент рисков, а также использование возможностей для улучшения деятельности; д) проведение анализа данных, способствующих постоянному улучшению процессов; е) определение руководителей процессов и наделение их полнотой ответственности и полномочиями; ж) потребности и ожидания заинтересованных сторон. Как следуют из материалов главы 6, рис. 6.3 жизненный цикл продукции представляется «жесткой» последовательностью 12 процессов (петля качества или модель Ситтига), начиная от маркетинга и заканчивая оценкой утилизации продукции. Выделенная последовательность процессов рассматривается как основной бизнес– процесс или бизнес-процесс выпуска продукции. Бизнес–процесс – логический последовательно взаимосвязанный набор процессов (мероприятий), который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдается результат потребителю. Как следует из ГОСТ Р ISO 9001–2001 основными функциями менеджмент процессов являются: планирование, управление с целью стабилизации качества в процессе изготовления продукции, обеспечение качества как комплекс мероприятий, направленный на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены и, наконец, улучшение качества как непрерывная деятельность направленная на минимизацию дефектов и сохранение качества по процессам ЖЦП. Модель, отражающая связь между функциями менеджмента и процессами жизненного цикла продукции, приведена на рис. 6.2. В выполнении функции планирование, управление, обеспечение и улучшение качества проявляется последовательность и непрерывность осуществления. Ниже рассмотрим особенности функций менеджмента и выделим те требования, которые должны быть разработаны для сертификации системы менеджмента качества. Рис. 6.2. Функции менеджмента качества в приложении к процессам ЖЦП Планирование процессов жизненного цикла продукции Планированию процессов ЖЦП предшествует планирование качества продукции, которым и определяются основные характеристики продукции в наибольшей степени удовлетворяющие требованиям потребителей. Кроме того, планирование процессов ЖЦП должно быть согласовано со вспомогательными процессами и с требованиями к другим процессам системы менеджмента качества. Основным документом планирования процессов ЖЦП является оперативный план, включающий: – политику и цели в области качества и требования к продукции; – требования к входу и выходу (например, спецификации и ресурсы); – виды деятельности внутри процессов; – анализ процесса, в том числе его надежность; – верификацию и валидацию и изменение процессов и продукции; – определение, оценку и уменьшение рисков; – корректирующие и предупреждающие действия; – возможности и действия по улучшению процессов; – управление изменениями, относящимися к процессам и продукции. Дадим краткую характеристику основным положениям планирования процессов ЖЦП. 1. По каждому процессу необходимо определить и зарегистрировать входы для процесса с целью обеспечения основы формулирования требований, которые будут применяться при верификации и валидации выходов. По отношению к организации входы могут быть внутренними и внешними. Организации рекомендуется идентифицировать важные или критические характеристики продукции и процессов с целью разработки результативного и эффективного управления и мониторинга деятельности в ходе процессов. Выходы процессав целях верификации следует документировать и проводить оценку относительно требований к входу и критериям приемки. На основе такой оценки устанавливаются необходимые корректирующие и предупреждающие мероприятия или потенциальные возможности повышения результативности и эффективности процесса. Пример выхода процессов проектирования и разработки: – спецификации на продукцию, в том числе и критерии приемки; – спецификации на процессы; – спецификации на материалы; – спецификации на испытания; – требования к подготовке кадров и др. Анализ характеристик процесса проводится для того, чтобы убедиться, что процесс ведется согласно регламенту и носит периодический характер. Примеры тем для такого анализа: – безотказность и повторяемость процесса; – идентификация и предупреждение потенциального несоответствия; – согласованность входов и выходов с запланированными целями и др. 2. Процессы и продукция должны периодически подвергаться проверки для их валидации (подтверждения из соотвествия) или для установления изменений. Валидация продукции должна демонстрировать её способность удовлетворять потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон, а относительно процессов она должна подтверждать их способность достигать запланированных результатов. Этот вид доказательности основывается на использовании информации, получаемой при моделировании и тестировании процессов, при проведении натурных экспериментов. Для валидации процессов организация должна разработать ряд конкретных решений, например таких как: – определение критериев для анализа и утверждения процессов; – утверждение соответствующего оборудования и квалификации персонала; – применение конкретных методов и процедур; – требования к информации и ее достоверности; – повторную валидацию. 3. Процессы способны случайным образом изменять свое состояние, например, происходит случайный «отказ», а продукция – свойства, последствия которых вызывает существенные несоответствия (дефекты) продукции требованиям. Случайные события, которые приводят к снижению качества функционирования процессов и качества продукции рассматривают как риски. Осуществлением валидации процессов и качества продукции создается информационная основа или база данных для определения и оценки рисков как вероятности возникновения несоответствий. Примеры средств оценки рисков: – анализ характера и последствий отказа; – анализ дерева отказов; – диаграммы зависимости; – методы моделирования, прогноз безотказности.
|