Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менеджмента процессов ЖЦП






Менеджмента процессов жизненного цикла продукции

Модель ЖЦП и задачи руководства в области

менеджмента процессов ЖЦП

 

Деятельность в области качества, согласно основной концепции международных стандартов ISO 9000, должна охватывать весь жизненный цикл продукции, составляющий определенную последовательность взаимосвязанных процессов, начиная с маркетинговых исследований и оканчивая утилизацией продукции (рис. 6.1), и была направлена на выполнение при этом обязательного набора требований к системе менеджмента качества.

 

 

 


Рис. 6.3. Модель жизненного цикла продукции (1-12 – процессы).

НИОКР– научно –исследовательские и опытно конструкторские разработки.

Согласно концепции менеджмента качества, отраженной в восьми принципах, организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции. Со стороны руководства управление процессами жизненного цикла продукции направлено, согласно ISO 9000–2000, на то, чтобы обеспечить:

а) проектирование последовательных и взаимодействующих процессов для эффективного достижения желаемых результатов;

б) четкое определение и управление входами процессов, их реализацией и выходами на основе стандарта на документацию, являющуюся свидетельством того, что процессы ЖЦП и произведенная продукция соответствуют требованиям;

в) мониторинг входов и выходов для верификации того, что отдельные процессы взаимосвязаны и выполняются результативно и эффективно;

г) определение и менеджмент рисков, а также использование возможностей для улучшения деятельности;

д) проведение анализа данных, способствующих постоянному улучшению процессов;

е) определение руководителей процессов и наделение их полнотой ответственности и

полномочиями;

ж) потребности и ожидания заинтересованных сторон.

Как следуют из материалов главы 6, рис. 6.3 жизненный цикл продукции представляется «жесткой» последовательностью 12 процессов (петля качества или модель Ситтига), начиная от маркетинга и заканчивая оценкой утилизации продукции. Выделенная последовательность процессов рассматривается как основной бизнес– процесс или бизнес-процесс выпуска продукции. Бизнес–процесс – логический последовательно взаимосвязанный набор процессов (мероприятий), который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдается результат потребителю.

Как следует из ГОСТ Р ISO 9001–2001 основными функциями менеджмент процессов являются: планирование, управление с целью стабилизации качества в процессе изготовления продукции, обеспечение качества как комплекс мероприятий, направленный на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены и, наконец, улучшение качества как непрерывная деятельность направленная на минимизацию дефектов и сохранение качества по процессам ЖЦП. Модель, отражающая связь между функциями менеджмента и процессами жизненного цикла продукции, приведена на рис. 6.2. В выполнении функции планирование, управление, обеспечение и улучшение качества проявляется последовательность и непрерывность осуществления.

Ниже рассмотрим особенности функций менеджмента и выделим те требования, которые должны быть разработаны для сертификации системы менеджмента качества.

 
 


Рис. 6.2. Функции менеджмента качества в приложении к процессам ЖЦП

Планирование процессов жизненного цикла продукции

Планированию процессов ЖЦП предшествует планирование качества продукции, которым и определяются основные характеристики продукции в наибольшей степени удовлетворяющие требованиям потребителей. Кроме того, планирование процессов ЖЦП должно быть согласовано со вспомогательными процессами и с требованиями к другим процессам системы менеджмента качества. Основным документом планирования процессов ЖЦП является оперативный план, включающий:

– политику и цели в области качества и требования к продукции;

– требования к входу и выходу (например, спецификации и ресурсы);

– виды деятельности внутри процессов;

– анализ процесса, в том числе его надежность;

– верификацию и валидацию и изменение процессов и продукции;

– определение, оценку и уменьшение рисков;

– корректирующие и предупреждающие действия;

– возможности и действия по улучшению процессов;

– управление изменениями, относящимися к процессам и продукции.

Дадим краткую характеристику основным положениям планирования процессов ЖЦП.

1. По каждому процессу необходимо определить и зарегистрировать входы для процесса с целью обеспечения основы формулирования требований, которые будут применяться при верификации и валидации выходов. По отношению к организации входы могут быть внутренними и внешними. Организации рекомендуется идентифицировать важные или критические характеристики продукции и процессов с целью разработки результативного и эффективного управления и мониторинга деятельности в ходе процессов.

Выходы процессав целях верификации следует документировать и проводить оценку относительно требований к входу и критериям приемки. На основе такой оценки устанавливаются необходимые корректирующие и предупреждающие мероприятия или потенциальные возможности повышения результативности и эффективности процесса.

Пример выхода процессов проектирования и разработки:

– спецификации на продукцию, в том числе и критерии приемки;

– спецификации на процессы;

– спецификации на материалы;

– спецификации на испытания;

– требования к подготовке кадров и др.

Анализ характеристик процесса проводится для того, чтобы убедиться, что процесс ведется согласно регламенту и носит периодический характер. Примеры тем для такого анализа:

– безотказность и повторяемость процесса;

– идентификация и предупреждение потенциального несоответствия;

– согласованность входов и выходов с запланированными целями и др.

2. Процессы и продукция должны периодически подвергаться проверки для их валидации (подтверждения из соотвествия) или для установления изменений. Валидация продукции должна демонстрировать её способность удовлетворять потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон, а относительно процессов она должна подтверждать их способность достигать запланированных результатов. Этот вид доказательности основывается на использовании информации, получаемой при моделировании и тестировании процессов, при проведении натурных экспериментов. Для валидации процессов организация должна разработать ряд конкретных решений, например таких как:

– определение критериев для анализа и утверждения процессов;

– утверждение соответствующего оборудования и квалификации персонала;

– применение конкретных методов и процедур;

– требования к информации и ее достоверности;

– повторную валидацию.

3. Процессы способны случайным образом изменять свое состояние, например, происходит случайный «отказ», а продукция – свойства, последствия которых вызывает существенные несоответствия (дефекты) продукции требованиям. Случайные события, которые приводят к снижению качества функционирования процессов и качества продукции рассматривают как риски. Осуществлением валидации процессов и качества продукции создается информационная основа или база данных для определения и оценки рисков как вероятности возникновения несоответствий.

Примеры средств оценки рисков:

– анализ характера и последствий отказа;

– анализ дерева отказов;

– диаграммы зависимости;

– методы моделирования, прогноз безотказности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал