Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования у детей основ пожарной безопасности






Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технологизацией жилища. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан нашей планеты – маленьких детей, которые по своим физиологическим особенностям не могут самостоятельно определить меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка.

Изучив психолого-педагогическую, методическую литературу, практические пособия, мы выявили, что трудами многих ученых и практиков созданы предпосылки для разработки средств и методов защиты детей от опасностей. П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности [5. Аралина, Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности / Н.А. Аралина. - Москва, 2007 – 250 с.].

Задача образовательных учреждений - разъяснять, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре, и т.д. - требует пересмотра содержания обучения, поиска более эффективных педагогических средств, методов и форм, чтобы новыми, нетрадиционными средствами осуществлять актуализацию ранее усвоенных знаний. Еще одной проблемой является тот факт, что огонь, являясь экстремальным фактором воздействия на современного человека, характеризуется не только силой и продолжительностью, но и неожиданностью и непривычностью проявления, фактором, к которому человек, тем более ребенок, не адаптирован и не готов действовать в его условиях [9. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000.- № 8. - С. 13-16.].

Главным направлением в борьбе с пожарами является их профилактика. Задачами профилактической работы с детьми в области пожарной безопасности являются:

1. Знакомство с пожарной опасностью и безопасностью.

2. Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности.

3. Выработка навыков осторожного обращения с огнем.

4. Формирование знаний, умений и навыков правильных действий в случае возникновения пожара [17. Цвилюк, Г.Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей / Г.Е. Цвилик. - М.: Просвещение, 1994. – 141 с.].

Анализ причин возникновения пожаров показывает, что у детей недостаточно сформированы представления о пожарной безопасности, ослаблен контроль со стороны взрослых за поведением детей и организацией их досуга. Дети зачастую не знают, как можно противодействовать опасности, в чрезвычайной ситуации часто теряются и не всегда могут действовать осознанно, так как у них недостаточно знаний и умений и совершенно нет навыков - умений, доведенных до автоматизма, реализуемого без непосредственного участия сознания [21. Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт-Петербург.2008.]. Необходимо организовать процесс обучения так, чтобы воспитанник мог применять полученные знания в жизни.

Работать с детьми дошкольного возраста по формированию основ пожаробезопасного поведения могут как воспитатели, родители так и представители противопожарной службы той местности, где находится конкретное учреждение.

Все усилия педагогов и родителей необходимо направить на формирование у детей дошкольного возраста чувства опасности огня, привитие навыков безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.

Выбор форм, методов, приемов работы с детьми зависит от профессионализма педагогов, от возраста детей, их индивидуальных особенностей и возможностей.

В основе воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста должны лежать следующие принципы:

• Принцип системности. Работу с детьми и их родителями необходимо проводить весь учебный год при гибком распределении содержания в течение дня, согласно перспективному или тематическому плану.

• Принцип возрастной адресованности. Содержание работы должно соответствовать возрасту детей, их психофизиологическим особенностям и выстраиваться в определенной последовательности.

• Принцип интеграции. Материалы учебного пособия могут включаться в содержание основных программ, которые реализуются в ДОУ области. Предлагаемое содержание должно органично интегрироваться в целостный педагогический процесс. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной, познавательной деятельности и отдельных режимных моментов.

• Принцип взаимодействия специалистов ДОУ. Тематические и календарные планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы так, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы [18. Чадин, А. Преподавание курса ОБЖ. Общие вопросы методики / А.Чадин //Основы безопасности жизнедеятельности. - 1999. - № 1. - С. 37-41].

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказ воспитателя, использование художественного слова, рассматривание наглядно-иллюстративного материала и многое другое. Для закрепления знаний, полученных детьми, можно организовать экскурсию в ближайшую пожарную часть. Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадывают загадки, знакомят их с пословицами, читают им стихотворения, рассказы.

Знания детей о правилах противопожарной безопасности расширит и усугубит использование в ходе бесед и рассказов наглядно-иллюстративного материала: диафильмов, набор картинок и фотографий с изображением пожарных во время тушения пожара.

В дошкольном учреждении не рекомендуется проводить игры, а также давать практические советы, задания, связанные с использованием спичечных коробков и спичек. Недопустимо использовать спички в качестве счётного материала [19. Чтобы не было беды: Детям об огне и пожаре / Сост. Д.Б. Игуменова, И.Г. Иванников. - М.: Стройиздат, 1992. – 198 с.].

Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье, только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.

В работе педагогов с детьми по пожарной безопасности необходимо использовать разнообразные методы и приемы: чтение художественной литературы, беседы, рассказы, посещение выставок, просмотр видеофильмов, придуманные и изготовленные взрослыми и детьми сюжетно-дидактические игры и самостоятельные сюжетно-ролевые, связанные по тематике с деятельностью пожарных: «Пожарные на учении», «Пожарная часть», «Пожар на улице» и т. д. Наиболее эффективным приемом является обсуждение жизненных ситуаций.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, педагогу необходимо комплексно руководить ее формированием.

Основным источником, питающим игру, является реальный опыт и самые разнообразные знания об окружающем, в нашем случае о противопожарной безопасности.

Дошкольники получают информацию не только в детском саду от воспитателя, но и через просмотр телепередач, наблюдение ситуаций, увиденных на улице, связанных с пожарами, из рассказов взрослых. И все увиденное они стремятся перенести в игру. Но знания, приобретенные на занятиях, оказывают более сильное влияние на развитие игры [20. Шарова, О.Е. Пожарное дело и ясли / О.Е. Шарова // Дошкольная педагогика. – 2003. - №3. – С. 25-29.].

Тематика игр может быть разнообразной: «Пожарные на учении», «Школа пожарных», «Пожарная часть», «Музей пожарного дела», «Кошкин дом», «Спичка-невеличка» и др.

Основой спортивных праздников и развлечений также являются игры во всех разновидностях: театрализованные, драматизация, спортивные, дидактические, игры-упражнения и т.д., которые позволяют в занимательной форме освоить, закрепить знания детей о противопожарной безопасности и применить их на практике в разных видах деятельности [22. Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей / Т.А. Шорыгина. - М.: Прометей, 2002. – 131 с.].

Таким образом, пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров [11. Назарова, Т., Шаповаленко, В. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» и проблема экстремальных ситуаций / Т. Назарова, В. Шаповаленко // Педагогика. - 1995. - № 6. - С. 18-22.]. Знание правил пожарной безопасности необходимо формировать, начиная с раннего детства. Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие формы работы по данной проблеме:

- ознакомление с правилами пожарной безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений;

- использование публикаций в периодической печати;

-проведение творческой игры «Мы пожарные»;

- организация тематических конкурсов детских рисунков «огонь-друг, огонь-враг» и др.;

- использование тематических альбомов и плакатов «Малышам о пожарной безопасности»;

- встречи с интересными людьми профессии «пожарный»;

- экскурсии в музей и пожарную часть;

- просмотр диафильмов и видеофильмов по данной теме;

- и гры-драмматизации

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал