Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция экономического рационализма.






Микроэкономика опирается на следующие фундаментальные предпосылки:


 

 

экономический атомизм, который означает акцентирование на поведении экономических субъектов, принимающих и реализующих свои решения в процессе экономической деятельности;

экономический рационализм, который предполагает оценку экономическими агентами своих выгод и затрат в процессе принятия экономических решений, что дает возможность выбрать наиболее эффективные действия, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Ранее отмечалось, что предметом изучения микроэкономики является экономическое поведение хозяйствующих субъектов на микроуровне. Следует уточнить, что имеется в виду поведение, приносящее наилучшие результаты при наименьших затратах, т.е. рациональное экономическое поведение. Решения, которые в заданных условиях приносят наилучшие результаты, называются эффективными. В сфере хозяйственной деятельности из набора (или алгоритма) эффективных решений по поводу производства, распределения, обмена и потребления складывается рациональное экономическое поведение, как потребителей, так и производителей разных видов продукции. Заметим, что в экономической теории понятия «рациональность» и «эффективность» очень близки: рациональное поведение или решение приводит к наиболее эффективному результату. Смысл рациональности — стремление к оптимизации, достижению наилучшего результата, максимально возможной выгоде при определенных затратах.

Поведение действующих в единой хозяйственной системе субъектов экономики взаимообусловлено. И хотя данная обусловленность носит многофакторный характер, главенствующую роль играет цена. От цен на блага зависит спрос на них, а от цен на ресурсы — факторные доходы. Определяя уровень доходов и затрат участников рынка, цены выступают побудительными сигналами изменения поведения и становятся регулято­рами рыночной системы в целом. Поэтому вопрос о том, как формируются и почему изменяются рыночные цены, является центральным в микроэкономическом анализе. Микроэкономика изучает движение индивидуальных цен и сложную систему связей, именуемую рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности и цены, формирования объемов выпуска и потребления конкретных благ, исследует состояние отдельных рынков и распределение ресурсов между альтернативными целями.

Полное представление о механизме ценообразования и его роли в национальном хозяйстве можно получить только на основе моделей общего экономического равновесия. Тем не менее в дидактических целях изучение микроэкономики начинается с построения моделей поведения отдельных экономических субъектов и частичного равновесия. Решающую роль в функционировании рынка играют цены. Наиболее видный представитель неоконсерватизма Милтон Фридмен назвал механизм цен «нервной системой» рыночной экономики и выделил три функции цен:

· информационную,

· стимулирующую и

· распределительную.

Информационная функция связана с тем, что цены несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефиците или избытке ресурсов. Это чрезвычайно важно для координации экономической активности (впервые эту функцию отметил в 1945 г. Ф. Хайек).

Стимулирующая функция состоит в стимулировании людей к использованию имеющихся ресурсов с применением наиболее экономичных способов производства для получения наиболее высоко оцениваемых рынком результатов.


 

Наконец, распределительная функция показывает, что и сколько получает тот или иной экономический субъект. Все три функции тесно взаимосвязаны, и попытки подавить одну из них негативно сказываются на других.

Рациональная деятельность человека преобразует окружающую среду в соответствии с его потребностями, наилучшим образом (наиболее эффективно) обеспечивает соединение факторов производства. В результате увеличиваются возможности людей в использовании ресурсов, а следовательно, удовлетворяются их растущие потребности в различных благах. Рациональное, преобразующее, созидательное поведение человека лежит в основе модели «человека экономического» («homo economicus»).

Анализ экономического поведения людей в рамках модели «homo economicus» отталкивается от постулата о рациональном поведении человека, т.е. о стремлении индивидуума получить максимальный результат при определенных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Рациональный человек в состоянии ранжировать собственные предпочтения, он стремится к достижению личной цели внутренне непротиворечивым способом. При удовлетворении своих субъективных интересов люди всегда оказываются перед необходимостью выбора одного из альтернативных способов использования ограниченных экономических благ.

Таким образом, концепция рациональности человека держится на предпосылке о том, что в свободном конкурентном обществе, в конце концов, выигрывает тот, кто ведет себя рационально, а в проигрыше остаются те, кто не придерживается ра­ционального поведения.

Различают полную, ограниченную и органическую рациональность.

Полная рациональность (как теоретическое допущение) означает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Описанный выше «человек экономический» соответствует именно предпосылке о полной рациональности. Данная гипотеза осно­вывалась на достаточно сильных допущениях абстрактного характера, поэтому в экономической науке с середины 1950-х гг. стали разрабатываться и иные поведенческие концепции.

Ограниченная рациональность, по мнению американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике Герберта Саймона, отражает невозможность использовать при принятии хозяйственных решений всю полноту информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также небезграничности познавательных способностей человека.

Ограниченная рациональность означает, что человек стремится к достижению наилучшего варианта, но не располагает при этом достаточной информацией. Другими словами, рационального поведения недостаточно, поскольку получение и обработка информации ограничены вычислительными и познавательными способностями человека. Чаще всего решения принимаются на основе опыта, интуиции, при этом размер чистого выигрыша (т.е. разница между общими выгодами и общими издержками принятого решения) оказывается меньше.

В условиях ограниченной рациональности человек уже не столько максимизирует полезность (доход, богатство, наслаждение), сколько занимается поиском первого доступного ему уровня удовлетворения. В этом случае при исследовании экономического поведения в центре внимания оказывается сама процедура поиска удовлетворительного результата. Так, продажа товара по более низкой, чем у конкурента, цене может не при­вести к росту общего объема продаж, особенно таких товаров, доля которых в общих потребительских расходах невелика. Казалось бы, это противоречит поведению «человека экономического»: покупать больше товаров, когда их цена снижается. Но ведь речь идет об ограниченной рациональности. Повседневный опыт, на основе которого действуют потребители, подсказывает им, что дешевые товары повседневного спроса отличаются низким качеством. Описанная ситуация возможна именно в том случае, когда товары мало знакомы потребителю, покупатель не располагает полной информацией о них, а достижение всей полноты знаний о новых товарах сопряжено с чрезвычайно высокими или, как говорят экономисты, запретительными затратами. «Ограниченно рациональный» субъект удовлетворится прежними объемами покупок определенного товара и не будет тратить время и усилия на выяснение всех особенностей потребительских качеств новых товаров с более низкими ценами.

В случае органической рациональности (сторонники концепции — американские экономисты Л. Алчиан, Р. Нельсон, С. Уинтер, австрийский экономист Ф. Хайек) особое внимание уделяется соблюдению человеком формальных и неформальных правил поведения. Рациональность выбора может ограничиваться либо юридическими запретами («но газонам не ходить!»), либо традициями: в цивилизованных странах выбрасывать окурки из автомобиля при остановке на светофоре не принято, а иногда и наказуемо. Гипотеза органической рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными (например, моральными) правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого общества. Ф. Хайек подчеркивал, что люди преодолели уровень дикарей благодаря моральным нормам и традициям, а не интеллекту и «расчетливому разуму». Люди под страхом возможного наказания или общественного осуждения поступают рационально, даже если не стремятся сознательно рационализировать свое поведение.

На этом уровне рациональности учитывается группа факторов, связанных не только со стремлением человека к получению материальных благ, но и с другими мотивами экономического поведения — нематериальными стимулами (духовные потребности, удовлетворенность самим трудом, потребность в самореализации и ощущении своей значимости). Учитывается и такой психологический стимул поведения человека, как альтруизм (бескорыстная забота о благе других).

Важной частью любой модели являются условия, или допущения, при которых модель верна и работает. В частности, для рационального экономического поведения обязательны:

· обладание полной (всей) информацией о рынке;

· способность правильно обработать или расшифровать информацию (например, сделать верные вычисления, прогнозы);

· свобода выбора и принятия решений; свобода доступа к ресурсам и беспрепятственность их перемещения.

Идеальные условия располагают к принятию лучшего, наиболее эффективного решения, т.е. обеспечивают полную рациональность, поэтому модель рационального экономического поведения считается идеальной. Она действует в лабораторных условиях «чистого эксперимента», свободных от множественных помех далеко не идеальных условий реальной жизни, искажающих рациональное поведение [4, c. 9-15].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал