Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методологические принципы теории потребления
Термин «полезность» был введен английским философом И.Бентамом. «Под принципом пользы, — писал он, — понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе которой идет дело, или, говоря то же самое Другими словами, содействовать или препятствовать этому счастью»[1, С. 2]. Согласно Бентаму, максимизация полезности и является руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличить удовольствия или счастье. Полезность – это удовлетворение, которое человек получает от потребления определенного количества блага [2, с. 26]. В основе теории потребления лежат следующие принципы: · принцип свободы выбора и суверенитета потребителя. Означает возможность потребителя влиять на объем и структуру производства посредством формирования спроса на конкретные товары и услуги. · принцип рационального поведения человека в экономике. Каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, т.е. знает, что ему нравится больше, что меньше. Из всей товарной массы он выбирает наиболее предпочтительный товар или их набор, а также определенный набор этого выбора. При заданных ценах и доходах потребитель стремиться распределить свои денежные средства так, чтобы получить максимум полезности. · принцип редкости Ограничение фиксированной величины производства того или иного товара. В результате цена попадает в полную зависимость от спроса, а спрос увязывается с субъективными оценками блага потребителями. · принцип полезности Полезность объявлена целью потребления и рассматривается, как свойство экономических благ удовлетворять потребности. Различают общую и предельную полезность. Общая - полезность всего набора благ в совокупности. Предельная – полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага. · принцип убывания предельной полезности в потреблении (законы Госсена) Правила рационального поведения человека, стремящегося извлечь максимальную полезность из своей хозяйственной деятельности. 1 закон: (имеет 2 части) 1) В одном акте потребления полезность последующей единицы блага убывает; 2) при повторяющемся акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении. 2 закон: чтобы получить максимальную полезность от потребления определенного набора благ за конкретный период времени необходимо каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. · принцип дохода потребителя Он позволяет преобразовать потребности в спрос, т.е. придать им денежную форму. Сформулирован Энгелем. При низком доходе потребители расходуют его на приобретение предметов первой необходимости, а по мере роста доходов растет потребление предметов роскоши. · принцип излишка потребителя Потребитель, появляясь на рынке, покупает определенное количество необходимого ему товара по конкретной цене. Полезность всех приобретённых единиц товара, кроме последней, больше той цены, которую покупатель за нее платит. Отсюда следует, что потребитель, произведя покупку, оказывается в выигрыше, обусловленном превышением полезности приобретенной единицы товара над ценой. Таким образом, полезность имеет сугубо личностный, субъективный характер. Чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и наборов. Известны 2 основных подхода к решению этой проблемы - количественный и порядковый.
|