Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование рынка земли в Республике Беларусь
В Советском Союзе, в состав которого входила Беларусь, все земли были национализированы и стали исключительно собственностью государства. Обретение республикой независимости в начале 1990-х гг. и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость подготовки законодательных основ для становления частного сектора в экономике, в том числе и в сфере земельных отношений. Так, в июне 1993 г. был принят Закон «О праве собственности на землю», в ноябре 1998 г. — Кодекс Республики Беларусь о земле. Таким образом было положено начало созданию нормативно-правовой базы для формирования рынка земли. Впервые за многие десятилетия была признана правомерность существования частной собственности на землю и разработан правовой механизм ее функционирования [2, с. 277]. На 1 января 2010 г. сельскохозяйственная освоенность земель Беларуси составляет около 44 %, а распаханность – более 27%, что в 3 раза превышает среднемировые показатели и показатель по СНГ и свидетельствует о довольно высокой степени антропогенной освоенности земельного фонда страны. Кроме того, в республике более высокая обеспеченность сельскохозяйственными землями в расчёте на одного жителя, в том числе и пахотными (соответственно 0, 92 и 0, 56 га), что превышает в 1, 5 в 2 раза аналогичные показатели в странах Европы[5]. Кроме того, в этот фонд входят земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, курортных зон и иного несельскохозяйственного назначения, лесного и водного хозяйства, а также земли государственного запаса. За последние годы объем земельного фонда сельскохозяйственного назначения существенно уменьшился в связи с загрязнением земель радионуклидами в результате аварии на Чернобыльской АЭС и передачей их в состав особо охраняемых территорий. Собственность на землю в Беларуси представлена в частной и государственной формах. В частной собственности могут находиться участки, приобретаемые отдельными лицами для строительства жилых домов, дач, ведения личного подсобного или фермерского хозяйства и прочей деятельности. Условиями приватизации объектов государственной собственности и реализации инвестиционных проектов допускается частная собственность на землю для юридических лиц. Введение частной собственности на землю дало толчок развитию рыночного оборота земельных участков несельскохозяйственного назначения и становлению рынка земли как капитального актива в Беларуси. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, можно продавать, дарить, обменивать, сдавать в аренду и использовать в качестве залога для материального обеспечения своевременного возврата банковского кредита. Цена земельных участков при их купле-продаже устанавливается по договору между сторонами и формируется на рыночной основе. Кроме того, в республике применяются нормативные (устанавливаемые исходя из качества земельного участка) и льготные (для определенных категорий лиц) цены. В последние годы в Беларуси наблюдается существенный рост цен на городские и пригородные земельные участки, что свидетельствует о повышенном спросе на данном сегменте рынка земли как капитального актива. Уникальность городских земельных участков, качественные параметры их местоположения предопределяют необходимость высокой степени государственного регулирования и контроля со стороны государства в отношении процесса купли-продажи. Это находит отражение в таких мерах земельного и градостроительного регулирования, как сервитуты (предоставление права ограниченного пользования соседним участком), различные градостроительные регламенты, разрешения и обязательства. Дальнейшее развитие данного сегмента рынка связано с обеспечением гарантий прав собственности и аренды, развитием ипотечного кредитования и повышением эффективности земельного и градостроительного регулирования. Что касается земель сельскохозяйственного назначения, то, поскольку они находятся только в собственности государства, целесообразно говорить о развитии рынка услуг земли. Согласно ст. 43 и 45 Кодекса Республики Беларусь о земле, арендаторами земельных участков могут быть юридические и физические лица, граждане других государств, международные организации, а срок аренды не должен превышать 99 лет. Размер арендной платы устанавливается исходя из величины земельной ренты. В среднем по республике арендная плата за 1 га пахотных земель составляет около 21, 6 тыс. руб., а за земли с содержанием гумуса свыше 2, 2 % — от 30 до 65 тыс. руб. Для продолжения эффективного существования рынка услуг земли необходимы дальнейшее государственное правовое и экономическое регулирование земельных отношений в направлении освоения долгосрочной аренды земли, широкое внедрение рыночных операций с землей (залог, обмен земельными участками сельскохозяйственного назначения), создание инфраструктуры земельного рынка и т.д. Это требует от государства проведения долговременной научно обоснованной земельной политики, которая позволила бы вывести аграрные отношения на качественно новый, рыночный уровень. В республике существует промежуточная форма землепользования — пожизненное владение. В этом случае пожизненный владелец получает землю от собственника и фактически пользуется всеми правами собственника. В то же время он несет ответственность перед собственником за сохранность объекта собственности и может передавать участок другим лицам только на срок своей жизни. За пользование землей ее владельцы и пожизненные пользователи уплачивают земельный налог [2, с. 277 –279].
Вопросы для самопроверки 1. Назовите общие черты факторов «земля», «капитал», «труд». 2. В чем состоит особенность предложения земли как фактора производства? 3. В чем сущность чистой земельной ренты? Всегда ли при осуществлении сельскохозяйственного производства возникает чистая земельная рента? 4. Почему интересы землевладельцев и землепользователей вступают в противоречие, когда речь идет о сроках заключения арендных договоров? 5. Назовите условия, при которых возникает дифференциальная земельная рента по а) плодородию, б) местоположению. 6. От каких факторов зависит чистая земельная рента? 7. Почему кривая спроса на землю имеет нисходящий характер? 8. Назовите факторы, влияющие на цену земли при ее купле-продаже. 9. Перечислите причины, в силу которых гипотезу о неэластичности предложения земли нельзя назвать строгой.
Литература 1. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник / Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма: Инфра – М, 2010. – 576 с. 2. Бондарь, А. В. Микроэкономика: учеб. пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, H. П. Сухарева [и др.]; под ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. — 2-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с. 3. Новикова, И. В. Микроэкономика: учебник / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск: Тетра - Системс, 2010.- 448 с. 4. Тодаро, М. Экономическое развитие: Учебник / Пер. с англ. под ред. С. М. Яковлева, Л. З. Зевина. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. – 671с. 5. AgroWeb[Электронный ресурс]. − 2011. − Режим доступа: https://aw.belal.by/russian/prof/prof.htm − Дата доступа: 19.11.2011.
Семинар 12 Рынок земли (2 часа)
|