Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предпосылки теории общественнного выбора
Истоки общественного выбора можно найти в исследованиях Д. Блэка (р. 1908), работах математиков XVIII—XIX вв., интересовавшихся проблемами голосования: Ж. А. Н. Кондорсэ, Т. С. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэролла). Однако в качестве самостоятельного направления экономической науки она сформировалась только в 50—60-х гг. XX в. Теорию общественного выбора называют иногда «новой политической экономией», так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, они активно вторглись в область, традиционно считавшуюся полем деятельности политологов, юристов, социологов. Такое вмешательство получило название «экономического империализма». Критикуя государственное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений [1, с. 448]. В основу изучения теории общественного выбора положен общественный выбор, представляющий собой совокупность процессов нерыночного принятия решений по поводу производства и распределения общественных благ, который обычно осуществляется через систему политических институтов. Основными сферами анализа в теории общественного выбора считаются: избирательный процесс; деятельность депутатов; теория бюрократии; политика регулирования и конституционная экономика. В их разработке важную роль сыграли Дж. Быокенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие ученые. По аналогии с рынком совершенной конкуренции они начинают свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору.
ü Проблемы теории общественного выбора можно сформулировать в виде ряда вопросов: ü Возможно ли найти справедливое коллективное решение? ü Как «измерить» мнение отдельных избирателей? ü Почему голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявление действительных предпочтений общества? ü Как повлиять на сограждан, чтобы было принято нужное решение? ü Каковы цели общественного благосостояния? В интересах кого должно в первую очередь развиваться общество? ü Почему интересы потребителей одерживают верх в словесных спорах, но политику контролируют интересы производителей? ü Как создать коалиционное правительство? Каковы причины устойчивости коалиций? ü Как люди получают выгоду с помощью политического процесса? ü Почему закон перерождается в произвол? Как предотвратить превращение демократии в авторитарный режим? Эти вопросы показывают, что, двигаясь от простого к сложному, можно проанализировать экономическими методами различные аспекты современного политического устройства. К числу основных предпосылок теории общественного выбора относятся: § методологический индивидуализм; § концепция экономического человека; § политика как обмен. Теория общественного выбора является частным случаем теории рационального выбора, которая развивает концепцию методологического индивидуализма, заложенную в трудах Т. Гоббса, Б. Ман-девиля, А. Фергюссона, К. Менгера. Данная концепция состоит в том, что люди, действующие в политической сфере, стремятся к достижению своих личных интересов при ограничениях, накладываемых действующей системой политических институтов. Человек в рыночной экономике, отождествляя свои предпочтения с товаром, стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности, т.е. его поведение рационально. Формулировка понятия «рациональность» рассматривается не только в строгой форме (принцип максимизации), но и с учетом ограничения во времени, когда люди стремятся обеспечить определенный уровень своих потребностей и руководствуются в своей деятельности, прежде всего, экономическим принципом, сравнивая предельные выгоды и предельные издержки[2, с. 380 –383]. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т. е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений): ,
где MB — предельные выгоды (marginal benefit); МС — предельные издержки (marginal cost)[1, с. 449]. Поэтому в основе теории общественного выбора лежит концепция «экономического человека». Еще одним из методологических подходов теории общественного выбора является подход к политике как взаимовыгодному обмену, основанному на аналогии между рынком товаров и политическим рынком. На рынке люди выражают свои предпочтения в потреблении товаров в качестве покупателя, формируя спрос на товары и услуги, а потребители общественных благ выражают свои интересы как избиратели посредством механизма голосования. Голосование - это своеобразная форма учета индивидуальных предпочтений, в соответствии с которыми и осуществляется волеизъявление участников. В отличие от частного общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов, каждый из которых предлагает свою программу. Избиратели более ограничены в выборе, чем покупатели товаров на рынке, прежде всего, с точки зрения информации, которой они располагают. Участниками политического процесса являются также политики и государственные служащие (администраторы, чиновники, бюрократия). Политики определяют цели развития и средства их достижения, пытаются добиться одобрения сформулированных ими программ и в случае поддержки ищут пути реализации своих программ. Политики - это своего рода предприниматели; однако они заинтересованы в спросе на их продукцию не со стороны покупателей, а со стороны избирателей; в их деятельности действует не принцип самоокупаемости, а необходимость переизбрания; максимизируют они не прибыль, а престиж. Образуется политико-экономический кругооборот, аналогичный кругообороту товаров и услуг, где вместо домашних хозяйств и фирм участвуют избиратели и политики, а вместо рынков товаров и ресурсов используются политический рынок и рынок общественных благ (рис. 14.1).
Эта модель может быть усложнена включением в нее бюрократов (рис. 14.2). Термин «бюрократия» используется в веберов-ском смысле слова - как обозначение рациональной деятельности профессиональных государственных служащих.
Таким образом, основная проблема общественного выбора - это проблема рационального поведения избирателей, и заключается в том, что с позиции отдельного индивида нерационально осуществлять значительные старания с целью извлечения информации, способствующей более рациональному общественному выбору. Распространение системных методов исследования сопровождается развитием экономико-математического моделирования. В теории общественного выбора доминируют статистические и эконометрические методы, основанные, прежде всего, на позитивизме. Наиболее широкое развитие получили такие эконометрические приемы, как модели структурных уравнений, анализ временных рядов и нелинейной оценки [2, с. 383 -386].
|