Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественный выбор в условиях прямой демократии






История развития человечества сопровождалась формиро­ванием различных типов политических систем.

На одном из полюсов находится абсолютная монархия, не предполагающая наличия какого-либо выбора у населения. Во главе общества стоит монарх (царь, король, император), чья должность не является выборной, а передается по наследству. Абсолютный монарх осуществляет общественный выбор по своему усмотрению, и, следовательно, степень удовлетворения интересов общества целиком зависит от его желаний.

На втором полюсе находится прямая (абсолютная) демо­кратия политическое устройство общества, при котором все решения принимаются путем голосования всех членов общества. Данная политическая система действительно создает наилучшие условия для общественного выбора, так как каждый человек участвует в определении того, какие общественные блага следу­ет производить, из каких источников должны поступать для этого деньги и т.д. Принципы прямой демократии используют­ся, например, в работе клубов, при проведении собраний трудо­вых коллективов, партийных собраний и съездов, а в масштабе страны — в ходе референдумов, выбора депутатов, президентов.

Между двумя полюсами — прямой демократией и абсолют­ной монархией — существует множество политических систем. Современные политические системы с известной долей услов­ности можно подразделить на президентские (США, Венесуэла, Республика Беларусь), парламентские (Австрия, Великобрита­ния, Германия), смешанные (Франция, Польша, Финляндия).

Прямая демократия имеет существенный недостаток: по каждому принимаемому решению необходимо голосовать, что связано со значительными затратами для населения. К тому же голосовать по всем вопросам было бы абсурдно (представьте общенародное голосование по вопросу установки на улице N еще одного фонаря). Уменьшить затраты, связанные с голосова­нием, позволяет представительная демократия.

Представительная демократия — это политическая сис­тема, при которой население выбирает только политических руководителей государства для осуществления управления страной в интересах избирателей. Руководители представляют интересы населения, отсюда и название политической системы.

Рассмотрим в общих чертах, каким образом осуществляется общественный выбор в условиях демократии. Население принимает решения путем голосования: каждый человек, обладающий правом голоса, высказывается — он «за» или «против» по решаемому вопросу. Побеждает вариант, за который проголосовало большинство.

Избирательная процедура схожа с выбором, осуществляемым населением на рынках благ, где люди «голосуют» деньгами за товары, которые им хочется потреблять. Правда, на рынках благ нет большинства и меньшинства. Если большая часть потребителей предпочитает красные яблоки, это не мешает остальным поддерживать деньгами выращивание определенного количества желтых яблок.

При политическом голосовании воля меньшинства остается неудовлетворенной. Если, например, большинство населения проголосует за увеличение расходов на оборону, то военный бюджет будет увеличен и меньшинство, которое не хотело этого, останется в проигрыше. Возникает так называемая «диктатура большинства». Но никакого «лучшего» выхода из этой ситуации нет, поэтому общественный выбор осуществляется в интересах большинства.

Таким образом, только одна форма принятия решений соответствует оптимальности по Парето — правило единогласия, согласно которому решение принимается, только если за него проголосуют все участвующие в голосовании. В этом случае учитываются предпочтения и мнения всех членов общества.

В условиях представительной демократии создание государственного аппарата предполагает соблюдение двухэтапной процедуры:

1) население выбирает руководителей государства — главу исполнительной власти (президенталли премьер-министра) и членов парламента. Поскольку деятельность этих руководителей связана с выработкой политики, их называют политиками. Общество как бы нанимает политиков на работу, выплачивая за выполнение возложенных на них функций заработную плату;

2) выбранные руководители государства назначают государственный аппарат и следят за его работой. Все назначаемые люди называются чиновниками.

Таким образом, должности государственного аппарата делятся на выборные (политики) и назначаемые (чиновники).

Если на должность руководителя государства есть несколько претендентов, между ними возникает конкуренция. Каждый претендент предлагает свою программу — вариант организации бюджета, законов общества, внешней политики и т.д. Население выбирает того политика, программа которого имеет для людей наибольшую полезность.

Поскольку для разработки программы и осуществления предвыборной конкуренции усилий одного человека может не хватать, возникают партии — организации, которые вырабатывают программы и предлагают их обществу на выборах. По сути, деятельность партий сравнима с деятельностью фирм, которые создают блага и продают их населению. На рынке побеждает фирма, производящая благо, которое больше устраивает население, а на выборах — партия, программа которой больше импонирует избирателям.

В условиях совершенной политической системы, предполагающей полную информированность населения о происходящем и отсутствие затрат на проведение выборов, общественный выбор всегда будет осуществляться политиками строго в интересах большинства. Политики, отклоняющиеся в принятии решений от воли большинства, могут отзываться и после перевыборов заменяться другими политиками.

Но в условиях несовершенной политической системы, характеризующейся неполнотой информации и значительными затратами на организацию выборов, находящиеся у власти политики получают возможность злоупотреблять своим положением. Они могут уклоняться от выполнения своих обещаний и удовлетворять личные потребности, добиваться сохранения за собой власти разными способами и т.д.

Проанализируем взаимодействие политиков и избирателей на примере модели прямой демократии, эффективное использование которой предполагает полную информированность избирателей о собственных выгодах и издержках.

 

Предположим, что жители трех соседних домов (семьи Янковских, Петровичей и Сидорских) решили провести уличное освещение. Это типичное общественное благо, поскольку оно потребляется коллективно независимо от того, платят люди за него или нет.

Понятно, что организация уличного освещения принесет несомненную пользу всем жителям, однако их выгоды различны: например, у Янковских машина стоит на улице, значит, они получат 50 % общей выгоды, Петровичи — 30 %, а Сидорские, реже других выходящие на улицу вечером, — 20 %. Казалось бы, чем больше фонарей установят, тем большую пользу получат жители. Но предельная (дополнительная) выгода с каждым новым фонарем будет уменьшаться (табл. 14.1), поэтому решение должно приниматься с сопоставлением ожидаемых выгод и будущих затрат.

Таблица 14.1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал