Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по написанию сочинения
Каждый из вас знает, что в сочинении обязательно должны быть три основные части: вступление, основная часть и заключение. И именно на вступлении спотыкается основная масса ребят. Подождите, отложите пока вступление в сторону и начните с основной части. Вы ведь пользуетесь черновиком, не правда ли? Сочинение – это не пересказ литературного произведения, а ваши мысли по поводу того, как изображен тот или иной персонаж, почему он поступил так или иначе, что хотел автор донести до читателя, описывая то или иное событие. Как быть, если своих мыслей на заданную тему у вас так и не появилось? Не боритесь со вступительными статьями к произведениям, на тему которых вы пишете сочинение. Ответ на вопрос вы можете найти именно там! Только не надо переписывать слово в слово текст из учебника или вступительной статьи: это называется «плагиат», иными словами, воровство чужой интеллектуальной собственности. Лучше перескажите то, что вы оттуда почерпнули, своими словами. Еще раз вчитываемся в тему сочинения и отвечаем сами себе на поставленный вопрос. Если это какие-нибудь «идейно-художественные характеристики», то коротко формулируем, что за идеи были у автора, когда он писал данное произведение, а потом – или параллельно – рассказываем о том, какими художественными средствами он пользовался. Например, «в произведении «Таком-то и таком-то» автор ставит перед читателями проблему «того-то и того-то». Если это «характер героя», то вспоминаем, что за человек наш герой, каким его описал автор, какой вывод можно сделать о его личности, исходя из его поступков. Если тема сочинения предполагает ответ на вопрос, почему герой поступил так или иначе, прежде всего, ответьте на этот вопрос сами для себя. Ответили? Теперь развивайте свою мысль, иллюстрируя ее примерами или цитатами. Хороший стилистический прием: пишем о герое только в настоящем времени: например, Печорин убивает Грушницкого на дуэли (а не «убил»), Дубровский становится разбойником (а не стал разбойником), Онегин навещает Лариных (и т.д. и т.п.). Слова для связки, которые могут вам пригодиться: Например, … Ведь … Ведь недаром же… Об этом говорит эпизод … Поясняю. Автор рисует своего героя смелым и отважным. Ведь недаром же (имя персонажа) в одиночку бросается на врага, рискуя собственной жизнью. Персонаж предстает перед читателем слабым и безвольным, об этом говорит эпизод, в котором… Для иллюстрации собственных мыслей пользуемся цитатами из самого произведения. Начало может быть таким: Вот как автор описывает своего персонажа: (кавычки открываются) (переписываем предложение, его часть или даже несколько предложений слово в слово, не пропуская ни буковки, ни запятой. Если вы взяли цитату из середины предложения, то после кавычек ставьте многоточие и пишите отрывок авторской фразы с маленькой буквы.) (кавычки закрываются). Не бойтесь пользоваться критической литературой. Но обязательно дайте ссылку на автора критической статьи. Если вы пересказываете мысль критика своими словами, кавычки не нужны. Если же вы его цитируете, обязательно возьмите фразу в кавычки и укажите ее автора. Если вы согласны с высказыванием критика, - отлично! Если нет – можете и поспорить с ним, это же ваше сочинение! Например: «И хотя (имя, фамилия критика) пишет о том, что герой (такой-то и такой-то), мне кажется, что это не совсем так. В моем представлении (имя персонажа) – такой-то и такой-то»… и далее по тексту. Когда мы изложили свои мысли, обосновали их (пояснили примерами или цитатами из произведения), можно подводить итоги. Коротко, в двух-трех предложениях формулируем выводы, которые можно сделать из основной части: например, ваше отношение к самому произведению, теме произведения, перекличка с современностью. Что-то вроде этого: «Такие герои, как N, встречаются и в наше время. Поэтому книга, написанная (подставьте сами) … лет назад, интересна и современному читателю». Как вы уже догадались, мы писали заключение. А теперь – дело за малым: возвращаемся к вступлению. Оно должно плавно подводить читателя к основной мысли вашего сочинения, содержать несколько общих фраз и перекликаться с заключением. Если вы в заключении указали, что книга актуальна и по сей день, то начинать надо с года ее написания. В общем-то дата создания литературного произведения – это универсальное начало для большинства сочинений. Так и пишите: «Роман такого-то (повесть, поэма, эпопея, …) написан (написана) в …… году. Далее очень коротко формулируем, о чем это произведение. В основе сюжета лежит… Он (она) повествует о … Кстати, можно начать и с упоминания других авторов, в книгах которых поднимались похожие проблемы. Например, надо написать сочинение на тему: «Петербург Достоевского». Пишем что-то в этом роде: «Петербург стал источником вдохновения для многих писателей позапрошлого века. (Упоминаем, кто и что написал на эту тему). Особое место в этом списке занимает великий русский писатель Ф.М.Достоевский, ведь именно в Петербурге происходит действие его романа (произведений) (… подставьте сами). Каким же автор видит Петербург? Каким предстает этот город перед глазами читателя?» Обратите внимание на два последних предложения. Вы заметили, что они вопросительные? Это безотказный прием для плавного и логического перехода от вступления к основной части: задать самому себе вопрос и тут же дать на него развернутый ответ. Теперь перечитайте все, что вы написали, проверьте ошибки и можете переписывать начисто. Ваше сочинение готово.
|