Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ординалистский (порядковый) подход к оценке равновесия потребителя. Свойства кривых безразличия. МRS (предельная норма замещения)
При ординалистском подходе от потребителя не требуется количественно измерять полезность того или иного блага. Ему достаточно мысленно расставить варианты потребляемых благ по степени их привлекательности. Максимизация полезности потребляемых благ достигается в данном случае методом выбора наиболее предпочтительного набора благ из всех доступных потребителю вариантов. Анализ выбора потребителя в ординалистской концепции основывается на ряде предположений (аксиом). Назовем основные из них. Аксиома о полной упорядоченности: потребитель способен сравнивать и ранжироватъ (упорядочи-вать) наборы благ и в итоге предпочесть один набор благ другому или признать их равноценными. Аксиома о транзитивности выбора: если набор С предпочтительнее набора В, а набор В — набора А, то набор С будет предпочтительнее набора А. Это предположение позволяет однозначно ранжировать различные наборы благ независимо от очередности их попарного сравнения. Аксиома о ненасыщаемост и: при прочих равных условиях потребитель всегда предпочтет большее количество блага меньшему. Дан-е аксиомы «питают» ординалистскую теорию поведения потребителя, которая (так же, как кардиналистская концепция) полагает, что потреб-ль максимизирует суммарную полезность при заданном бюджетном ограничении. При ординалистском анализе потреб-го поведения использ-ся кривые безразличия. Кривая безразличия — это кривая, точки на которой показывают различные комбинации двух товаров, приносящие потребителю одинаковую общую полезность. Она иллюстрирует предпочтения потребителя при выборе наборов из двух товаров. Для того чтобы построить кривую безразличия, воспользуемся числовым примером. Допустим, что потребитель желает приобрести товары X и Z (табл. 2.1). Задача заключается в том, чтобы определить, какие комбинации этих товаров дадут потребителю одинаковое удовлетворение. (Сначала будем учитывать только вкусы потребителя.) Наборы товаров с одинаковыми общими полезностями для потребителя.
Изначально задано, что все наборы товаров X и Z одинаковы по суммарной полезности, т.е. потребитель получает равную общую полезность, выбирая любой набор от А до G. Исходя из данных табл. Потребителю, находящемуся на этой кривой, безразлично, какой набор товаров выбрать. По определению, все они имеют для него равную общую полезность. Кривые безразличия обладают определенными свойствами. 1)Кривые безразличия никогда не пересекаются. Это означает, что через любую точку на графике можно провести только одну кривую безразличия. Для доказательства этого положения воспользуемся методом доказательства от обратного. Допустим, что кривые безразличия U1 и U2 пересекаются (рис. 2.2).
3)Обычно кривые безразличия имеют вид нисходящих кривых, или отриц-й наклон. Двигаясь от комбинации потребляемых благ А к комбинации G, потребитель потребляет больше продукта Z за счет уменьшения потребления продукта X. Значит, между количествами потребляемых благ X и Z существует обратная связь. А любая кривая, выражающая обратную связь двух переменных, имеет нисходящую конфигурацию. Наклон кривых безразличия зависит от предельной нормы замещения (MRSZX), которая показывает то количество одного товара (X), от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара (Z), оставаясь при этом на одной и той же кривой безраз Изменение предельной нормы замещения
Видно, что при движении по кривой безразличия слева направо предельная норма замещения будет убывать (см. рис. 2.1). При этом потребитель готов жертвовать все меньшим количеством единиц товара X, чтобы увеличить потребление товара Z на одну и ту же величину. Это связано с тем, что по мере убывания количества товара X последний становится все более ценным для потребителя и, следовательно, его уменьшающееся количество способно компенсировать постоянный прирост товара Z. Кривые безразличия могут иметь различную конфигурацию (рис. 2.4).
Рис. 2.5а показывает, что потребитель одинаково оценивает товары X и Z с точки зрения их полезности. Предельная норма замещения применительно к таким товарам всегда будет равна единице. Из рис. 2.56 следует, что товары X и Z вообще не могут замещать друг друга, ибо они потребляются только в совокупности. В этом случае предельная норма замещения одного товара другим равна нулю для горизонтального отрезка кривой TU, для вертикального — бесконечности, а в угловой точке этой кривой не опред-ся.
|