Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.
Рыночная структура — это совокупность признаков, отражающих рыночную организацию, способ установления цены и объема производства, а также характер взаимодействия фирм-производителей. В зависимости от проявления и комбинации базовых признаков формируется конкретный тип рыночной структуры. По степени развития конкуренции выделяют два основных типа рынка: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция — рыночная структура, характеризующаяся большим количеством имеющих очень малую долю в общих отраслевых продажах мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода из отрасли и равным доступом к информации. В реальной жизни трудно встретить рынки, соответствующие одновременно всем базовым признакам совершенной конкуренции, однако есть рынки, более других отвечающие этим требованиям. Например, рынок ценных бумаг, зерна, валюты и др. Несовершенную конкуренцию представляют три модели: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Совершенную конкуренцию можно определить как состояние рынка, при котором никто из участников не может оказать решающего воздействия на экономическую ситуацию; поведение продавцов и покупателей при этом характеризуется приспособлением к равновесному состоянию рынка. Назовем пять основных признаков совершенной конкуренции: 1) на рынке большое количество продавцов и покупателей характеризуется незначительностью собственной доли в общем рыночном объеме производства (покупок) данного вида продукции; 2)в силу своих небольших размеров отдельная фирма не может воздействовать на процесс отраслевого ценообразования и подчиняется рыночным силам — спросу и предложению всей отрасли (такие фирмы называют price-taker — фирмы, принимающие цены). Точно так же никто из покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену, поскольку доля совершаемых ими покупок данного товара слишком мала по сравнению с общим объемом покупок на рынке; 3) производимые и продаваемые фирмами товары однородны по потребительским качествам, поэтому покупатель не имеет оснований для предпочтения одной из фирм; 4)прозрачность рынка — свободный доступ покупателей и продавцов к информации о ценах на товары, услуги, ресурсы, ноу-хау. В силу этого фирмы не могут использовать технологию, более совершенную, чем у конкурентов, и приобретают ресурсы по тем же ценам, что и другие производители. Это ограничивает возможность использовать данные факторы для увеличения своих прибылей; 5)свободный вход фирм на рынок данного продукта и беспрепятственный выход из отрасли. В силу второго из названных признаков спрос на продукт совершенно конкурентной фирмы является совершенно эластичным. Это значит, что любое решение фирмы об изменении размеров производства нисколько не повлияет на цену товара. Так, фермер, принимая решение о площади посадки кукурузы в текущем году, исходит из того, что рыночная цена кукурузы — заданная величина, и она останется неизменной, каким бы ни было его решение об изменении площади посева. Линия спроса (цены) на продукцию конкурентной фирмы — это гориз-я прямая при постоянной и заданной рынком цене P0 (рис. 3.1). Напомним, что в отличие от кривой спроса на продукт отдельной фирмы кривая отраслевого спроса является убывающей. Если конкурентная фирма установит цену выше заданной рынком, то ее продукция не будет реализована, а если ниже — фирма не получит максимального дохода. Предельный доход есть приращение общего дохода в результате продажи еще одной дополнительной единицы продукции. Обратимся к анализу предельного дохода конкурентной фирмы. Как известно, общий доход фирмы от продажи товаров на рынке определяется формулой Поскольку отраслевая цена товара на совершенно конкурентном рынке не изменяется при наращивании отдельной фирмой объемов производства, то с продажей каждой дополнительной единицы фирма будет добавлять в общий доход величину, равную цене единицы продукции, т.е. MR = Р, что следует из формулы
В условиях совершенной конкуренции предельный доход постоянен, потому что дополнительные единицы продукции могут быть проданы по неизменной цене. Это значит, что кривая MR будет совпадать с кривой спроса (цены) (см. рис. 3.1). Цена за единицу продукции будет совпадать также с доходом от единицы продукции для продавца, т.е. его средним доходом AR. Алгебраически это можно представить равенством
|