![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Актуальность темы исследования Дымковская игрушка единственный вид народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие наСтр 1 из 13Следующая ⇒
Актуальность темы исследования Дымковская игрушка единственный вид народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и не прерывное в смене многих поколений и династий мастеров. В современном мире многие промыслы еще живут в творческой практике мастеров, и поэтому следует поставить и решить вопрос не только о сохранении для будущих поколений древних технологий и образцов народного искусства, но и об использовании их как воспитательного так и эстетического значения. Поэтому так возрастает роль культуры и искусства в жизни общества, интерес к национальным традициям и достижениям народного творчества, художественным памятникам, изделиям традиционных промыслов, деятельность которых всегда имела и определенное эмоциональное благополучие детей. Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство всегда было одной из важнейших областей народного творчества. Кроме того, в последние годы начали возрождаться те небольшие промыслы, которые еще недавно казались навсегда утраченными. В свете сказанного, актуальным представляется обращение к конкретному виду народного промысла, изучение основ, природы и художественных принципов Дымковской игрушки. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Дымковская игрушка чрезвычайно разнообразна: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно — лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью. Игрушка одна из самых древнейших форм творчества, является хранительницей изобразительных типов, художественных принципов и техник, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Степень научной разработанности темы. Игрушкой занимались многие отечественные специалисты. В начале XX века о ней писали Н.Д. Бартрам, А. Бенуа, А.И. Денышщ, A.B. Бакушинский, Н. Церетелли, B.C. Воронов, Л. А. Динцес. В послевоенное время, а затем в 1960-70 годы ее рассматривали и в контексте народной культуры и искусства (работы В.М. Василенко, А.Б. Салтыкова, Г.К. Вагнера, М.А. Некрасовой), и в связи с конкретными художественными промыслами народной игрушки (статьи Ю. Арбата, Н.М. Овсянникова, А.Н. Фрумкина, И.И. Борисовой, И.Я. Богуславской, В.А. Гуляева, И.А. Колобковой). Вопросом о развитии творческих способностей и ознакомления детей c декоративно-прикладным творчеством дошкольного возраста занимались многие педагоги и психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Т.С.Комарова, А.А.Грибовская, Т.Н. Доронова, Н.Б. Халезова, Т.В.Черных, Т.Г.Казакова и.т.д.). За многие десятилетия, прошедшие с начала XX века было сделано очень много в изучении традиционной глиняной игрушки, однако остаются аспекты, которые еще требуют дополнительных исследований.Именно поэтому проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. И тем самым творческие способности далеко не новый предмет исследования. Таким образом, отмечаем, что исследований, посвященных данной проблеме достаточно, что вызвано необходимостью и актуальностью ее изучения в современных условиях. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Все это свидетельствует, о том что, художественные промыслы являются непременной составляющей в жизни современного общества и использовать их в качестве средство развития творческих способностей дошкольников необходимо. Так, народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера, но и игрушка, через которую ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Задачи - проанализировать литературу по проблеме исследования; - изучить историю возникновения дымковской игрушки и её специфику; - доказать возможность развития творческих способностей посредством Дымковской народной игрушки; - определить сформированность технических умений и навыков в процессе лепки и росписи у детей дошкольного возраста; - определить эффективность использования Дымковской народной игрушки на занятиях росписью и лепкой;
- разработать программу«Дымковские мастера» для детей дошкольного возраста. Объект исследования. Дымковская игрушка в пространстве дошкольного обучения и воспитания. Предмет исследования. Место Дымковской игрушки в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
|