Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научно-исследовательской работы
Научная работа студентов может выполняться как учебно-исследовательская, проводимая в учебное время (УИРС), так и научно-исследовательская, выполняемая во внеучебное время (НИРС). УИРС проводится в период аудиторных занятий, на учебной и производственной практиках, при выполнении курсовых и дипломных работ. НИРС выполняется на кафедрах (чаще всего выпускающих) в индивидуальном порядке или в научных кружках. Заинтересованные студенты активно участвуют в различных олимпиадах, конкурсах на лучшую студенческую работу, а также в выполнении хоздоговорных тем кафедры, факультета. Выбор темы исследования студентом обычно бывает обусловлен разными причинами. Учитываются и особенности характера исполнителя. Студента может заинтересовать какой-то вопрос на лекции, при выполнении лабораторных или практических занятий, на учебной или производственной практике или при чтении научно-популярной литературы и др. Как правило, научные исследования студентов в последующем составляют суть дипломных проектов и дипломных работ. Лучше всего при выборе темы получить совет преподавателей заинтересованной кафедры. В результате студент определяется с научным руководителем и совместно с ним формулирует название темы, оговаривает программу, методику, объем необходимых полевых работ, сроки их проведения. Кураторство опытных советчиков крайне важно для начинающего исследователя. Это позволит избежать грубых ошибок и рационально использовать время и силы студента. Преподаватель может подсказать студенту наиболее интересные мало- или совсем неизученные вопросы. Выбор темы магистерской или кандидатской диссертации всегда тщательно продумывается исполнителем и детально обсуждается с научным руководителем. Здесь вполне уместен принцип: «Семь раз отмерь, один – отрежь». При этом тема научно-исследовательской работы может быть отнесена к определенному направлению или к научной проблеме. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук (научных проблем), в области которых ведутся исследования. Научная проблема –это совокупность сложных теоретических и практических задач. Научная проблема может выходить за рамки одной отрасли. В лесном хозяйстве одним из направлений является повышение продуктивности лесов, а научной проблемой – создание лесов будущего. Тема научной работы аспиранта имеет для него значение также с точки зрения подготовки в будущем докторской диссертации, т.е. необходимо предвидеть ее актуальность на достаточно длительный период. Считается, что правильный выбор темы научной работы во многом является залогом успешности ее выполнения. Ученый, в том числе и начинающий, всегда испытывает большой дефицит времени и потому временем очень дорожит и старается использовать его максимально эффективно. Чтобы добиться научного успеха, необходимо поэтапно спланировать и организовать свою работу так, чтобы получить максимальный результат в короткое время. Примером рациональной траты своего времени может служить известный ученый А.А. Любищев (1890-1972). Все виды работ, разделив на четыре категории, он планировал на год, месяц, день и вел ежедневный хронометраж затраченного времени по часам и минутам, а в конце дня, месяца и года подводил итоги и делал выводы. Зато как много он успел сделать. Поражает объем рукописного наследия, оставленного ученым, – более 2000 печатных листов, в том числе 1200 – научных трудов (Усольцев, 2008). Применительно к лесному хозяйству для большинства тем можно выделить следующие этапы их выполнения: 1) подготовительный; 2) проведение исследований (сбор материала); 3) обработка научных данных; 4) оформление научных результатов в виде научной статьи, научного доклада, сообщения; 5) внедрение результатов научного исследования. Проведение исследований в лесном хозяйстве чаще всего связано с полевыми работами – закладкой пробных площадей, учетных площадок, опытных делянок и др. Объем и трудоемкость полевых работ исследователь должен ясно представлять и стремиться к тому, чтобы выдерживать запланированный график работ. Подготовительная часть работ состоит в изучении по литературным источникам состояния вопроса за последние 20-40 лет, составлении программы полевых исследований, сборе и уточнении методик. Сюда же относится подбор участков по картографическим и другим материалам для закладки опытов, их уточнение в натуре, приобретение и проверка исправности необходимых приборов и инструментов, изготовление необходимых бланков (пробных площадей, карточек учетных площадок, модельных деревьев и др.). Подробное знакомство и уточнение методик предстоящего исследования является очень важной задачей исследователя. «Метод, говорил акад. И.П. Павлов, – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных. Этой истиной вы должны проникнуться. Если вы будете пользоваться пустыми, плохими методами, то и ваша роль будет пустая, никуда не годная» (Павлов, 1952, с. 16). Последнюю фразу из приведенной цитаты можно трактовать и так, что и работа будет пустая, и конечный ее результат будет никуда не годным. При научных исследованиях в лесном хозяйстве применяются всевозможные методики, перечислить которые не представляется возможным. Некоторые наиболее важные из них приведены в приложении. Полевые работы и вся последующая обработка научных данных осуществляется по методикам, как правило, согласованным с научным руководителем. При обработке цифровых материалов широко используют компьютерную технику с пакетами прикладных программ. Оформление результатов исследования (статья, доклад и др.) требует от исследователя отдельных знаний по правильному представлению научной статьи, научного доклада или краткого сообщения. Контрольные вопросы 1. Что такое методы научного исследования? 2. Что относят к общенаучным методам исследования? 3. Теория и ее структурные элементы. 4. Какие этапы выделяют при проведении научного исследования? 5. Раскрыть исторический и системный методы познания на примерах лесного хозяйства. 6. Особенности объектов научных исследований в лесном хозяйстве. 7. Выбор темы научного исследования студентом.
|