Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подбор объектов для исследований
Лес представляет собой элемент географического ландшафта (связанного с геологией), состоящий из древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов, взаимосвязанных между собой и влияющих друг на друга и на внешнюю среду. При этом он изменяется во времени, всегда находится в той или иной стадии развития. В лесу постоянно происходят процессы обмена веществ и энергии, борьба за существование, естественный отбор, рост, развитие и отмирание. В связи с этим подбор объектов исследования представляет часто большую сложность. Особенно это касается изучения строения, роста, товарности древостоев, типов леса и классов бонитета. Например, при изучении хода роста древостоев необходимо подбирать насаждения определенного состава (чистые или смешанные), в одном типе леса, одного происхождения, но обязательно в разном возрасте – в молодняках, средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных. Чтобы выявить особенности роста древостоя какого-либо типа леса в сравнении с таковыми других типов, необходимо в каждом из них заложить не менее 10 пробных площадей. В опытных работах учитывают различные варианты. Например, внесение различных удобрений в питомнике или какого-то одного, но в разных дозах. При изучении рубок ухода вариантами являются проценты выборки деревьев за один прием. В подсочке леса вариантами могут быть применяемые стимуляторы или их концентрация, при создании лесных культур – способы, сроки создания, количество посадочных мест, типы леса, схемы смешения. Число вариантов в опыте свыше 12 иметь нежелательно, так как это увеличивает ошибку опыта (Чмыр и др., 2001). Повторность опыта может представлять одинаковые участки, расположенные как вблизи, так и на удалении друг от друга. Повторность опыта может быть и во времени – через определенное число лет. При увеличении повторности ошибка опыта существенно снижается. В зависимости от исследования повторность бывает чаще двух- и трехкратная, иногда 4-6. Многократную повторность применяют в опытах, которые обычно закладываются на маленьких участках (делянках) – 1-10 м2, при исследовании стимуляторов роста, микроудобрений и др. Проведение опытов без повторности допускается в рекогносцировочных экспериментах (носят предварительный характер) или демонстрационных. Размещение вариантов и повторностей опыта осуществляют разными методами: рандомизации (по таблице случайных чисел), латинского квадрата (число повторностей равно числу вариантов), разукрупненных делянок (при закладке многофакторных опытов делянки берутся обычно площадью не менее 300 м2, которые в последующем разделяются на более мелкие участки). Размещение площадок на выделе для учета возобновления, подлеска, древостоя или установления дешифровочных показателей часто выполняется с использованием лесных карт (чаще планшетов), фотоснимков и палеток с квадратной сеткой. При закладке пробных площадей не допускается в их границах наличие двух типов леса или классов бонитета. Поэтому у пробной площади, закладываемой на склоне, длинная сторона должна располагаться поперек склона, а не вдоль. В лесных культурах длинную сторону следует располагать поперек рядов из-за разной приживаемости древесных растений в рядах. При ориентации опытных делянок их длинная сторона располагается в направлении, в котором наиболее сильно изменяются не изучаемые в данном опыте условия жизни испытуемых растений. Ориентация делянок должна учитывать латинский квадрат, когда неизучаемые условия варьируют в двух взаимно перпендикулярных направлениях, а если в трех направлениях (третье – по диагонали), учитывают факторы по рядам, столбцам и 4 блокам с применением дисперсионного анализа при обработке полученных данных (Доспехов, 1972). Контрольные вопросы 1. Как правильно выбрать тему научного исследования? 2. Поиск и сбор научной информации по теме исследования. 3. В чем состоит подготовка к полевым работам, связанным с научными исследованиями? 4. Ошибки, которые встречаются при полевых измерениях. 5. Каков минимальный объем полевых работ? 6. Какие трудности возникают при подборе объектов для исследования?
|