Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2






1. Чем отличаются представления о Боге в эпоху Возрождения от средневекового? Как это повлияло на мировоззрение Ренессанса?

2. В чем ренессансного понимания Космоса от античного?

3. Прочитайте следующие высказывания и определите, какие из них принадлежат средневековым, а какие ренессансным авторам. Покажите, в каких высказываниях отражены черты мировоззрения, характерные для эпохи Возрождения.

А) И человек, эта малейшая часть создания твоего... столь маловажное звено в творении твоем, дерзает вос­певать тебе хвалу. Но ты сам возбуждаешь его к тому, чтобы он находил блаженство в прославлении тебя; ибо ты создал нас для себя, и душа наша дотоле томится, не находя себе покоя, доколе не успокоится в тебе.

Б) Какие бы причины телесные или растительные ни имели применение при рождении тварей чрез действие ангелов, людей или каких-либо животных или же чрез смешение самцов и самок; какие бы также желания и душевные движения матери ни были в состоянии напечатлевать некоторые черты и цвет на нежных и слабых зародышах, самые природы, которые являются с такими или другими свой­ствами по роду своему, вполне производит только вы­сочайший бог, которого сокровенное могущество, все проникая своим неоскверняемым присутствием, дает бы­тие тому, что так или иначе существует, насколько су­ществует. Ибо без его творчества оно не только не было бы таким или иным, но и совершенно не могло бы быть... И если отнимет от вещей свою, так сказать, производи­тельную силу, то их так же не будет, как не было пре­жде, чем они были созданы.

В) Сотворил бог человека... как бы некий второй мир: малый — в великом («Точное изложение православной веры», II, 12, pg 94, 921 А). Человек есть малый мир: ведь он наделен как ду­шой, так и телом и представляет собой средину между умом и материей; он связует собой зримое и незримое, чувственное и умопостигаемое творение.

Г) С другой стороны, Бог сам есть эти блага, но Он отличается некоторой особенностью. Ведь блаженство наше не есть сам Бог, а от Бога исходит, как, например, радость, которую я по­лучаю, видя свет или слыша приятный голос, не то же самое, что свет или голос, но они, воспринятые моими чувствами, до­ставляют мне радость. Так и само блаженство рождается из ви­дения и познания Бога. Следует также заметить: хотя я говорю, что наслаждение или удовольствие есть единственное благо, од­нако я люблю не наслаждение, но Бога. Само наслаждение есть любовь; что же касается того, что наслаждение производит Бог, то воспринимающий любит, воспринятое любимо. Сама лю­бовь есть удовольствие, или наслаждение, или блаженство, или счастье, или любовь, которая есть последняя цель и ради кото­рой вершится остальное.

Д) «никакое создание не есть в смысле акта все то, чем оно может быть, так как творческая потенция бога не исчерпывается в его творении».

Е) «Мощь человека почти подобна божественной природе. Человек подчиняет себе стихии, он как бы исполнитель воли бога на земле. Повелевая всем живым и неживым в природе, он есть как бы некий бог».

 

4. В чем заключаются основные отличия ренессансного мышления от средневекового?

5. В чем отличие ренессансной учености от средневековой?; средневекового диспута от ренесаннсного диалога?

6. В чем смысл научной революции, совершенной Н. Коперником?

7. В чем значение интерпретации учения Коперника в трудах Д. Бруно?

8. Какую роль сыграл Л. Да Винчи в становлении методологии эмпиризма?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал