Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурообразующие принципы Ренессанса






Преобразования, которые претерпело научное знание в эпоху поздней схоластики, а именно: переосмысление содержания основных понятий физики, рост эмпирической компоненты в содержании научного знания - были лишь внешними отдельными моментами, симптомы того внутреннего процесса, который переживала в целом европейская культура в последние века средневековья. Это было время разложения старой, уходящей в небытие Средневековой культуры и зарождения качественно нового во всех отношениях культурно-исторического типа. Как правило, переход от старого к новому предполагает наличие периода разложения старых форм и рождения новых. А поскольку в этом преобразовательном процессе его форма и содержание в большинстве своем не соответствуют друг другу в силу инертности форм и большей динамичности содержания, то сама эта переходная эпоха оказывается внутренне противоречивой, не совсем четко очерченной, даже в какой-то степени таинственной и загадочной. Именно таким и был исторический срез в европейской культуре, который принято именовать культурой Возрождения.

Хотя в классической периодизации европейской истории не принято выделять Возрождение в особую, отдельную историческую эпоху, тем не менее в духовном и прежде всего в интеллектуально-философском и эстетическом планах Ренессанс занимает столь значительное место в истории европейской культуры, что сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения правомерность терминов «культура Возрождения», «искусство Возрождения», «философия Возрождения», «наука Возрождения». Эпоха Возрождения, по словам известного немецкого историка философии, главы Баденской школы неокантианства В. Виндельбанда, «знаменует собою время полного перерождения европейской жизни». Это перерождение началось прежде всего с намерений европейцев возродить в западной культуре величественный дух и идеалы Античности, связь с которыми была опосредована целой исторической эпохой - Средневековьем. Безусловно, это обстоятельство наложило глубокий отпечаток на облик возрожденческой культуры: Ренессанс зарождался в недрах средневековой культуры и был по-своему вызовом Средневековью, своеобразной реакцией на средневековые ценности и идеалы. Имея это в виду, можно утверждать, что Возрождение - результат величественного единения античных и средневековых христианских ценностей, образов и идеалов. Точнее, даже не единения, а преломления сквозь средневековую призму очаровывающего доселе своей красотой духа Античности.

Подобно Античности, Ренессанс делает объектом своего рассмотрения - космос, правда, не во всем его античном универсуме, а в его эллинистическом понимании как живой, одушевленной материи, высшим выражением которой является человек. Именно человек и есть тот стержень, на котором зиждется Возрождение. Отсюда очевидна его антропоцентрическая направленность и сущность. Правда, антропоцентрическая направленность культуры Возрождения отнюдь не исключает присутствия в ней и Абсолюта. Разумеется, тысячелетнее господство в Европе теоцентризма во многом повлияло на последующую культуру. Но ренессансный Бог принципиально отличается от Бога Средневековья. Последний - это персонифицированный, личностный Бог, Абсолют, возвышающийся над всем Бытием. Бог Возрождения - это Бог, спустившийся с небес на землю и присутствующий везде и во всем: в каждой вещи, каждом предмете, каждом человеке. Но это, конечно, уже не Бог в его обычном понимании как некоего Абсолюта. Принцип, выражающий ренессансную трактовку Бога и его места в данной культуре, принято обозначать термином пантеизм. Пантеистический Бог исключает Бога-творца, сотворившего все по принципу эманации. Он «разворачивает» свою божественную сущность присутствием во всем. Таким образом, Бог совпадает со всем, Бог есть во всем и все есть в Боге.

 

Аналогично этому иной смысл приобретают и все производные от слова «Бог» термины. Эпитет «божественный» означает высшую степень совершенства, достигнутую человеком в его творениях, т.е. подобно тому, как раньше Бог творил все, в том числе и человека, теперь его место занял человек, который, подобно Абсолюту, творит собственными силами мир и себя и в этом своем творении он достигает совершенства. Иными словами, сами человеческие творения стали божественными. Именно так следует понимать великое творение Данте «Божественная комедия» (между 1307 и 1321 гг.). Он, как поэт, мастер художественного слова, достиг высшего совершенства, сотворив литературный шедевр. В этом смысле он сам и его творение являются божественными. В целом можно сказать, что с пантеизма, прежде всего в его натуралистической форме, которая была присуща Дж. Бруно, началась духовная секуляризация Европы, приобретшая в Италии, по словам Б.Г. Кузнецова, «широту и глубину подлинной интеллектуальной революции. Она изменила взгляды, представления о мире и самый метод мышления у очень широкого круга людей»2.

Культура Возрождения была не только антропоцентричной, но и гуманистической. Ее гуманизм заключается прежде всего в том, что впервые именно великие деятели, «титаны» Ренессанса поставили во главу угла вопрос о гуманности (человечности) человека, вопрос о его достоинстве. Тема достоинства человека стала главной для большинства творцов раннего Возрождения, которое по праву именуют эпохой гуманизма. Ее связывают обычно с именами Франческо Петрарки, Данте Алигьери, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Эразма Роттердамского, Джаноццо Манетти и др.

Выдвижение на передний план в эпоху гуманизма проблемы достоинства человека было вполне естественным и закономерным после тысячелетнего господства христианско-аскетической идеологии, проводившей последовательно мысль о порочности и ничтожестве человека, о его тварной сущности (человек есть тварное существо и как таковое оно ничем не отличается от всякой живой твари на иерархической лестнице живых существ). В свете этой христианской идеи становится совершенно понятным, почему гуманисты поставили перед собой задачу нравственно реабилитировать человека, обосновать его высокое достоинство. Именно эти три культурообразующих принципа (антропоцентризм, пантеизм и гуманизм) определили специфику ренессансного способа мышления. Кроме того, в становлении последнего значительную роль сыграло формирование в рамках Возрождения, наряду с духовной культурой, культуры светской, открывшей путь для развития ренессансного индивидуализма. В свою очередь, высокий уровень его развития сопровождался ростом и формированием эстетических и научных интенций человека, открывшими перед ним иной мир. Это, по словам Виндельбанда, «мир причудливейших, полных индивидуальности и живости чувствований, из которого вышла поэзия субъективности - лирика; мир действительности, в котором он старался приобрести значение могучей силой воображения; мир красоты, в котором вселенная представлялась ему в просветленных образах; наконец, мир истины, исследовать и проникать в который он мог самостоятельно».

 
 

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал