![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Актуальность исследования.Стр 1 из 7Следующая ⇒
КУРСОВАЯ РАБОТА 1
Тема: Волевые качества личности и их связь с профессиональным выбором подростков.
Выполнена: М.Н. Ефимовской Студенткой группы П-201 впоз Направление: 37.03.01«Психология» Научный руководитель _____________ст. преподаватель О.Г. Хайбуллина
Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….……..... 1 Теоретические аспекты изучения влияния волевых качеств на выбор профессии…………………………………...... 1.1 Подходы к проблеме выбора профессии……..…....... 1.2 Волевые качества как фактор выбора профессии……………………………………………………..…………….….. 1.3 Особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов ………………………………………..……………. 2 Исследование связи волевых качеств с профессиональным выбором …. 2.1 Характеристика выборки и методов исследования………....………... 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования связи волевых качеств с профессиональным выбором.........…... 2.3 Рекомендации для выбирающих профессию ……... Заключение…… ………………………………………………………………… Список использованных источников ……………………………………… … Приложение 1 Приложение 2 – Сводная таблица полученных результатов…………………
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.
В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это: темперамент, характер, интересы, склонности В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Отрицательные последствия необоснованного выбора профессии начинают сказываться уже в период обучения в профессиональных учебных заведениях. По данным ВНИИ профессионального технического образования около 40% учащихся 1- го курса ПТУ не удовлетворены выбранной профессией, 10-12% хотели бы вернуться в школу, 40-60% старшекурсников ВУЗов не хотят работать по выбранной специальности. Исследования показывают, что только 10% старшеклассников адекватно оценивают свои возможности. В большинстве случаев мотивами выбора профессии являются: 25% учащихся выбирают профессию по совету друзей; 17% по совету родителей; 9% руководствуются случайными факторами (например, территориальной близостью учебного заведения); 10% учащихся выбирают профессию под влиянием СМИ; остальные руководствуются интересом к содержанию труда. По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности. Проблема воли и волевой активности всегда была актуальной в психологии. Она так или иначе решалась представителями разных психологических теорий и направлений. В отечественной психологии эта проблема достаточно широко исследована: А.Ф. Лазурским, С.Л. Рубинштейном, В.И. Селивановым, Н.Д. Левитовым, А.И. Высоцким, В.А. Иванниковым, Е.П. Ильиным и др. Особо следует отметить школу В.И. Селиванова, в которой воля с самого начала изучения рассматривалась как самостоятельный психический процесс, как сложное многокомпонентное образование. Актуальность всех этих вопросов, необходимость их полного изучения и обусловили выбор темы курсовой работы, определили ее цель и задачу. Влияние развития волевых качеств на выбор профессии и будут являться предметом изучения моей работы. Анализируя теоретический материал, я предположили, что волевые качества, как личностная характеристика, будет влиять на выбор профессии. Для достижения цели работы и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулирован ряд конкретных задач: Объект исследования - волевые качества личности. Объектом нашего исследования будет являться процесс выбора профессии Предмет исследования –влияние волевых качеств на выбор профессии Цель исследования –изучение влияния волевых качеств на выбор профессии Задачи исследования: 1. Проанализировать научные источники по проблеме связи профориентации с волевыми качествами. 2. Исследовать уровень развития волевых качеств. 3. Исследовать профессиональный выбор старшеклассников. 4. Разработать рекомендации для выбирающих профессию. Гипотеза: существует связь профессионального выбора с волевыми качествами у старших подростков, а именно: ….?. Новизна исследования обусловлена тем, что в современной научной литературе в достаточной мере существует информация о воле и волевых качествах, но очень мало данных о связи профессионального выбора с волевыми качествами. Степень и уровень научной разработанности проблемы. Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (Б.Г. Ананьев, А.В. Веденов, К.Н. Корнилов, Н.Д.Левитов, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, Ю.А. Самарин, Б.М.Теплов и др.). Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, в связи с другими проблемами, занимались такие психологи, как А.Я. Арет, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Ковалев, В.Н. Колбановский, В.А. Крутецкий, И.В. Страхов В.С. Филатов, Ш.Н. Чхартишвили и др. Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников. И, естественно, исследования в области воли школьника в нашей стране ведутся и в настоящее время. Психология призвана отвечать на конкретные запросы школы, а перед школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.
|