Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов
Специфика профориентационной работы по профотбору, профессиональному самоопределению учащихся, ставя целью не только предоставление информации о мире профессий, но и личностное развитие учащихся, формирование у них способности соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями профессий цель работы психолога по профориентированию учащихся рассмотреть какие качества индивида навыки умения и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии. И соответственно помочь сориентироваться в мире профессий подростку, исходя из их индивидуальных качеств. Основная задача профориентации помочь учащемуся определить качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить, а для этого необходимо применение группы методов профконсультирования: Важнейшим направлением работы является помощь учащимся в создании мотивационной и ценностно-нравственной основы самоопределения, именно в психологическом смысле.[5] Задачи психолога состоят в том, что бы исследовав индивидуальные особенности человека, помочь ему построить оптимальную мотивационную и содержательную насыщенность своего труда, подобрать средства регуляции мотивов трудовой деятельности; решение трудовых задач должно сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями, учить вступать в деловые отношения на основе паритета. Формирование мотив профессиональной деятельности предполагает, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения успеха, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении. При оптимальной мотивации происходит: - сдвиг мотива на цель трудовой деятельности, в результате чего человек находит предмет деятельности; - принятие человеком профессии, нахождение личного смысла в деятельности; В результате формирования профессиональной мотивации, образуется целостное поведение работника.[12] Формирование целей профессиональной деятельности: 1) Осознание образа результата. 2) Выполнение производственной задачи в определенных условиях. Формирование представлений о программе деятельности: 1) Формирование представлений о структуре деятельности. 2) Формирование представлений о способах деятельности. 3) Формирование представлений о программе деятельности. При формировании профессиональных качеств, происходит перестройка имеющихся качеств личности в соответствии с особенностями профессии, появляются и развиваются новые качества и способности, возникает индивидуальный стиль деятельности. Как уже было сказано, профориентация построена на сопоставлении психологических качеств индивида с качествами необходимыми для какой-либо профессии. Совокупность качеств необходимых для профессии ложатся в основу профпригодности.[65] Профессии это явления общественные возникающие и сменяющие друг друга несравненно быстро, в отличие от особенностей человека которые обусловлены природой. В тех случаях, когда организм человека его природные особенности имеют те или иные ограничения, люди создают внешние и внутренние средства деятельности для их преодоления. То есть, помимо природных данных люди пользуются орудиями труда, которые помогают им выполнять ту работу, которую сам человек не смог бы сделать.[76] Понятие профессия включает в себя ограниченный, вследствие разделения труда вид деятельности, общественно-полезной, требующей специальной подготовки, выполняемой за определенное вознаграждение, а также дающей человеку определенный социальный, общественный статус и признание.[79] Диагностические методы по определению профессиональных наклонностей: - беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); - открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); - опросники профессиональной мотивации; - опросники профессиональных способностей (требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов); - личностные опросники; - проективные личностные тесты; - методы наблюдения как одного из основных научно-практических методов работы психолога; - сбор косвенной информации о клиенте: от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов; - психофизиологические обследования; - «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе (по типу F-теста японского профессора Фукуямы); -исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности; - использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но и изучается сама готовность осваивать новые профессиональные действия; - методы и приемы совместного рассмотрения результатов психодиагностического обследования; - методы активизации самопознания клиента: формирование готовности оценивать других людей по определенным критериям, формирование готовности к самооценке, готовности оценивать различные ситуации самоопределения. Методы морально-эмоциональной поддержки: - группы общения, используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия; - тренинги общения, позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах; - сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.) иногда позволяют лучше осознать клиенту смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; - профориентационные и профконсультационные активизирующие методы с элементами психотренинга; - личное обаяние профконсультанта; - различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем; - «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий; - приемы формирования у клиента готовности к взаимопомощи и взаимоподдержке, а также приемы совместной работы по формированию эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения, обсуждение и проигрывание подобных ситуаций, игровая «помощь» другим людям; - приемы формирования самостоятельной готовности к преодолению возможных трудностей профессионального и личностного самоопределения. Методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития: - построение цепочки последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив; - построение системы различных вариантов действий клиента, ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив; - использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации); - приемы совместного анализа ситуаций самоопределения с использованием различных методов оценки и самооценки профконсультационных ситуаций; - приемы формирования у клиента самостоятельной готовности анализировать различные ситуации жизненного и профессионального самоопределения с помощью имеющихся методов, а в идеале — формирование у клиента готовности выделять собственные критерии оценки профессиональных планов и перспектив.[76]
|