№ п/п
| Контролируемые раздел дисциплины
(результаты по разделу)
| Код контролируемой компетенции и ее формулировка
| наименование
оценочного
средства
|
1.
| Тема 1.1. Предмет дисциплины «История и философия науки». Формы бытия науки
| УК-2
Знать:
- определение дисциплины «История и и философия науки»;
- основные концепции взаимоотношения философии и науки;
- формы бытия науки и основные этапы истории философии науки;
Уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по соотношению философии и науки;
- давать характеристику основным формам бытия науки;
- различать основные этапы истории философии науки;
Владеть:
- навыками распознавания в текстах и публичных выступлениях по истории и философии науки концептуальные положения о взаимоотношении философии и науки;
- приемами ведения дискуссии по основным направлениям философии науки;
| Опрос в ходе лекции
|
2.
| Тема 1.2. Становление науки и основные этапы ее развития. Общие закономерности развития науки. Основные этапы становления и развития политических наук и регионоведения
| УК-2:
Знать:
- основные этапы становления и развития научно-теоретического знания;
- характерные черты современной науки;
- основные закономерности развития науки;
Уметь:
- использовать знания основных этапов становления и развития науки для формирования собственной позиции по различным проблемам философии науки;
- анализировать основные закономерности развития науки;
Владеть:
- навыками исторического анализа феноменов науки;
- приемами построения непротиворечивой мировоззренческой картины мира, опираясь на исторической опыт научной и философской рефлексии;
- навыками чтения оригинальных текстов (первоисточников) по истории и философии науки.
| Контрольный опрос в ходе семинарского занятия
|
| Тема 1.3. Структура научного знания. Место политических наук и регионоведения в современной классификации наук
| УК-2:
Знать:
- типы, уровни, семантику и структуру научного познания (эмпирического и теоретического);
- основания науки и их структуру;
- отношения онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры;
- современные концепции классификации науки и место политических наук и регионоведения в ней;
Уметь:
- выявлять системные и структурные параметры научного знания;
- определять основания науки и использовать их для формирования научной картины мира;
- применять принципы классификации наук для установления места конкретной науки в системе наук;
Владеть:
- навыками структурирования научного знания;
- методами выявления оснований науки;
- приемами построения научной картины мира, классификации наук.
| Контрольный опрос в ходе семинара
|
4.
| Тема 1.4. Демаркация научного и вненаучного знания
| УК-2:
Знать:
- типы и основания демаркации научного знания в истории философии и конкретной науке;
- специфические признаки научности;
- основные формы вненаучного знания;
Уметь:
- отличать научное и вненаучное знания;
- отличать вненаучные и различные формы ненаучного знания;
Владеть:
- навыками научной экспертизы текстов и деятельности, претендующих на научность;
- способами позитивного анализа вненаучного знания.
| Темы докладов, сообщений, тесты, тренинги
|
| Тема 1.5. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
| УК-2:
Знать:
- концепции научных революций Т. Куна и ее интерпретации;
- характерные особенности рационального дискурса;
- типы знаний, виды знаний и формы знаний;
- типы научных рациональностей: классический, неклассический и постнеклассический;
Уметь:
- применять концепцию научных революций в конкретно-историческом анализе феномена науки;
- выявлять рациональный дискурс как исторический и социокультурный способ производства знаний;
- определять исторические типы знания, виды знания и формы знания;
Владеть:
- навыками выявления факторов прогресса в науке;
- приемами выявления дискурса конкретно-научного знания;
- способами построения логически непротиворечивого, интерсубъектного знания в области конкретных наук
| Контрольный опрос в ходе семинарского занятия
|
| Тема 1.6. Наука как социальный институт. Государство и наука
| УК-2:
Знать:
- основные этапы становления науки как социального института;
- основные сектора науки в развитых странах;
- основные структурные единицы научно-технического комплекса в современных развитых странах;
- функции современного государства по отношению к науке;
Уметь:
- различать многообразные подходы к определению науки как социального института и определять свою собственную позицию по этому поводу;
- определять основные параметры науки как социального института и ее структурные элементы;
- давать характеристику функциям современного государства по отношению к науке.
| Контрольный опрос в ходе семинарского занятия
|
7.
| Тема 2.1. Онтология и эпистемология науки. Категориальная структура научного мышления
| УК-2:
Знать:
- соотношение философской онтологии и гносеологии (эпистемологии) с онтологией и гносеологией отдельной науки;
- соотношение философских категорий и категорий частных наук;
- основные принципы и законы диалектики;
Уметь:
- выявлять общефилософские онтологические и гносеологические (эпистемологические) основания в структуре конкретно-научного знания;
- использовать философские категории для анализа конкретно-научной теории;
- применять принципы и законы диалектики для методологического обоснования конкретно-научного знания;
Владеть:
- навыками анализа онтологических и гносеологических (эпистемологических) проблем конкретно-научного знания;
- приемами междисциплинарного синтеза знаний, опираясь на знания философских категорий;
- способами конструирования научно-теоретической формы исследования, опираясь на принципы и законы диалектики.
| Опрос в ходе лекции
Контрольный опрос в ходе семинарского занятия
|
8.
| Тема 2.2. Диалектика категорий мышления
| УК-2:
Знать:
- классификацию категорий диалектики как ступеней познания;
- диалектику парных категорий мышления;
- основания тождества диалектики, логики и теории познания и их методологическую роль в построении научно-теоретического знания;
Уметь:
- различать категории и понятия, категории философии и философские понятия, категории мышления и категории частных наук, общенаучные и философские категории;
- использовать знание диалектики парных категорий для методологического анализа конкретных наук;
- связывать системные представления о категориях как ступенях познания в единстве диалектики, логики и теории познания с методологией построения конкретно-научной теории
| Контрольный опрос в ходе семинарского занятия
|
9.
| Тема 2.3. История и теория методологии научного знания
| УК-2:
Знать:
- основные исторические этапы методологии научного познания;
- основания классификации методов научного познания;
- соотношение всеобщих, общенаучных, частнонаучных, дисциплинарных и междисциплинарных методов.
Уметь:
- использовать достижения истории и теории методологии научного знания для анализа и оценки современного состояния дел в конкретно-научном знании;
- выявлять основания классификации методов научного познания в конкретной науке;
- соотносить общее, особенное и единичное в методах конкретных наук;
Владеть:
- навыками анализа основных методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
- способами применения методов междисциплинарного характера при развитии конкретно-научной теории.
| Опрос в ходе лекции
|
10.
| Тема 2.4. Социокультурные и аксиологические основания науки. Этика научной деятельности
| УК-2:
Знать:
- социокультурные параметры науки;
- аксиологические основания науки;
- знать определения этоса науки и этики научной деятельности;
Уметь:
- использовать социокультурные и аксиологические теории науки для анализа и оценки социокультурных и аксиологических оснований конкретных наук;
- отличать этос науки от этики научной деятельности;
- формировать собственную позицию по этическим проблемам науки;
Владеть:
- навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, связанных с социокультурными и аксиологическими параметрами науки в целом и конкретной науки, в частности;
- приемами определения границы этоса науки и ее этических проблем;
- технологиями проведения гуманитарной экспертизы научных исследований и социальных проектов на их основе.
| Контрольный опрос в ходе семинарского занятия
|
11.
| Тема 3.1. Специфика социально-гуманитарного знания
| УК-2:
Знать:
- специфику естественных, социальных и гуманитарных наук;
- специфику субъекта, объекта и предмета познания естественных, социальных и гуманитарных наук;
- дисциплинарную структуру социально-гуманитарного знания;
Уметь:
- использовать положения о специфике естественных, социальных и гуманитарных наук для гуманитарной экспертной оценки конкретной науки и социальных проектов на ее основе;
- выделять специфику субъекта, объекта и предмета социогуманитарных наук;
- определять дисциплинарную структуру социогуманитарного знания;
Владеть:
- навыками определения границ естественных, социальных и гуманитарных наук как способов научного познания;
- приемами построения научного знания с учетом специфики субъекта, объекта и предмета социогуманитарных наук;
- методами дисциплинарного разделения социогуманитарного знания.
| Опрос в ходе лекции
|
| Тема 3.2. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках
| УК-2:
Знать:
- особенности применяемых методов в естественных, социальных и гуманитарных науках;
- специфику предсказания в естественных, социальных и гуманитарных науках;
- основные параметры единства науки и применяемых ею методов;
Уметь:
- применять научные методы соответственно специфике науки (естественной, социогуманитарной);
- формировать научный прогноз в соответствии со спецификой науки;
- аргументированно защищать точку зрения единства науки;
Владеть:
- навыками определения границ естественных и социогуманитарных способов научного познания;
- приемами сочетания естественных и социогуманитарных методов познания для решения глобальных социогуманитарных проблем
| Контрольный опрос в ходе семинарского занятия
|
| Тема 3.3. Истина и сомнение в социально-гуманитарном знании
| УК-2
Знать:
- классическую и неклассическую концепцию истины;
- аксиологические основания веры и знания4
Уметь:
- аргументированно отстаивать собственную позицию в вопросе о критериях истинности научного знания;
- проводить соотносительный анализ способов обоснования веры и истины;
Владеть:
- навыками научной экспертизы достоверного и недостоверного, истинного и неистинного знания, знания и веры;
| Контрольный опрос в ходе семинарского занятия
|
| Тема 3.4. Социальное пространство и время
| УК-2
Знать:
- физические параметры категорий пространства и времени;
- гуманитарный контекст категорий пространства и времени;
- социальный контекст категорий пространства и времени;
- социально-гуманитарный смысл понятия «хронотоп»;
Уметь:
- отличать пространство и временя как физические характеристики от пространства и времени как форм созерцания, восприятия и представления вещей;
- определять социальный и гуманитарный контекст категорий пространство и время;
- раскрывать социогуманитарный смысл понятия «хронотоп»
Владеть:
- навыками различения в семантике письменной и устной речи научной и обыденной, физических, индивидуальноличностных и социокультурных значений пространства и времени;
- приемами социокультурного анализа социального пространства и времени.
| Опрос в ходе лекции
|
| Тема 3.5. Жизнь как категория социально-гуманитарных наук
| УК-2:
Знать:
- определение понятия «жизни» в философии и естествознании;
- определение жизни как исторической категории;
- специфику познания как переживания жизни в произведения искусства;
Уметь:
- использовать философское понятие жизни для определения предмета социогуманитарных наук;
- различать научное познание и познание как переживание жизни в произведения искусства;
Владеть:
- навыками использования категории жизни для анализа социогуманитарного содержания общественных проблем;
- методами научного познания жизни в их отличии от методов познания жизни в искусстве
| Проверка знаний в ходе экзамена
|
| Тема 3.6. Аксиологические аспекты социально-гуманитарного знания
| УК-2:
Знать:
- определение аксиологии как науки;
- основные понятия аксиологии;
- социальные и аксиологические основания науки;
Уметь:
- использовать аксиологию и ее методы для исследования научного знания;
- выделять нормы и идеалы научно-познавательной деятельности;
Владеть:
- навыками аксиологической экспертизы научных и социальных проектов;
- приемами нормативного регулирования научно-познавательной деятельности
| Контрольный опрос в ходе семинарского занятия
|