Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания для самостоятельной работы.
1. Раскройте исторический смысл противостояния естественнонаучной и гуманитарной культуры. 2. Различите объект и предмет, методы естественных и социально-гуманитарных наук. 3. Определите специфику субъекта социально-гуманитарного знания. 4. Раскройте дисциплинарную структуру социально-гуманитарного знания. 5. Исследуйте основания разделения социальных и гуманитарных наук. 6. Определите специфику методологии естественных и социально-гуманитарных наук. Рекомендации по выполнению задания. При изучении данной темы целесообразно обратить внимание на истоки и предмет спора о «двух культурах»: естественнонаучной и гуманитарной. Для этого необходимо обратиться к наследию баденской школы неокантианства, «философии жизни», герменевтики по вопросу соотношения «науки о природе» и «науки о духе». Далее следует обратиться к онтологическим основаниям социально-гуманитарного познания, выявить специфику объекта, предмета, методов социально-гуманитарных наук, их отличие от естественных наук. Особое внимание следует уделить понятию «объективность» в приложении к социально-гуманитарному знанию, а также специфике социальных закономерностей в их отличии от природных закономерностей. В этом направлении важным представляется рассмотрение особенностей общественного бытия и общественного сознания, человека, как объекта познания, субъекта социально-гуманитарных наук. Кроме того, необходимо определить дисциплинарную структуру социально-гуманитарного знания, а также обосновать разделение на социальные и гуманитарные науки. В заключении следует выявить общее и особенное в методологии естественных, социальных и гуманитарных наук. Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Чем отличаются «науки о духе» от «наук о природе»? 2. Какие философские школы сделали различение социально-гуманитарных и естественных наук главным предметом своих философских размышлений? 3. Чем определяется специфика объекта, предмет и методов естественных и социально-гуманитарных наук? 4. Что понимается под объективностью социально-гуманитарного познания? 5. Чем отличаются социальные и природные закономерности? 6. Какова дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания? 7. Каковы основания разделения на социальные и гуманитарные науки?
Тема 3.2. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках План семинарского занятия. 1. Специфика процедуры объяснения в естественных и социально-гуманитарных науках. 2. Метод понимания и интерпретации в социально-гуманитарном знании. 3. Предвидение и «предсказание» в социально-гуманитарных науках. 4. Семантика социально-гуманитарных наук. 5. Единство науки и научный метод.
|