Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации по выполнению задания. Рассмотрение данной темы целесообразно начать с анализа особенностей объяснения в естественных и социально-гуманитарных науках
Рассмотрение данной темы целесообразно начать с анализа особенностей объяснения в естественных и социально-гуманитарных науках. Для этого надо раскрыть соотношение генерализации и индивидуализации как методов познания. Особое внимание следует уделить дедуктивно-номологической модели объяснения в естествознании: гипотетико-дедуктивный метод, вероятностно-индуктивный метод в сравнении с дедуктивно-номологической моделью объяснения в социально-гуманитарном познании: рациональное объяснение как возможность действовать по принятым правилам; интенциональное объяснение: мотивация, направленность (интенция) к некоторому действию. Кроме того будет полезно выделить специальные приемы познавательной деятельности, свойственные социально-гуманитарному познанию: типология, контекстуальное объяснение, функциональное, структурно-системное объяснение. Понимание – исключительная характеристика социально-гуманитарного познания, раскрытие которой требует объяснение его ценностной и идеологической нагруженности. Одновременно с этим полезно сравнить специфику субъект-объектного отношения, соотношения количественных и качественных методов научного исследования в естественных и социально-гуманитарных науках. Анализ метода интерпретации, характерного для социально-гуманитарной науки, предполагает обращение к таким категориям, как текст, языковые картины мира, семантический анализ. Немаловажно и особое место категории «историческое время» в интерпретации и понимании. В заключение следует определить, в чем состоит единство науки и какое отношение это имеет к методам научного исследования в естественнонаучной и социально-гуманитарной сферах. Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Чем отличается объяснение в естественных и социально-гуманитарных науках? 2. Какие методы характерны для дедуктивно-номологической модели объяснения в естественных и социально-гуманитарных науках? 3. Какие особенные приемы социально-гуманитарного познания Вы знаете? 4. Что такое метод понимания? 5. Что такое метод интерпретации? 6. В чем состоит единство естественных и социально-гуманитарных наук?
Тема 3.3. Истина и сомнение в социально-гуманитарном знании План семинарского занятия. 1. Историко-философские концепции истины. 2. Соотношение рационального, объективного и истинного в социально-гуманитарных науках. 3. Вера, знания, убеждение и их роль в познании истины. 4. Достоверность и сомнение. Достоверность и здравый смысл. 5. Критический анализ «аргументов к вере».
|