Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по выполнению задания. Рассмотрение данной темы целесообразно начать с анализа особенностей объяснения в естественных и социально-гуманитарных науках






Рассмотрение данной темы целесообразно начать с анализа особенностей объяснения в естественных и социально-гуманитарных науках. Для этого надо раскрыть соотношение генерализации и индивидуализации как методов познания. Особое внимание следует уделить дедуктивно-номологической модели объяснения в естествознании: гипотетико-дедуктивный метод, вероятностно-индуктивный метод в сравнении с дедуктивно-номологической моделью объяснения в социально-гуманитарном познании: рациональное объяснение как возможность действовать по принятым правилам; интенциональное объяснение: мотивация, направленность (интенция) к некоторому действию.

Кроме того будет полезно выделить специальные приемы познавательной деятельности, свойственные социально-гуманитарному познанию: типология, контекстуальное объяснение, функциональное, структурно-системное объяснение.

Понимание – исключительная характеристика социально-гуманитарного познания, раскрытие которой требует объяснение его ценностной и идеологической нагруженности.

Одновременно с этим полезно сравнить специфику субъект-объектного отношения, соотношения количественных и качественных методов научного исследования в естественных и социально-гуманитарных науках.

Анализ метода интерпретации, характерного для социально-гуманитарной науки, предполагает обращение к таким категориям, как текст, языковые картины мира, семантический анализ. Немаловажно и особое место категории «историческое время» в интерпретации и понимании.

В заключение следует определить, в чем состоит единство науки и какое отношение это имеет к методам научного исследования в естественнонаучной и социально-гуманитарной сферах.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Чем отличается объяснение в естественных и социально-гуманитарных науках?

2. Какие методы характерны для дедуктивно-номологической модели объяснения в естественных и социально-гуманитарных науках?

3. Какие особенные приемы социально-гуманитарного познания Вы знаете?

4. Что такое метод понимания?

5. Что такое метод интерпретации?

6. В чем состоит единство естественных и социально-гуманитарных наук?

 

Тема 3.3. Истина и сомнение в социально-гуманитарном знании

План семинарского занятия.

1. Историко-философские концепции истины.

2. Соотношение рационального, объективного и истинного в социально-гуманитарных науках.

3. Вера, знания, убеждение и их роль в познании истины.

4. Достоверность и сомнение. Достоверность и здравый смысл.

5. Критический анализ «аргументов к вере».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал