Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 67
Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и общественных издержек либо частной и общественной полезности. Поэтому решение проблемы внешних эффектов заключается в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной полезности MSC = MSB. Поскольку MSC = МРС + МЕС, a MSB = МРВ + МЕВ, то МРС +МЕС = МРВ + МЕВ. При отрицательных внешних эффектах МЕВ = 0 и МРВ = MSB, тогда решение проблемы отрицательных внешних эффектов выглядит так: МРС + МЕС = MSB. При положительных внешних эффектах МЕС = 0 и МРС = MSC, поэтому решение проблемы положительных внешних эффектов MSC = МРВ + МЕВ. В частном секторе экономики проблема внешних эффектов в определенных случаях может быть решена в ходе функционирования самого рыночного механизма без постороннего вмешательства. Этому могут способствовать соответствующие действия экономических субъектов, вовлеченных в такие ситуации (например, объединение производителей и получателей внешних эффектов в одно целое). Тем самым бывшие внешние эффекты автоматически становятся внутренними, и происходит необходимая корректировка объемов и технологий производства соответствующих товаров. Проблема внешних эффектов может быть также решена путем формирования и действия общественных обычаев — внеэкономических методов решения экономических проблем — таких как моральные нормы, традиции и т. п. способы влияния на поведение экономических субъектов, порождающих внешние эффекты. Одной из важных предпосылок решения проблемы внешних эффектов является четкое определение прав собственности. Выяснение и перераспределение соответствующих прав собственности могут происходить путем переговоров вовлеченных в проблему внешних эффектов лиц. Иногда, в случае споров, могут привлекаться и судебные инстанции, например, для определения и защиты прав собственности. После того как права собственности на соответствующие ресурсы и продукты выяснены, их владельцы могут либо сами использовать их для производства и потребления соответствующей продукции, либо продать их заинтересованным лицам. В любом случае “невидимые” прежде для рыночного механизма блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что и приводит к перераспределению ресурсов и продуктов и восстановлению эффективного их размещения. Теорема Коуза гласит: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки будут равны. Иными словами, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по перераспределению этих прав были бы незначительны. Тем не менее многие внешние эффекты существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то внешние эффекты не будут устранены. К такому же результату ведет слишком большое число вовлеченных в проблему внешних эффектов субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда внешние эффекты устойчиво присутствуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия: прямые запреты в форме установления стандартов и предельных норм вредных воздействий на окружающую среду, корректирующие налоги и субсидии. Интернализация — включение оценки внешних эффектов (как отрицательных, так и положительных) в затраты или доход производителя этих эффектов. Интернализация создает условия для рыночного регулирования внешних эффектов и в идеале — установления их оптимального уровня. Корректирующий налог (налог Пигу) — плата, взимаемая с производителей отрицательных внешних эффектов, уравнивающая частные затраты с общественными: Т= МЕС, где Т — размер корректирующего налога. Важная сфера деятельности государства — создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее рынки и подключить под государственным контролем рыночный механизм к решению проблемы внешних эффектов, например, механизм перепродажи лицензий на загрязнения.
|