![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Труд как общественно-полезная деятельность.Стр 1 из 107Следующая ⇒
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели Изменяя в процессе труда окружающую естественную среду и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества Сложность и многоаспектность процесса труда, с одной стороны, и ни с чем не сравнимое социально-экономическое значение труда, с другой, обусловили активный интерес к нему различных наук. Особенности труда как объекта исследования, состоит в том, что, во-первых, труд — это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективной, рационально организованной; во-вторых, труд – это одно из главных условий жизнедеятельности не только отдельного лица, но и любого предприятия или организации, а также общества в целом; в-третьих, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые образовывают стрежень общественного отношения на уровне экономики в целом, на уровне региона, предприятия и микро коллектива. процесс труда — суть единства трех простых моментов (собственно труда, средств труда и предметов труда), задача организации такого процесса состоит в том, чтобы обеспечить наиболее рациональное использование, с одной стороны, живого труда (рабочей силы), а с другой — вещественных элементов этого процесса (орудий и предметов труда, которые в совокупности являются средствами производства) Предме́ т труда́ — вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация. Сре́ дства труда́ — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА - состав, характер, объем и разнообразие выполняемых работником трудовых функций. С. т. определяется сложностью выполняемых работником трудовых функций, насыщенностью трудового процесса умственной деятельностью, творческими элементами, степенью самостоятельности работника при выполнении работы. УСЛОВИЯ ТРУДА — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Основные формы его проявления — это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Характер труда определяет технико-экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, социальные различия: общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п. Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности. В зависимости от различий в содержании труд классифицируетс я на: · творческий и репродуктивный (стереотипный), · физический и умственный, · простой и сложный, · исполнительный и организаторский (управленческий), · самоорганизованный и регламентированный. Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, т.е. его особенностью является повторяемость (шаблонность) приемов достижения результата. Если творчество характеризуется получением чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего, то репродуктивная деятельность сводится к получению " стандартного" результата. Физический труд характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его в технологический процесс, исполнительскими функциями в трудовом процессе. Все эти признаки взаимосвязаны и только в единстве дают характеристику физического труда как социального процесса. Умственный труд включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении. В условиях труда можно выделить следующие основные компоненты: --социально-производственные (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда |от места жительства) --социально-экономические (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы) --социально-гигиенические (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность). --социально-психологические (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями). ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА — система устройства и регулирования совместного труда работников организации (предприятия), аппарата управления, органов государственной власти и др. формирований. В процессе труда люди взаимодействуют с вещественными элементами производства и между собой. Интенсивность труда — затраты работником физической, умственной и нервной энергии за единицу рабочего времени. НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на ЦНС, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим Н. т., относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы. Тяжесть труда — характеристика трудовой деятельности, определяемая степенью совокупного воздействия всех элементов условий труда на функциональное состояние человека — его работоспособность, состояние здоровья и процесс воспроизводства рабочей силы. Профессионализм — способность человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Профессионализм предполагает: · возмездность деятельности. Профессионал бесплатно не работает, это его хлеб. · осуществление деятельности по принятым правилам и методикам; · соблюдение признаваемых другими профессионалами требований к ее процессу и результатам. Компете́ нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за единицу времени. Эффективность труда выражает степень результативности труда при наименьших трудовых затратах, важным достоинством показателя эффективности труда является отражение в нем экономии трудовых ресурсов. КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ — совокупность свойств, характеризующих условия труда и организацию труда (производства, быта, отдыха) с позиций наилучшей реализации способностей работника(интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.). Качество труда — одна из важнейших категорий, которая влияет на объемы выпуска продукции. Оценка качества труда — это сравнительная оценка, которая представляет собой сопоставление характеристик живого труда, взятого за эталон. Сравнительная оценка способствует развитию как профессиональных, так и личностных качеств работника, которые необходимы не только конкретному работнику для эффективного труда на данном рабочем месте, но и желательны для достижения трудовых целей коллектива.
|